Файл: Процесс монополизации рынка(в теории и на практике).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства.

Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А также монопольное положение дает возможность производителю (предпринимателю) самостоятельно ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара и влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен для получения более высокой прибыли.

Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один-единственный продавец и отсутствует возможность для вхождения других.

Регулированию монополий уделяется большое внимание в разных странах в рамках антимонопольного законодательства. Рассмотрены примеры регулирования естественных монополий в США и России. Первый в России антимонопольный закон был принят в 1991 году, а закон о регулировании естественных монополий принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации.

Тема регулирования естественных монополий особенно актуальна в России, так как законодательная база в ней ещё очень слабо развита, и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учесть фактор естественных монополий.

На сегодняшний день проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения  важнейших на рынке, что  газпром вызывает нерациональное  контрольный распределение ресурсов  также и обусловливает усиление  интересам неравенства доходов. Монополия,  продиктовано безусловно, снижает  организации жизненный уровень  газа населения. Далеко  ровом не всегда фирмы-монополисты  позволяет используют в полной  также мере свои  второго возможности для  утвержденной обеспечения роста  давления научно-экономического потенциала. Дело  именно в том, что  венный вследствие существования  компании ограничений для  находят вступления в отрасль  участие монополии не имеют  использовать достаточных стимулов  циала для повышения  дочерних эффективности за счет  экономии НТП, так  организации как нет  освоением конкуренции.


С другой  энергетическом стороны, многое  регламентных свидетельствует в пользу  газа монополий. Продукция  сятилетий монополистических компаний  права отличается высоким  традиционно качеством. Монополизация  хранение воздействует на повышение  являются эффективности производства:  ляются только крупная  личило фирма на защищенном  венный рынке обладает  тельных достаточными средствами  полуострова для успешного  высших проведения исследований  оценить и разработок.

Объектом настоящего  экспорт исследования является  способной деятельность естественных  отношения монополий, а также  также механизм демонополизации  прочности национальной экономики  презентации в условиях рыночной  газа экономики.

Предмет исследования - монополизм в экономике России, его сущность и особенности развития, система экономических отношений, определяющая механизм демонополизации и возможности регулирования монополизма, а также влияние данных процессов на социально-экономическое положение страны.

Цель работы - изучение сущности монополии в современных условиях российской экономики.

Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические подходы к монополизации рынка;

- охарактеризовать монополию Газпром;

- выявить факторы монополии Газпрома.

 Данное исследование проведено на основе критического анализа специальной литературы, законодательных актов и законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений правительства, официальных материалов государственной статистики, публикаций в периодической печати, относящейся к теме исследования.

1. Теоретический подход к монополизации рынка

1.1. Понятие монополии

Вопрос об эффективности монополий и необходимости их существования поднимался экономистами не раз. Отношение научной общественности и государства к разным формам монополий было двойственное всегда: как позитивное, так и негативное. На необходимость дискуссии по этому вопросу указывал Маршалл А.: „…можно многое подчеркнуть из исследования отношений, в каких оказываются интересы монополиста с интересами остального общества, и общих условий, при которых можно было бы создать порядок, более полезный для общества в целом, чем тот, который создал бы монополист”[1]


Одним из первых о возможности количественного определения эффективности функционирования монополий заговорил Ж. Дюпюи[2]. Он указывал на ошибочность применявшейся технологии расчёта полезности хозяйственных работ на тот период времени и вывел общий принцип: „Верхний уровень приобретенной (потерянной) полезности в результате изменения цены равен величине, определяемой как произведение между изменением числа потреблённых благ и половиной изменения цены этих благ”.

Дюпюи Ж. показывал,  него что с помощью  настаивают категорий „потребительский  объединяются излишек” и „относительная  попаданием полезность” можно  года количественно измерить  держке приобретенную (потерянную) полезность,  также которая распределяются  концепция между затратами  развитие и выигрышами потребителей. Это  газпром будет общая  вующие величина чистых  газа потерь (выигрыша) общества  сятилетий в результате изменений  также цены[3].

Дюпюи Ж стал  тельствует использовать аналитические  кубометров возможности открытого  многие им подхода для  долгосрочной оценки размера  вующие эффекта, получаемого  экспорт обществом от существования  компании монополий. Особенно  напомнить активно обсуждение  завершено социальной цены  газопровода процесса монополизации  бергманна развернулось в конце ХІХ начале ХХ века  высоким после принятия  чтобы в 1890 г. Конгрессом  снижению США Антитрестовского  региональная закона Шермана. На минусы  досто монополизации указывают  соглашений многие экономисты[4].

Это,  ности прежде всего  происходит отсутствие конкуренции,  газотранспор и как следствие  тельных возможное исчезновение  необходимую стимулов развития  обособленные и качественного улучшения  традиционно продукции. Также  ложение остается открытым  традиционно вопрос о корректном  группируются разделении прибыли  газа монополиста на „монопольную”,  досто то есть сверхприбыль  участие за счёт монопольной  попаданием власти и естественную,  таким как рентабельного  рального предприятия. Как  уплата пример множества  составил злоупотреблений существования  трех монопольных объединений  дополнительных служит корпорация Microsoft,  венным к которой предъявлено  структура большое количество  добыча исков, проигранных  монополии в судебных процессах[5].

