Файл: Теоретические основы управления мотивацией персонала..pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы управления мотивацией персонала
1.1 Понятие, сущность и особенности мотивации персонала
1.2 Основные методы управления мотивацией персонала на предприятии
Глава 2 Мотивация персонала и стимулирование персонала на ООО «Лукойл Волганефтепродукт»
2.1 Характеристика ООО «Лукойл Волганефтепродукт
В ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» разработан инструментарий для формирования и сплочения команды. Основными инструментами корпоративной культуры ООО «Лукойл-Волганефтепродукт»:
- празднование важнейших событий в жизни компании, организация корпоративных праздников;
- проведение внутрикорпоративных спортивных мероприятий;
- организация различных конкурсов, позволяющих раскрыть творческий потенциал сотрудников;
- выпуск корпоративной газеты «Включайся» и в будущем – адаптационного издания «Справочник сотрудника»;
- создание музея ООО «Лукойл-Волганефтепродукт»;
- видеоролики о компании;
- организация выездных совещаний на другие филиалы.
2.3 Недостатки методов управления персоналом
Также среди показателей, определяющих эффективность системы управления персоналом, следовательно, и любого другого кадрового процесса представляются весьма важными следующие:
- состояние социально-психологического климата в коллективе;
- степень удовлетворенности работников;
- готовность персонала к преобразованиям;
- степень сплоченности персонала и развития корпоративной культуры и ряд других.
Для определения вышеперечисленных показателей предприятию необходимо применить распространенные методы, применяемые при социологических исследованиях, такие как наблюдение, опрос/анкетирование, экспертная оценка и т.д.
Различия в поведении сотрудников в организации обусловливаются множеством факторов: личностные особенности сотрудников, а также иным немаловажным факторов является возраст. Статистическими данными установлено, что группу людей с психологически адекватными реакциями составляют преимущественно молодые сотрудники (до 25 лет). К группе сотрудников с опасностью психогенных расстройств большинство принадлежит к более, старшей возрастной группе (свыше 36 лет).
Средний возраст работающих в ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» 01.01.2013 г. составляет 41 год. Сотрудников организации в возрасте от 36-54 лет - 1042 чел., что составляет 60,6 % от общей численности персонала. Сотрудников от 55-60 лет – 121 чел., что составляет 7% от общей численности персонала. Сотрудников свыше 60 лет – 11 чел., что составляет 0,6% от общей численности.
Для определения эффективности мотивации в системе управления персоналом, была составлена анкета и проведен опрос работников.
В анкете были заданы вопросы разным категориям персонала для того, чтобы ответить на следующие, интересующие нас вопросы:
- понимание персоналом, что такое реорганизация;
- определение степени эффективности внутриорганизационных коммуникаций;
- состояние социально-психологического климата в коллективе;
- характер взаимоотношений персонала с руководством предприятия,
степень взаимного доверия.
В анкетирование участвовало 55 человек, разных категорий и возраста. Данные представлены в таблицах 3.
Таблица 3 - Распределение респондентов по категориям
Категории персонала |
Количество человек |
% от общего числа опрошенных |
руководители |
7 |
12,73 |
специалисты |
23 |
41,82 |
рабочие |
25 |
45,45 |
всего |
55 |
100 |
На вопрос:
1. Что, по Вашему, означает реорганизация?
Из 55 опрошенных сотрудников, на данный вопрос ответили только 34 человека, что составляет 61,8% от общего количества анкетируемого персонала.
Из них 9 человек (16,4 %) ответили адекватно. Это говорит о том, что только небольшая часть сотрудников ООО «Лукойл-Волганефтепродукт» имеют представление о реформировании, целях и задачах.
2. Как Вы оцениваете морально-психологический климат в коллективе.
Данные результата говорят о том, что морально-психологический климат в коллективе, основная часть персонала предприятия оценивает, как спокойный и доброжелательный. Конфликтным, или ближе к конфликтному, считают 10 человек из прошенных, что составляет 18,2 % от общего числа анкетируемых.
3. Удовлетворены ли Вы моральной (морально-психологической) обстановкой в коллективе?
Часть опрашиваемого персонала (41 человек - 74,5% от общей численности анкетируемых) предприятия, удовлетворена морально-психологической обстановкой внутри коллектива и 14 человек (25,4%) скорее удовлетворены или не удовлетворены вообще.
4. Удовлетворены ли Вы взаимоотношениями с руководством?
Данные исследования говорят о том, что большинство сотрудников, а именно 43 человека, скорее удовлетворены или полностью удовлетворены взаимоотношениями с руководителями, что составляет 78,2% от общего числа опрашиваемых, 12 человек скорее не удовлетворены или полностью не удовлетворены своими отношениями с руководителями, что составило 21,8% от общего числа опрашиваемых.
5. Если бы Вы были руководителем нашей организации, что бы Вы сделали для улучшения положения?
На данный вопрос ответили 28 человек из числа опрашиваемых, что составило 50,9% от общего числа анкетируемых. 13 человек уклонились от ответа на поставленный вопрос, что составило 23,6% от числа опрашиваемых. Остальные затруднились ответить.
