Файл: Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях. Международные стандарты бухгалтерского учета (Основные нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В условиях постоянного изменения окружающей действительности, условий деятельности, правового поля, самой организации может возникнуть необходимость внесения изменений в учетную политику.

Законодательно это может производиться при следующих условиях:

1) изменении законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральных и отраслевых стандартов;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения».

Следует обратить внимание на то, что законодательными и нормативными документами формулируются лишь общие положения определенных разделов учетной политики, конкретные положения должны быть разработаны на каждом конкретном предприятии, в организации. [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].

Принятая организацией учетная политика должна быть оформлена соответствующей организационно-распорядительной документацией. Причем элементы, требующие детальной разработки, рационально разместить как приложения к конкретному приказу (распоряжению).

При формировании учетной политики выбираются способы ведения учета, соответствующие вышестоящим уровням законодательных и нормативных документов и наиболее подходящие данной организации. Важным разделом учетной политики является организация документооборота. [Гетьман В.Г. Резервы совершенствования бухгалтерского учета и отчетности коммерческих организаций в России // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 41. С. 22].

Для улучшения качества выполнения данного вида работ можно рекомендовать применение электронных документов и цифровых подписей. Организации, использующие электронный документооборот, ускоряют процесс оформления, печати, обработки, пересылки документов.

Электронный документооборот позволяет сократить издержки затрат на документацию, исключает риски, связанные с потерей документов, медленной доставкой, некорректным заполнением бумаг. Перспективно применение компьютерных технологий в бухгалтерском и налоговом учете. [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].


Совершенствованием учетной политики в организациях потребительской кооперации является выбор наиболее прогрессивной формы бухгалтерского учета – автоматизированной, с использованием специальных бухгалтерских программ, особенно адаптированных для её многоотраслевого характера деятельности. Это могут быть «1:С Предприятие 8.3», «АСТОР», «РАРУС» и т. д.

Следствием внедрения систем автоматического учета информации в организациях, на предприятиях становятся:

значительное повышение производительности труда и снижение трудозатрат;

снижение количества ошибок в документации, отчетах и т. д.;

повышение эффективности и достоверности учета;

удобство в обработке большого объема информации. [Гетьман В.Г. Резервы совершенствования бухгалтерского учета и отчетности коммерческих организаций в России // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 41. С. 22].

Данный способ обработки хозяйственных операций при ведении бухгалтерского учета окажет существенное влияние на организационную структуру субъекта хозяйствования, а также на процедуры и методы внутреннего контроля. Компьютерная технология характеризуется рядом особенностей, которые следует учитывать при оценке условий и процедур контроля. Все эти факторы нужно учесть при составлении учетной политики организаций.

Вывод

Система контроля за качеством представляемой финансовой информации и отчетности должна базироваться на внутренних, внешних и рыночных механизмах. В основе данных механизмов заложена качественная система корпоративного управления компаниями, подразумевающая: высокую самодисциплину при подготовке отчетности; рыночные силы, наказывающие компании за некачественную отчетность; институциональный надзор со стороны судебной системы и независимых аудиторских компаний.

Глава 2. Международные стандарты  бухгалтерского учета.


2.1. Тенденции развития российских стандартов бухгалтерского учета в контексте международных стандартов финансовой отчетности

Основная цель реформирования системы бухгалтерского учета в России сформулирована как приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. [Гетьман В.Г. Резервы совершенствования бухгалтерского учета и отчетности коммерческих организаций в России // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 41. С. 22].

Особое внимание уделено становлению нормативного регулирования бухгалтерского учета. Большая часть специалистов в области бухгалтерского учета, поддерживает четырехуровневую систему нормативных документов.

В области нормативного регулирования центральной задачей является разработка национальных стандартов (положений по бухгалтерскому учету – ПБУ). Для реализации этой задачи необходимо определение круга стандартов, необходимых к внедрению; обоснование последовательности их внедрения; определение этапов разработки положения (стандарта) и его структура.

Возможно применение системы критериев, определяющую последовательность разработки стандартов. В результате анализа каждого из объективных критериев, возможна следующая, последовательность внедрения стандартов. [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].

