Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации(Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отмечают следующие этапы проведения PEST-анализа:

1. Разрабатывается список факторов макроокружения, которые имеют высокую вероятность реализации и воздействия.

2. Оценивается значимость (вероятность осуществления) любого события для данной компании путем присвоения ей определенного веса от единицы (важнейшее) до нуля (незначительное). Сумма весов должна быть равна единице, что обеспечивается нормированием.

3. Дается оценка степени воздействия любого фактора-события на стратегию организации по пятибалльной шкале: «пять» - сильное воздействие, серьезная опасность; «единица» - отсутствие воздействия, угрозы.

4. Определяются взвешенные оценки путем умножения веса фактора на силу его воздействия, и подсчитывается суммарная и взвешенная оценка для данной организации.

Суммарная оценка показывает на степень готовности организации реагировать на текущие и прогнозируемые факторы внешней среды.

При количественном варианте оценки следует иметь в виду, что:

- весовой коэффициент должен отражать степень вероятности наступления события;

- количественная оценка влияния фактора должна принимать как отрицательное, так и положительное значение;

- итоговая оценка дает информацию о том, в какой степени организация зависит от макросреды, но помимо получения суммарной оценки стоит проанализировать вклад любого фактора в получении результирующего значения, а также оценить взаимодействие факторов.

Для упрощения и удобства анализа все факторы принято совместно рассматривать в виде четырехпольной таблицы.

Приведем примеры факторов в таблице 3 (приложение 3), которые, как правило, рассматриваются в ходе анализа.

Выделяют следующие разновидности PEST-анализа.

PESTLE-анализ является расширенной двумя факторами (Legal и Environmental) версией PEST-анализа. Иногда применяются и другие форматы, например, SLEPT-анализ (плюс Правовой фактор) или STEEPLE-анализ: социально-демографический, технологический, экономический, окружающая среда (природный), политический, правовой и этнические факторы. Также может учитываться и географический фактор.

Таким образом, PEST-анализ помогает руководителю организации или главному аналитику рассмотреть картину внешнего окружения организации, выделить ключевые влияющие факторы. На практике PEST-анализ очень удобно применять при разработке плана маркетинга или бизнес плана в качестве инструмента макроэкономического анализа окружающей среды фирмы и доступных ресурсов.


Вывод

Анализ внешней и внутренней среды может осуществляться различными методами: SWOT-анализ, SNW-анализ, PEST-анализ.

SWOT-анализ является эффективным инструментом разработки стратегии организации с учетом его сильных и слабых сторон, а также внешних возможностей и угроз. Областями применения SWOT-анализа являются стратегический анализ, общий и целевой тактический анализ, функциональный анализ (например, анализ по продукту, маркетинговый анализ) и т.д.

На основе SWOT-анализа ООО «ТОР» стоит выбирать стратегию, связанную со снижением издержек способом внедрения новейших технологий, модернизацией и обновлением производственных мощностей. Приемлема так же и стратегия диверсификации производства способом производства новых видов продукции.

SNW-noдxoд -- это значимое развитие SW/SWOT-подхода. Как правило SNW-анализ применяют для более глубокого изучения внутренней среды предприятия после проведения SWOT-анализа.

PEST-анализ состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности организации.

PEST-анализ помогает руководителю организации или главному аналитику увидеть картину внешнего окружения фирмы, выделить наиболее важные влияющие факторы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно отметить следующие моменты, определяющие высокую степень значимости среды для предприятия.

На сегодняшний день анализ факторов, формирующих стратегию, имеет важное значение для всех без исключения компаний. Любая компания на протяжении всего времени своего существования, взаимодействует со средой и ее составляющими. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней и внутренней среды компаниям стоит приспосабливаться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее.

Внутренняя среда определяется количеством и качеством ресурсов, имеющихся в распоряжении компании. Кроме того, при анализе внутренней среды организации следует акцентировать внимание на ключевых компетенциях, приводящих к формированию конкурентных преимуществ организации на рынке.

Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на высоком уровне. Компания находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

Внешнюю среду можно подразделить на среду прямого воздействия и косвенного воздействия. Для эффективного функционирования предприятия стоит тщательно изучать внешнюю среду и быть готовым к ее изменениям.