Среди ответов на поставленный вопрос, преобладали следующие высказывания:
- улучшили бы материальное положение персонала;
- улучшили бы материально-техническое снабжение предприятия;
- возможности карьерного роста;
- сохранили бы рабочие места.
Проведенный анализ количественных и качественных характеристик персонала, а также результаты опроса, проведенного в виде анкетирования персонала ООО «Лукойл-Волганефтепродукт», выявили следующее:
Не достаточно благоприятный социально-психологический климат наряду с неэффективной системой стимулирования труда, недостаточным вниманием руководителей к сотрудникам и недостаточность информации и рядом других факторов не позволяют развиться у работников такому психологическому состоянию, как приверженность своему делу. Это состояние предполагает готовность человека разделять цели и ценности общего дела, а также стремление сохранять место работы и эффективно выполнять свои обязанности. Испытывая подобные чувства, человек моделирует свое трудовое поведение, в результате чего формируются моральные установки, внутренние мотивы поведения; у него появляется желание преуспеть в профессиональной деятельности.
Заключение
Таким образом, мотивация персонала является побуждением работника к труду, являющееся результирующей системой внутренних элементов побуждения, таких, как потребности, интересы, ценности, с одной стороны, и с другой стороны – отражаемые и закрепляемые сознанием человека факторы окружающей среды, именуемые внешними стимулами, побуждающие человека к трудовой деятельности.
Мотивы труда разнообразны – это объясняется структурой мотива: во-первых, они могут отличаться по потребностям, которые индивид хочет удовлетворить с помощью своей трудовой деятельности; во-вторых, они различаются в зависимости от блага, которые требуются человеку для удовлетворения потребностей; в-третьих, они также различаются и по цене, которую работник готов заплатить за получение необходимых благ.
Определено, что основными методами мотивации являются: административные, экономические, социально-экономические, социально-психологические. В основу избрания и реализации методов мотивации должны быть заложены следующие принципы: целенаправленность; реализуемость: системность; адаптивность; эффективность и др.
Было установлено, что определение компенсационной системы на предприятии полагает надобность компенсировать конкретные вложения со стороны работника в деятельность, а также развитие предприятия. В данном случае это есть прибыль, принесенная предприятию, затраченное время, силы, знания, нервы, и многое другое. Оплата труда работников предприятия являет собой компенсацию работодателем выполненного труда наемного работника на предприятии, которая соответствует количеству и качеству выполненной работником работы.
Выделяют денежную и неденежную формы оплаты труда. Главной является денежная форма, которая позволяет работнику в условиях наличия денег как общего товарного эквивалента и наиболее универсального орудия платежа применять их наиболее рационально для удовлетворения собственных потребностей. К основным функциям оплаты труда, как компенсации за труд на предприятии относят:
1. Мотивационная функция – основана на мотивации труда персонала, т.е. на процессе побуждения работника к определенной деятельности с помощью внутренних и внешних факторов;
2. Воспроизводственная функция: размер оплаты труда должен обеспечить воспроизводство; обеспечивает длительную трудоспособность; обеспечение семьи работника;
3. Стимулирующая. Очень важна для самого предприятия, так как должна вызывать у работника желание к трудовой активности, максимальной отдаче и росту результатов труда.
Библиография
- Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
- Гражданский кодекс РФ часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ, часть третья от 26.11.2001 - № 146-ФЗ.
- Агапцов С.А Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия / С.А Агапцов // Управление магазином, 2011, - №2, - С. 21.
- Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации / О.Е. Алехина // Управление персоналом. – 2012. - № 1 – С. 58-59.
- Баско В.Н. Управление кадрами: наука и практика // Деньги и кредит - 2013, - №10, - С. 41-44.
- Беляева Е.Г. Непрерывное развитие сотрудников, как условие развития компании //Справочник по управлению персоналом - 2014, №5. – С. 27.
- Брагина З.В. Управление персоналом / З.В. Брагина. – М.: КноРус, 2011. – 128 с.
- Вебер М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. – М.: Юрист, 2011. – 702 с.
- Гагаринская Г.П. Мотивация трудовой деятельности персонала на предприятиях различных форм собственности. – Самара: Самарский Дом печати, 2013. – 344 с. +
- Гибсон Дж.Л. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ / Дж.Л. Гибсон, Д.М. Иванцевич, Д.Х. Доннелли. - М.: ИНФРА-М, 2011 – 662 с.
- Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала / В.В. Гончаров. – М.: МНИИПУ, 2011 – 539 с.
- Гулейкова Н. Учимся управлять / Н. Гулейкова // Корпоративный журнал ОАО «Газпром». – 2011. - №4. - С. 38.
- Гулейкова Н. Человеческий капитал / Н. Гулейкова // Корпоративный журнал ОАО «Газпром». – 2010. - №9. - С. 34-36.
- Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда / И. Гущина // Общество и экономика. – 2012. - № 1. - С. 169-174.
