Файл: Ликвидность и платежеспособность банка и основы управления ими в ПАО << Банк Кредит - Москва >>.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы ликвидности
1.1. Понятие ликвидности и платежеспособности банка
1.2. Подходы к оценке ликвидности и платежеспособности банка
Глава 2. Анализ ликвидности и платежеспособности ПАО «Банк Кредит-Москва»
2.1. Организационно-экономическая характеристика банка
2.3. Анализ платежеспособности банка
3.1. Пути улучшения ликвидности и платежеспособности банка
3.2. Оценка эффективности мероприятий по улучшению ликвидности и платежеспособности банка
Выводы по Главе 2
1. Акционерный коммерческий банк «Кредит-Москва» работает на российском рынке банковских услуг с 1988 г. и совершает банковские операции на основании выданной ЦБ РФ Генеральной лицензии №5. Миссия Банка - быть надежным финансовым партнёром малого и среднего бизнеса.
2. В 2013-2015 гг. финансовый результат банка ухудшается За 2014 г. прибыль после налогообложения составила лишь 42,31 % от уровня 2013 г. А в первом полугодии 2015 г. деятельность банка убыточна – убыток составил 5 787 тыс.руб. Доля собственного капитала в совокупных пассивах, начиная с 2014 г., снизилась ниже рекомендуемого значения в 10 %.
3. Несмотря на то, что обязательные нормативы банком выполняются, в 2015 г. отмечается их ухудшение. За первое полугодие 2015 г. норматив мгновенной ликвидности сократился на 19,8 п.п., текущей ликвидности – на 12,5 п.п., а норматив долгосрочной ликвидности, напротив, вырос на 26,3 п.п.
4. Увеличивается доля проблемных ссуд: если по итогам 2013 г. она составляла 3,1 % от общей величины активов банка, то по итогам первого полугодия 2015 г. – 5,2 %.
Глава 3. Разработка предложение по улучшению ликвидности и платежеспособности ПАО «Банк Кредит Москва»
3.1. Пути улучшения ликвидности и платежеспособности банка
Важнейший внутренний фактор улучшения ликвидности и платежеспособности ПАО «Банк Кредит Москва» - рост прибыли (как показал проведенный анализ в первом полугодии 2015 г. деятельность банка была убыточной).
Поставив в качестве главной цели получение максимальной прибыли, банк должен дифференцировать свои продукты и услуги по нескольким ключевым направлениям: надежное обеспечение; расширение сети и высокое качество услуг, гарантирующих точность и быстроту операций.
Предлагаемая стратегия роста доходов состоит из четырех основных компонентов:
1) получение доходов от основной деятельности;
2) предоставление широкого спектра продуктов в соответствии с заказами и пожеланиями клиента посредством взаимодействия менеджеров по работе с
клиентами и менеджеров продукта;
3) четкая сегментация клиентской базы в соответствии с прибыльностью и рискованностью;
4) четкое определение склонности к риску и приведение ее в соответствие с бизнес-стратегией.
В качестве базового инструмента стратегического управления в ПАО «Банк Кредит Москва» предлагается использовать сбалансированную систему показателей (BSC), а в качестве финансовых целей следует принять рост доходов за счет расширения рынков (с точки зрения производительности - увеличение рентабельности инвестированного капитала); по клиентской составляющей - предоставлять клиентам необходимую и своевременную информацию и технологические решения, позволяющие быстро предпринимать эффективные действия и получать явную выгоду; развивать стратегические взаимоотношения с крупными потребителями и способствовать созданию мнения об организации как о надежном и авторитетном коммерческом банке.
При совершенствовании внутренних процессов необходимо знать и понимать рабочие процессы клиентов с тем, чтобы предоставлять им актуальную информацию о разработке и развитии продукта и возможностях партнерства; в части операций нужно укреплять надежность систем и обеспечивать стабильно высокое качество обслуживания. Среди ключевых факторов успеха ПАО «Банк Кредит Москва» следует выделить, как было указано выше, эффективное управление рисками.
На рис. 1 представлены рекомендуемые банку направления реализации стратегической карты в рамках концепции сбалансированной системы показателей на основе стратегии кредитования, которая является одной из приоритетных бизнес-стратегий коммерческого банка.
Использование стратегической карты позволит руководству ПАО «Банк Кредит Москва» на регулярной (ежемесячной) основе осуществлять мониторинг:
- хода реализации кредитной политики;
- проектов, связанных с повышением эффективности кредитного процесса;
- степени вовлеченности персонала в процесс реализации кредитной политики;
- достижения целей и задач кредитной политики в части снижения рисков и минимизации затрат.