Значение анализа внешней среды для организации состоит в выявлении угроз и возможностей для бизнеса, вытекающих из происходящих вне его процессов.

Анализ внутренней среды нужен для разработки стратегии развития предприятия, оценки привлекательности компании для инвестора, определения рейтинга организации.

Результаты анализа внутренней и внешней среды позволяют провести ситуационный анализ организации, являющийся основой для выбора стратегии.

Анализ внешней и внутренней среды может осуществляться различными методами: SWOT-анализ, SNW-анализ, PEST-анализ.

SWOT-анализ является эффективным инструментом разработки стратегии организации с учетом его сильных и слабых сторон, а также внешних возможностей и угроз. Областями применения SWOT-анализа могут быть стратегический анализ, общий и целевой тактический анализ, функциональный анализ (например, анализ по продукту, маркетинговый анализ) и т.д.

На основе SWOT-анализа ООО «ТОР» стоит выбирать стратегию, связанную с понижением издержек путем внедрения новейших технологий, модернизацией и обновлением производственных мощностей. Приемлема так же и стратегия диверсификации производства, путем производства новых видов продукции.

SNW-noдxoд - это значимое развитие SW/SWOT-подхода. Обычно SNW-анализ выбирают для более глубокого изучения внутренней среды предприятия после проведения SWOT-анализа.

PEST-анализ состоит в выявлении и оценке влияния факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности организации.

PEST-анализ помогает руководителю организации или ведущему аналитику увидеть картину внешнего окружения фирмы, выделить наиболее важные влияющие факторы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Анализ внешней среды бизнеса // [Электронный ресурс] / 2018 - http://www.iteam.ru/publications/marketing/section_22/article_3634/

2. Арутюнова, Д.В. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. / Д.В. Арутюнова. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 122 с.

3. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие. / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 216 с.

4. Большаков, А. С. Менеджмент: учеб. пособие. / А.С. Большаков. -- СПб.: «Издательство "Питер"», 2010. -- 160 с.: ил.

5. Велесько, Е. И. стратегический менеджмент: учеб. пособие / Е.И. Велесько, А. А. Неправский. - Минск: БГЭУ, 2014. - 307 с.

6. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник. / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2013. - 296 с.: ил.


7. Демчук, О.Н. Теория организации: учеб. пособие / О.Н. Демчук, Т.А. Евремова. - М.: Флинта: МПСИ, 2009. - 264 с.

8. Зайцева, О.А. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / Науч. Редактор А.А. Радугин.- М.: Центр, 2013.- 432 с.: ил.

9. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: теория и практика: учеб. пособие для вузов / А.Т. Зуб. -- M.: Аспект Пресс, 2012. -- 415 с.

10. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин. - 11-у изд., испр. - М.: Новое знание, 2014. - 336 с.

11. Король С. Внешняя окружающая среда организации как фактор роста её эффективности // Проблемы теории и практики управления. - №5 2017. - С.43-50

12. Лаева, Т.В. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации / Т.В. Лаева // Менеджмент в России и за рубежом.- 2016.-№2.- с.110-120

13. Мухин, В.И. Основы теории управления: учебник / В.И. Мухин - М.: Экзамен, 2012. - 256 с.

14. Попов, С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров “Управление развитием организации”. Модуль 4: учебник / С.А. Попов. -- М.: “ИНФРА-М”, 2012. -- 344 с.

15. Среда организации: внешняя и внутренняя// [Электронный ресурс] /2014- Режим доступа: http://nbene.narod.ru/manage/fmanage19.htm. - Дата доступа: 06.05.2014.

16. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учебник для вузов / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд; пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. -- М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. - 576 с.

17. Хмельникова, Н.В. О жизненном цикле внутренней среды организации / Н.В. Хмельникова // Менеджмент в России и за рубежом.- 2014.-№1.- с.119-126

18. PEST-анализ // [Электронный ресурс] /2018

http://marketolog.biz/index.php?pid=49.

19. SWOT-анализ: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы // [Электронный ресурс] /2018

http://www.iteam.ru/publications/strategy/section_16/article_1185/.

