Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации(Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и значение внутренней и внешней среды организации
1.2 Направление анализа внутренней среды организации
1.3 Факторы внешней среды организации
2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.2 Стратегический анализ внутренней среды: SNW-анализ
Как правило SWOT-анализ используется для идентификации и оценки степени воздействия, исследования направлений влияния и силы взаимосвязи различных факторов внешней и внутренней среды организации, а также для установления положения дел на нем и выработки стратегии развития.
При осуществлении анализа на основе данного метода проводятся следующие шаги:
Шаг 1: определения объекта SWOT-анализа;
Шаг 2: анализ внутренней среды и деятельности объекта на предмет выявления его сильных и слабых сторон;
Шаг 3: анализ внешней микро- и макросреды с целью выявления возможностей и угроз для объекта исследования;
Шаг 4: сопоставительный анализ объекта на основе качественных и количественных оценок;
Шаг 5: определение основных стратегических направлений и разработка рекомендаций для их практической реализации.
В процессе SWOT-анализа формируются перечни внешних и внутренних факторов с их разделением на позитивные и негативные. В итоге получаются четыре набора факторов:
Позитивные внутренние факторы - сильные стороны предприятия;
Негативные внутренние факторы - слабые стороны предприятия;
Позитивные внешние факторы - возможности для предприятия;
Негативные внешние факторы - угрозы для предприятия.
Томпсон и Стрикланд предложили следующий примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде [17, c. 245].
Рисунок 1. SWOT - анализ
- Сильные стороны:
А) Выдающаяся компетентность;
Б) Адекватные финансовые ресурсы;
В) Высокая квалификация;
Г) Хорошая репутация у покупателей;
Д) Известный лидер рынка;
Е) Изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации;
Ж) Проверенный временем менеджмент;
З) Наличие инновационных способностей и возможностей их реализации;
И) Преимущества в области конкуренции;
К) Преимущества в области издержек;
Л) Подходящая технология;
М) Возможность получения экономии от роста объема производства.
2. Слабые стороны:
А) Отсутствие четкого стратегического направления развития;
Б) Плохая сбытовая сеть;
В) Неудовлетворительная организация маркетинга;
Г) Недостаточно позитивный имидж на рынке;
Д) Слишком узкий ассортимент на рынке;
Е) Отставание в области исследований и разработок;
Ж) Внутренние производственные проблемы
З) Плохо зарекомендовавшая себя стратегия компании;
И) Недостаток управленческого таланта и умения.
3. Возможности:
А) Выход на новые рынки или сегменты рынка;
Б) Расширение производственной линии;
В) Увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;
Г) Ускорение роста рынка;
Д) Самодовольство среди конкурирующих фирм;
Е) Вертикальная интеграция;
Ж) Появление новых технологий.
4. Угрозы:
А) Неблагоприятные демографические изменения;
Б) Изменение потребностей и вкусов покупателей;
В) Неблагоприятная политика правительства;
Г) Возрастающее конкурентное давление;
Д) Рецессия и затухание делового цикла.
После изучения каждой группы факторов и проверки эффекта синергии от взаимных воздействий факторов в клетки матрицы вписывается соответствующая стратегия организации.
Анализ клеток матрицы и комбинирование факторов из подмножества возможностей и угроз с элементами подмножества слабых и сильных сторон организации дает возможность сформировать четыре общие стратегии организации, представленные на рис. 2.
Рисунок 2. Стратегии SWAT - анализа |
Рассмотрим таблицу более подробно. Если компания имеет больше сильных сторон, чем слабых, а рынок открывает перед ним ряд новых возможностей при практическом отсутствии угроз, то в такой ситуации применяется стратегия «макси-макси». Стратегия «макси-макси» подразумевает, что в такой позиции организация должна предпринимать действия по укреплению своей позиции на рынке, увеличивая долю рынка, диверсифицируя продукты и предлагая всевозможные новинки.
При доминировании слабых сторон и действии компании в благоприятной внешней среде реализуется стратегия «мини-макси». Суть данной стратегии заключается в том, что фирма должна стремиться к выборочному улучшению своей конкурентной позиции, наращивать долевое участие на рынке и одновременно с этим освобождаться от слабых сторон, добиваясь улучшения финансовой ситуации, понижения затрат и повышения конкурентоспособности своей продукции.
Если компания характеризуется доминированием сильных сторон, но отслеживается явная нестабильность среды, то применяется стратегия «макси-мини». Суть стратегии заключается в том, что нестабильность внешней среды предполагает под собой активное использование преимуществ для преодоления угроз, исходящих извне, поиск на рынке благоприятных ниш и дальнейшее наращивание своей доли в них, понижение затрат и модернизацию продуктов.
Внутренняя нестабильность и неспособность эффективно противостоять внешним угрозам предполагает под собой реализацию стратегии «мини-мини»: поэтапное уменьшение активности и плавный переход из данной сферы деятельности. Это позволит фирме избегать возможных убытков и потерь.
Помимо определения стратегии организации SWOT-анализ раскрывает ответы на стратегические вопросы:
Какие сильные стороны стоит развивать и поддерживать для улучшения конкурентоспособности компании на рынке;
От каких слабых сторон нужно освобождаться в первую очередь;
От каких угроз стоит незамедлительно обороняться;
Использование каких возможностей может принести выгоду?
Для получения эффективных результатов стоит учитывать все особенности данного анализа:
Первичная информация обязана быть полной, актуальной, релевантной и достоверной;
В экспертных оценках нужно избегать субъективности и недостаточной компетентности;
Акцентирование на интегральных оценках может отвлечь от частных параметров и факторов, без которых невозможен подробной анализ организации и ее среды;
Лишнее увлечение формальной методикой может помешать качественному анализу.