Однако,  диктовать по всей видимости,  регионами такая организационная  может форма – единственный  потому способ производить  приумножение продукт такого  сельских класса как  перспективных операционная система,  элементы гарантировать её качество  ограничивает и обеспечивать поддержку. В  повышение настоящее время  концепция преобладающим воззрением  уплата является подход  утвержденной разделения монополии  первых на несколько фирм,  которые то есть переход  газовом к олигопольной структуре  газпром рынка. Таким  крупных образом, повышается конкурентность отрасли,  ситуации увеличивается объём  попаданием производства, ассортимент  налоговые продукции, её качество. Существует  бергманна ряд классических  менее примеров, подтверждающих  ские эту точку  регламентных зрения: разделение  соблюдение американской корпорации «AT&T» в  прома прошлом веке  эконом привело к понижению  годов цен на телекоммуникационные  структуры услуги, увеличилась  корпоративного эффективность её работы.


В  газпрому тоже время  может с образованием монополистических  ности образований конкуренция  ежегодно существовать не перестала,  полож она приобрела  никаких иные формы,  газа перешла границы  стратегической национальных хозяйств  западной и стала определять  находят условия производства  освоению мирового рынка. Монополии  роде значительно глубже  привносит втянуты в процесс  осуществляемое международное разделение  социальной труда. Современные  составляет монопольные объединения  мена занимаются серьёзными  газоснабжения исследованиями рынков  освоению сбыта, источников  позволяет энергии, сырья,  потребуются капитала и рабочей  ляются силы, технических  утвержденной возможностей, используют  концепция широко распространённую  газпрому статистическую информацию. На  регламентных их базе делаются  устойчивости соответствующие прогнозы,  комплекса разрабатывается долгосрочная  прома стратегия в области  продавать производства, инвестиций,  региональная исследований и разработок.

Понятие «монополизация» впервые  мест появилось в американском  продавать антимонопольном праве  газовая при подготовке  почти Закона Шермана (1890). Авторам  темы данного закона  настаивают необходимо было  заключаемые ограничить злоупотребления  продавать трестов, учитывая,  совместно что многие  ruhrgas их действия приводят  вующие к экономии от масштаба  первоначально производства, выгодной  камчатском для потребителей. Законодатели  добыче внесли в текст  реформы закона запрет  концепция на монополизацию, подразумевая  хозяйственный под этим  устойчивости термином активные  давления действия, направленные  имеют на достижение монополии  ситуации и выходящие за рамки  следующих обладания монопольной  осуществляемое властью вследствие  давления наивысшей эффективности[6] .

Для  значительной достоверного суждения  многие о монополистическом или  водственных немонополистическом характере  членов фирмы требуется  нальная ряд показателей,  рождением характеризующих ее экономические  цесс позиции и поведение. Важнейшим  нормати из них является показатель  масштабы концентрации производства  роста и капитала. Однако  степени количественная оценка не  соглашений имеет смысла  моноп без качественного  газпром анализа как рыночных  ситуации отношений, в которые  тельных вступает фирма,  хозяйственный так и ее внутренних  компании производственных отношений[7].


Количественная  диспетчерского оценка степени  другими монополизации может  моноп быть дана  готовы в двух плоскостях. Первая - сравнительная  среди величина экономического  только потенциала крупнейших  оказывая фирм рассматриваемой  степени отрасли, которая  газа может быть определена  достичь по размеру совокупных  экспорт активов. Вторая - относительная  находят доля отраслевого  появление продукта в руках  прочности крупнейших фирм. Монополия,  баланс как правило,  фактически сосредоточивает в своих  оценить руках развитые,  только технически совершенные  чтобы средства производства.

В среднем отрасли с высоким уровнем монополизации осуществляют значительные капиталовложения в новую технику. Кроме того, монополии привлекают наиболее квалифицированные рабочие кадры за счет предлагаемой ими более высокой заработной платы. Однако они могут скомпенсировать увеличивающиеся в связи с этим издержки производства продукции, так как сочетание высококвалифицированного труда и передовых средств производства значительно повышает производительность труда. Крупнейшие участники рынка, не полагаясь только на ресурсы рынка труда, сами организуют подготовку для собственных нужд рабочей силы недостающих профессий[8].

1.2. Виды и формы монополий

Современная экономическая теория выделяет три типа монополий: монополия отдельного предприятия; монополия как соглашение; монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь  приро монопольного положения  газпроме первым путем  учредителем нелегко, о чем  степени свидетельствует сам  ству факт исключительности  тысячи этих образований. Кроме  спонсорство этого, этот  высших путь к монополии  налоговые можно считать  данным наиболее приемлемым,  кроме поскольку он предусматривает  второго постоянное повышение  значимых эффективности деятельности,  пней достижения преимущества  петропа над конкурентами[9].

Более  расширения доступным и распространенным  прав является путь  рамки соглашения нескольких  типа крупных фирм. Различают  мест следующие основные  многие формы монополистических  уплата объединений: картель,  одной синдикат, трест,  выручка многоотраслевой концерн.

Существуют  тему разные виды  является монополий, которые  связанных можно классифицировать  ровом на три основных:  систему естественная, административная  закачку и экономическая[10].