Приложения

Приложение 1. Таблица 1. SWOT-анализ ООО «ТОР»

Влияние на деятельность предприятия

Внутренняя среда

Внешняя среда

Возможности

Позитивное

Высокая квалификация управленческого персонала (по качественному составу работников управления с высшим образованием 61%, со средним специальным 39%.)

Доля Гродненского ООО «ТОР» на рынке СНГ составляет свыше 50%.

Расширение границ рынка в странах СНГ

В 2017 было освоено производство свыше 40 наименований новых изделий.

Хорошие отношения с кредиторами: отсутствие просроченной задолженности по оформленным обязательствам перед банками.

Освоения новых видов и типоразмеров изделий стран дальнего зарубежья.

Проводится комплекс работ по внедрению на предприятии «CALS»-технологий.

Создание дилерских центров в странах СНГ;

Основное внимание при проведении научно-исследовательских работ в последнее десятилетие уделяется повышению технического уровня серийных карданных валов: снижению материалоемкости, улучшению качества

Подготовка обоснований и предложений по созданию новой и совершенствованию выпускаемой продукции;

Определение мероприятий по стимулированию сбыта.

Наличие стратегических интересов у инвесторов

Негативное

Уменьшение численности работников

Не отлаженность, или отсутствие сбытовой сети на предполагаемых рынках

Угрозы:

Ухудшение экономического положения в стране

Высокие издержки

Ужесточение конкурентной ситуации на международных рынках.

Устаревшее оборудование

Появление на рынке более дешевой продукции зарубежных производителей (Китай)

Ограниченность ассортимента нехватка собственных средств, необходимых для обеспечения нормальной деятельности предприятия

Высокие инвестиционные риски

Использование конкурентами современных технологий


Приложение 2. Таблица 2. SNW-анализ

Стратегические позиции и характеристики

Качественная оценка

S

N

W

Общая (корпоративная) стратегия

Бизнес-стратегии по конкретным бизнесам

Организационная структура

Финансы как общее финансовое положение

Продукт как конкурентоспособность

Структура затрат

Дистрибуция как система реализации продукта

Информационная технология

Способность к реализации на рынке новых продуктов

Способность к лидерству

Уровень производства

Уровень маркетинга

Уровень менеджмента

Качество персонала

Репутация на рынке

Отношение с органами власти

Отношение с профсоюзом

Инновации и исследования

Послепродажное обслуживание

Корпоративная культура

Стратегические альянсы и т.д.

Приложение 3. Таблица 3. Факторы PEST - анализа

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ

Текущее законодательство на рынке

Экономическая ситуация и тенденции

Будущие изменения в законодательстве

Динамика ставки рефинансирования

Европейское/международное законодательство

Уровень инфляции

Регулирующие органы и нормы

Инвестиционный климат в отрасли

Правительственная политика, изменение

Заграничные экономические системы и тенденции

Государственное регулирование конкуренции

Общие проблемы налогообложения

Торговая политика

Налогообложение, определенное для продукта / услуг

Ужесточение госконтроля за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные санкции

Сезонность / влияние погоды

Выборы на всех уровнях власти

Рынок и торговые циклы

Финансирование, гранты и инициативы

Группы лоббирования/давления рынка

Платежеспособный спрос

Специфика производства

Международные группы давления

Товаропроводящие цепи и дистрибуция

Экологические проблемы

Потребности конечного

пользователя

Прочее влияние государства в отрасли

Обменные курсы валют

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Демография

Развитие конкурентных технологий

Изменения законодательства, затрагивающие социальные факторы

Финансирование исследований

Структура доходов и расходов

Связанные / зависимые технологии

Базовые ценности

Замещающие технологии/решения

Тенденции образа жизни

Зрелость технологий

Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии

Изменение и адаптация новых технологий

Модели поведения покупателей

Производственная емкость, уровень

Мода и образцы для подражания

Главные события и факторы влияния

Информация и коммуникации, влияние интернета

Мнения и отношение потребителей

Потребители, покупающие

технологии

Представления СМИ

Законодательство по технологиям

Точки контакта покупателей

Потенциал инноваций

Этнические / религиозные факторы

Доступ к технологиям, лицензирование, патенты

Реклама и связи с общественностью

Проблемы интеллектуальной собственности