Составляющая BCS |
Причинно-следственные связи |
Цели |
Показатели |
Финансовая |
Рост прибыльности Увеличение работающих активов Рост продаж Повышение доходов от стратегических клиентов Расширение сбытовых возможностей Снижение удельного веса проблемных и просроченных кредитов |
Повышение уровня прибыльности корпоративного блока |
Доходность кредитного портфеля, маржинальный доход от кредитования |
Увеличение объемов кредитования |
Объем портфеля в разрезе крупного, среднего и малого бизнеса |
||
Сохранение качества кредитного портфеля |
Объем просроченной задолженности, удельный вес кредитов с просроченной задолженностью свыше 90 дней в кредитном портфеле, уровень диверсификации портфеля в разрезе категорий клиентов |
||
Клиентская |
Увеличение количества стратегических клиентов Повышение спроса на кредитные продукты Повышение лояльности клиентов Удовлетворение потребностей клиентов |
Рыночная экспансия |
Доля рынка в целевых сегментах, количество клиентов |
Конкурентоспособность |
Удовлетворенность клиентов продуктами и сервисом; уровень лояльности клиентов; конкурентная позиция банка |
||
Качество внутренних бизнес-процессов |
Эффективное методологическое и организационное обеспечение Оперативность принятия решений о выдаче кредитов Гибкость реагирования на потребности клиента с изменением условий кредитования Фокус на потребности рынка. Соответствие продуктов запросам клиентов |
Фокус на потребностях рынка |
Соответствие ассортимента и уровня цен ожиданиям клиентов |
Высокая оперативность принятия решений |
Скорость рассмотрения заявок; учет региональных особенностей и степени их влияния на продуктовую политику банка |
||
Гибкость реагирования на потребности клиентов |
Возможности изменения лимитов и регламентов банка «под клиента». Рентабельность операций с клиентами при индивидуальном ценообразовании |
||
Составляющая обучения и развития |
Повышение эффективности деятельности персонала Сосредоточение деятельности персонала на потребностях клиентов |
Клиентоориентированность бизнес-процессов |
Обеспечение информацией о рынке, о клиентах и их потребностях |
Нацеленность сотрудников на общий результат |
Удовлетворенность работников |
||
Рост производительности труда |
Уровень затрат и доходов на одного работника |
||
Рисунок 1 - Стратегическая карта банка |
Таким образом, при определении устойчивости и надежности банка его надо рассматривать как условно-открытую систему, то есть упорядоченную, самостабилизирующуюся и самоорганизующуюся целостность.
3.2. Оценка эффективности мероприятий по улучшению ликвидности и платежеспособности банка
При оценке эффективности предлагаемых мероприятий будем исходить из того, что они позволят сократить долю проченных кредитов в кредитном портфеле банка. Этот показатель составил на 01.07.2015 г. 5,2 %. Целевым показателем принимается значение на 01.01.2014 г. – 3,1 %.
Ссудная задолженность банка на 01.07.2015 г. составила 5 383 211 тыс.руб., в том числе просроченные кредиты – 553 352 тыс. руб. Планируемый показатель: 5 383 211 * 3,1 % = 166 880 тыс. руб. Планируемое снижение просроченной задолженности: 553 352 – 166 880 = 386 472 тыс. руб.
В результате внедрения предлагаемых мероприятий денежные средства в размере 386 472 млн. руб. будут введены в оборот, главным образом, выданы в качестве кредитов.
Средняя процентная ставка по кредитам в ПАО «Банк Кредит Москва» в 2015 г. составляет 20 %. Средний срок предоставления кредитов по данным банка составляет 360 дней.
Рассчитаем дополнительную прибыль, которую получит банк при введении в оборот денежных средств в результате возврата кредитов:
П = 386 472 * 20 % = 77 294 тыс. руб.
Таким образом, экономический эффект от внедрения предлагаемых мероприятий составляет 77 294 тыс. руб.
Выводы по Главе 3
В целях улучшения ликвидности и платежеспособности ПАО «Банк Кредит Москва» рекомендовано:
1) увеличение прибыли банка за счет получения доходов от основной деятельности; предоставления широкого спектра продуктов в соответствии с заказами и пожеланиями клиента посредством взаимодействия менеджеров по работе с клиентами и менеджеров продукта; четкой сегментации клиентской базы в соответствии с прибыльностью и рискованностью; четкого определения склонности к риску и приведения ее в соответствие с бизнес-стратегией;
2) в качестве базового инструмента стратегического управления в ПАО «Банк Кредит Москва» предлагается использовать сбалансированную систему показателей (BSC), а в качестве финансовых целей следует принять рост доходов за счет расширения рынков (с точки зрения производительности - увеличение рентабельности инвестированного капитала); по клиентской составляющей - предоставлять клиентам необходимую и своевременную информацию и технологические решения, позволяющие быстро предпринимать эффективные действия и получать явную выгоду; развивать стратегические взаимоотношения с крупными потребителями и способствовать созданию мнения об организации как о надежном и авторитетном коммерческом банке.