Заключительным этапом рассмотренного алгоритма, является разработка национальных стандартов – положений по бухгалтерскому учету.

В международной практике ведущая роль в этом процессе принадлежит Комитету по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].

По аналогии с КМСФО в России была создана Межведомственная комиссия по реформированию бухгалтерского учета и отчетности.


Одним из недостатков действующей процедуры разработки ПБУ является вовлечение в этот процесс ограниченного круга специалистов, в области бухгалтерского учета, причем основная масса будущих пользователей (практикующих бухгалтеров и аудиторов) не только не имеет возможности вносить свои предложения и замечания на стадии разработки проекта стандарта, но зачастую и не знает о нем. [Василевич И.П., Уткин Ф.А. Вопросы трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО // Бухгалтерский учет. – 2003. C. 56].

В настоящее время согласно Программе реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой от четности, утвержденной Постановлением № 283 от 6 марта 1998 г., разработка российских стандартов в соответствии с МСФО осуществляется в рамках действующего законодательства (т.е. сохраняется континентальная модель бухгалтерского учета), тогда как МСФО, формировавшиеся на основе англо-американской модели, предполагают использование принципа «приоритет экономического содержания над юридической формой».

Существующая система обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области финансового учета приводит к быстрому устареванию знаний выпускников вузов и курсов послевузовской подготовки в связи с постоянными изменениями российского законодательства по финансовому учету и отсутствием целостной системы российских стандартов. [Василевич И.П., Уткин Ф.А. Вопросы трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО // Бухгалтерский учет. – 2003. C. 56].

Поэтапное внедрение российских стандартов вынуждает организации вести постоянные затраты на обновление программных продуктов по мере того, как вводятся в действие новые стандарты.

В этой связи можно сделать вывод о целесообразности использования системного подхода в процессе реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности. Системность предполагает исследование объекта (в данном случае системы показателей хозяйственной деятельности) в тесной взаимосвязи с внешней средой, когда сначала устанавливаются общие принципы функционирования системы и лишь затем, на их основании создаются подсистемы. [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].


В качестве исходного допущения можно сказать о том, что систему финансового учета компаний, перешедших на МСФО или собирающихся применять данные стандарты, необходимо вывести за рамки национального законодательства. [Василевич И.П., Уткин Ф.А. Вопросы трансформации бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО // Бухгалтерский учет. – 2003. C. 56].

Цель реформы бухгалтерского учета и отчетности: повышение эффективности интеграции России в мировую экономику через переход общественно значимых организаций, компаний с котируемыми ценными бумагами и других заинтересованных хозяйствующих субъектов на Международные стандарты финансовой отчетности.

Особого внимания заслуживает положение, которое сложилось с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности в Российской Федерации. В последнем плане счетов, разработанном и утвержденном в централизованном порядке Министерством финансов, отдельных разделов счетов доходов и расходов не предусмотрено, для этого предназначены – счет 90 «Продажи» и счет 91 «Прочие доходы и расходы». [Колесник Н. Ф. Переход на Международные стандарты финансовой отчетности для IPO (Первичное публичное размещение) / Н. Ф. Колесник, Е. А. Колесникова // Образование и наука в современных условиях : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 окт. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (5). — С. 308].

Таким образом, российский План счетов носит консервативный характер и жестко регламентирован, так как, согласно Инструкции к плану счетов, без разрешения Минфина РФ на местах запрещается вводить новые Бухгалтерский, управленческий учет и аудит 11 синтетические счета.

Такое ограничение не способствует развитию демократизации и либерализации бухгалтерского учета. Помимо этого, введение нового плана счетов является чрезвычайно дорогим мероприятием для нашей страны, стоимость которого исчисляется примерно в три миллиарда рублей. [Богатая И.Н., Евстафьева Е.М. Исследование современных тенденций развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 25. С. 2].

В условиях, когда система финансового учета выводится за рамки национального законодательства и возрастает роль субъективного профессионального суждения при формировании финансовых показателей деятельности организаций, на первый план выходит проблема контроля за соблюдением стандартов финансовой отчетности.