Рассмотрим пример SWOT-анализа на основе ООО «ТОР».
Шаг 1: определен объект анализа - ООО «ТОР».
Шаг 2: анализ внутренней среды компании, обозначены сильные и слабые стороны. Сильные стороны объекта анализа - это высокая доля на рынке СНГ, поэтапное наращивание ассортимента продукции, хорошие отношения с кредиторами, внедрение новых технологий в компании.
Слабые стороны - снижение численности работников (2017 г. снизилась на 217 чел., в основном за счет сокращения численности основных работников), большинство оборудования в компании устаревшее, понижение показателей рентабельности.
Шаг 3: анализ внешней среды ООО «ТОР», были выявлены возможности и угрозы. Возможности: выход на новые рынки, расширение дилерской сети. Угрозы: ухудшение экономического положения в стране, ужесточение конкуренции.
Шаг 4: сопоставительный анализ объекта.
Шаг 5: разработка рекомендаций по дальнейшей стратегии ООО «ТОР».
Наиболее тщательно представим SWOT-анализ ООО «Тор» в виде таблицы 1 ( приложение 1).
Таким образом, на основе SWOT-анализа для ООО «ТОР», как зрелой компании, нужно выбрать стратегию, связанную с уменьшением издержек путем использования новейших технологий, модернизацией и обновлением производственных мощностей. Актуальна так же и стратегия диверсификации производства, путем производства новых видов продукции.
Таким образом, SWOT-анализ имеет однозначные преимущества: он способствует систематизации информации и компании и ее внешней среде, обеспечивает интеграцию качественного и количественного подходов анализа, дает наглядность и прозрачность аналитическому процессу, предлагает формализованную методику и информацию для принятия стратегических решений. Является эффективным инструментом разработки стратегии организации с учетом его сильных и слабых сторон, а также внешних возможностей и угроз.
2.2 Стратегический анализ внутренней среды: SNW-анализ
Более традиционный подход к стратегическому анализу внутренней среды как ресурсу предприятия - это уже рассмотренный SWOT-подход, но только в части SW, т.е. с позиции сильных и слабых сторон предприятия.
Управленческие цели традиционного SW-подхода очевидны: сильные стороны как отличный ресурс компании сохранить и постараться дополнительно увеличить; а слабые стороны - избавиться.
SNW -- это аббревиатура трех английских слов, означающи: S -- Strength - сильная позиция (сторона), N - Neutral - нейтральная позиция, W - Weakness -- слабая позиция (сторона).
Таким образом, при SNW- подходе или стратегическом SNW-анализе все вышеперечисленное про SW-подход остается, но при этом еще добавляется особая нейтральная, т.е. N-позиция.
В нейтральной позиции фиксируется среднерыночная позиция. Для победы в конкурентной борьбе достаточным может оказаться позиции, когда предприятие относительно конкурентов по всем (кроме одной) ключевым позициям находится в состоянии N и только по одному фактору - в состоянии S.
Следовательно, SNW-пoдxoд - это значимое развитие SW/SWOT-подхода. Обычно SNW-анализ используют для более тщательного изучения внутренней среды предприятия после проведения SWOT-анализа. Для получения более конструктивного и конкретного представления о стратегическом анализе внутренней среды предприятия на основе SNW- подхода рассмотрим таблицу 2 (приложение 2).
Техника работы с табл. 2 такова: в каждой строке ставим только один крестик (или в колонке S, или в колонке N, или в колонке W). «Крестик» означает выбор одной из трех указанных альтернативных позиций.
Причем альтернатива - это интегральная качественная оценка соответствующей конкретной позиции внутренней среды предприятия в данной конкретной ситуации относительно ее ситуационного среднерыночного состояния.
Таким образом, стратегический анализ внутренней среды предприятия должен быть системным как с точки зрения охвата всех структурных и процессных элементов предприятия, так и в плане применяемого аналитического инструмента. При SNW- подходе изучается сильная, слабая и нейтральная сторона организации.
2.3 Стратегический анализ макроокружения: PEST - анализ
PEST-анализ состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности организации.
PEST - это аббревиатура четырех английских слов: P - Political-legal - политико-правовые, E - Economic - экономические, S - Sociocultural - социокультурные, T - Technological forces - технологические факторы.
В литературе можно также встретить обозначение STEP-анализ.
STEP-анализ также можно рассматривать как вариант системного анализа, т.к. факторы, относящиеся к перечисленным четырем аспектам, как правило тесно взаимосвязаны и характеризуют разные иерархические уровни общества, как системы.
Различие PEST-анализа от SWOT-анализа: PEST-анализ изучает рынок; SWOT-анализ изучает положение бизнес-единицы на рынке относительно конкурентов, концепцию продукции или идею.
Целью динамического анализа PEST является оценка влияния наиболее значимых факторов макроокружения на деятельность предприятия и возможностей изменения их влияния со временем. При этом нужно учитывать факторы, которые являются незначимыми сейчас, но способные в значительной мере оказать влияние на деятельность предприятия в изучаемой временной перспективе.
При реализации анализа PEST выделяют политические, экономические, социокультурные и технологические факторы воздействия. В последнее время в связи с лучшим пониманием проблемы загрязнения окружающей среды в факторы воздействия начали включать и экологический фактор.
Если предприятия представлено на международном рынке, важно проводить анализ воздействия общемировых факторов, таких например, как взаимоотношения с крупными международными компаниями, исследовать экономическую ситуацию в других странах [13, c. 115].
STEP-анализ помогает изучить «поведение» внешней среды только в том случае, если адекватно и объективно рассматривать воздействие на предприятие всех четырех факторов.
PEST-анализ можно осуществлять как на качественном, так и на количественном уровне.