Экономический эффект от внедрения предлагаемых мероприятий составляет 77 294 тыс. руб.
Заключение
Ликвидность банка – это способность банка рассчитываться по своим долговым, внебалансовым и финансовым обязательствам перед вкладчиками, кредиторами и другими контрагентами своевременно и с минимальными расходами, а также способность банка осуществлять кредитные операции в соответствии со стандартами своей кредитной политики. Понятие «платежеспособность» более широкое. Для того чтобы банк имел возможность постоянно рассчитываться по своим обязательствам и осуществлять эффективную деятельность, ему необходимо получать доходы в объемах, необходимых для дальнейшего расширения деятельности. Это возможно в процессе осуществления активных операций. Категория «платежеспособность» включает способность банка удовлетворять кредитные заявки своих клиентов.
Акционерный коммерческий банк «Кредит-Москва» работает на российском рынке банковских услуг с 1988 г. и совершает банковские операции на основании выданной ЦБ РФ Генеральной лицензии №5. Миссия Банка - быть надежным финансовым партнёром малого и среднего бизнеса.
Проведенный анализ показал, что в 2013-2015 гг. финансовый результат банка ухудшается За 2014 г. прибыль после налогообложения составила лишь 42,31 % от уровня 2013 г. А в первом полугодии 2015 г. деятельность банка убыточна – убыток составил 5 787 тыс.руб. Доля собственного капитала в совокупных пассивах, начиная с 2014 г., снизилась ниже рекомендуемого значения в 10 %.
Несмотря на то, что обязательные нормативы банком выполняются, в 2015 г. отмечается их ухудшение. За первое полугодие 2015 г. норматив мгновенной ликвидности сократился на 19,8 п.п., текущей ликвидности – на 12,5 п.п., а норматив долгосрочной ликвидности, напротив, вырос на 26,3 п.п.
Увеличивается доля проблемных ссуд: если по итогам 2013 г. она составляла 3,1 % от общей величины активов банка, то по итогам первого полугодия 2015 г. – 5,2 %.
В целях улучшения ликвидности и платежеспособности ПАО «Банк Кредит Москва» рекомендовано:
1) увеличение прибыли банка за счет получения доходов от основной деятельности; предоставления широкого спектра продуктов в соответствии с заказами и пожеланиями клиента посредством взаимодействия менеджеров по работе с клиентами и менеджеров продукта; четкой сегментации клиентской базы в соответствии с прибыльностью и рискованностью; четкого определения склонности к риску и приведения ее в соответствие с бизнес-стратегией;
2) в качестве базового инструмента стратегического управления в ПАО «Банк Кредит Москва» предлагается использовать сбалансированную систему показателей (BSC), а в качестве финансовых целей следует принять рост доходов за счет расширения рынков (с точки зрения производительности - увеличение рентабельности инвестированного капитала); по клиентской составляющей - предоставлять клиентам необходимую и своевременную информацию и технологические решения, позволяющие быстро предпринимать эффективные действия и получать явную выгоду; развивать стратегические взаимоотношения с крупными потребителями и способствовать созданию мнения об организации как о надежном и авторитетном коммерческом банке.
Экономический эффект от внедрения предлагаемых мероприятий составляет 77 294 тыс. руб.
Список литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
Об обязательных нормативах банков. Инструкция ЦБ РФ от 3.12.2012. № 139-И.
Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности (утв. Банком России 26.03.2004 № 254-П) (ред. от 18.06.2015).
Астрелина В.В. Управление ликвидностью в российском коммерческом банке. – М.: Инфра-М, 2012.
Буздалин А. Надежность банка. От формализации к оценке. – М.: Либроком, 2015.
Вавилова Е.С., Мякишев М.А., Ковешникова Е.В. Совершенствование инструментария управления риском ликвидности в коммерческих банках России // В сборнике: СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ КАФЕДРЫ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА Ответственный редактор: кандидат экономических наук Я.Ю. Радюкова. Тамбов, 2014. С. 56-65.
Гамза В., Такчук И., Жилкин И. Безопасность банковской деятельности.- М.: Юрайт, 2014.
Джумабаева А.К. Финансовое состояние кредитных организаций // В сборнике: II Манякинские чтения: уникальный туристско-рекреационный потенциал «Московско-Сибирский тракт» («Золотое кольцо Прииртышья») как элемент устойчивого развития региона» материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей, теоретиков и практиков. 2013. С. 38-43.
Костерина Т. Банковское дело. – М.: Юрайт, 2015.
Круковская А.Ю. Методы оценки риска ликвидности, применяемые российскими банками // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 3. С. 50-53.
Любич А.А., Волошин И.В., Ткачук В.А. Антикризисное управление банком: моделирование привлечения денежных средств для поддержания его ликвидности // Управляющие системы и машины. 2014. № 3 (251). С. 81-86.