- Давыдовский Ф.Н. Содержание и сущность реструктуризации как средства рационализации деятельности организационных систем / Ф.Н. Давыдовский // Управление общественными и экономическими системами. – 2013. – № 2. – С. 1-8.
- Драчева Е.Л. Менеджмент. Учебник / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – М: ИЦ Академия, 2010. – 309 с.+
- Дятлова В.А. Управление персоналом / В.А. Дятлова, А.Я. Кибанова, В.Т. Пихало. - М.: ПРИОР, 2010. – 674с.
- Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: учебное пособие / под ред. Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан.– М.: Гардарики, 2011.– 560с. +
- Зайцев Г.Г. Управление деловой карьерой: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Г.Г. Зайцев, Г.В. Черкасская. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256 с.
- Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Нижний Новгород: НИМБ, 2011. – 720 с.
- Ефимова О.В. Экономика организации / О.В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет, 2010. – 405 с.
- Кибанова А.Я. Управление персоналом организации – 2-е изд., доп. и перераб / А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, - 2014. – 638 с. +
- Казак Н.П. Мотивация персонала относительно достижения стратегических целей организации/ Казак Н.П.// Персонал – 2013 - № 17. – С. 69-75.
- Кардашов В. Мотивация персонала: теория и практика: Об управлении персоналом // Человек и труд. – 2014.- № 10. – С. 80-83.
- Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организаций / В.С. Липатов. – М.: ТОО «Люкс-арт», 2011. – 398с.
- Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала: Учебно-практическое пособие / И.В. Мишурова, П.В. Кутелев. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2011. – 224 с.
- Московая П. Управление персоналом - путь к успеху / П. Московая // Управление персоналом – 2010, №5. – С. 28-29.
- Ньюстром Джон Организационное поведение / Джон Ньюстром, Кейт Девис. - СПб: Издательство «Питер», 2011. - 448 с.
- Огнев А. Как организовать обучение руководителей? / А.Огнев // Управление персоналом. – 2012. – №6 (94) – С.26-27.
- Одегов Ю.Г. Организация службы управления персоналом. Современный подход / Ю.Г. Одегов. - М.: Альфа-Пресс, 2011. – 168 с.
- Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие / С.И. Сотникова. – М.: ИФРА-М, 2010. – 408 с.
- Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом / Э.Е. Старобинский. – М.: «Интел-Синтез», - 2011. – 268с.
- Сухарев С.А. Мировой опыт управления персоналом. Обзор зарубежных источников: Монография. М.: Из-во рос. экон. Акад / С.А. Сухарев, П.В. Журавлев, М.Н. Кулапов. – Екатеринбург: Деловая книга, 2011. – 232 с.
- Уткин Э.А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе / Э.А. Уткин, А.И. Кочеткова. – М.: Изд. АКАЛИС, 2010. – 631 с.
-
Драчева Е.Л. Менеджмент. Учебник / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – М: ИЦ Академия, 2010. – С.195 ↑
-
Кибанова А.Я. Управление персоналом организации – 2-е изд., доп. и перераб / А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, - 2014. – С.165 ↑
-
Гагаринская Г.П. Мотивация трудовой деятельности персонала на предприятиях различных форм собственности. – Самара: Самарский Дом печати, 2013. – С.160 ↑
-
Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: учебное пособие / под ред. Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан.– М.: Гардарики, 2011.– С.135 ↑
-
Магура М.И. Обучение руководителей / М.М. Магура // Управление персоналом. – 2011. – №12 (98) – С. 53. ↑
-
Андреев О. Человеческий фактор / О. Андреев, В. Крамар // Корпоративный журнал ОАО «Газпром». – 2010. - №7-8. - С. 40-41. ↑
-
Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие для вузов / Е.В. Маслов. – М.: Инфра-М, 2011. – С.95 ↑
-
Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом / Э.Е. Старобинский. – М.: «Интел-Синтез», - 2011. – С.109 ↑
-
Лукашевич В.В. Практические занятия по менеджменту: Мастер-класс: Учеб. Пособие / Б.Г. Литвак. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело, 2013. – С. 71. ↑
-
Московая П. Управление персоналом - путь к успеху / П. Московая // Управление персоналом – 2013, №5. – С. 29. ↑
-
Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие / С.И. Сотникова. – М.: ИФРА-М, 2013. – С. 124. ↑
-
Фарадинов В.Ю. Современная теория управления персоналом: Учебник / В.Ю. Фарадинов. – М.: Инфра-М., 2011. – С. 43. ↑
-
Огнев А. Как организовать обучение руководителей? / А.Огнев // Управление персоналом. – 2013. – №6 (94) – С.26. ↑
-
Мишурова И.В. Управление мотивацией персонала: Учебно-практическое пособие / И.В. Мишурова, П.В. Кутелев. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2011. – С. 54. ↑
-
Драчева Е.Л. Менеджмент. Учебник / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – М: ИЦ Академия, 2013. – С. 33. ↑
-
Герчиков В.И. Основы управления персоналом / Б.М. Генкин. – М.: Высшая школа, 2012. – С. 69. ↑