Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации(Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и значение внутренней и внешней среды организации
1.2 Направление анализа внутренней среды организации
1.3 Факторы внешней среды организации
2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.2 Стратегический анализ внутренней среды: SNW-анализ
Системный подход изучает фирму как открытую сложную системы.
Комплексный подход осуществляет анализ всех элементов организации в их взаимосвязи.
Динамический принцип есть изучение показателей и характеристик фирмы в динамике.
Принцип сравнительного анализа сопоставляет показатели деятельности организации с аналогичными показателями лучших хозяйствующих субъектов рассматриваемой отрасли.
Стратегический анализ внутренней среды организации проводят по следующей схеме:
- Анализ бизнес единиц;
- Анализ функциональных служб;
- Анализ структурных подразделений;
- Анализ бизнес процессов.
Таким образом, внутренняя среда организации есть источник его жизненной силы и потенциала, обеспечивающая возможность функционирования, а значит, существования и выживания в определенном отрезке времени. Однако из нее могут вытекать проблемы , а может даже угроза гибели предприятия, если среда становится враждебной его основной деятельности. Анализ внутренней среды нужен для разработки стратегии развития предприятия, оценки привлекательности фирмы для инвестора, определения рейтинга компании.
1.3 Факторы внешней среды организации
Внешняя и внутренняя среда макроокружение
Внешнее окружение предприятия зачастую становится источником сложностей для их руководителей, вынужденных сосредоточиться на быстро изменяющейся внешней среде и ее воздействиях, поэтому необходимо скрупулезно анализировать среду, в которой находится фирма.
Под внешней средой мы понимаем окружение фирмы, на действия которого она , как правило, не может оказать никакого влияния. Практический смысл анализа внешней среды для компании заключается в выявлении слабых сторон и возможностей для бизнеса, вытекающих из происходящей вовне его процессов деятельности.
Внешнее окружение - это не только поставщик ресурсов для организации, но и все активные хозяйствующие субъекты, экономических общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении организации и влияющих на различные сферы его жизнедеятельности [6, c. 69].
Принято различать среду прямого воздействия (микросреда) и среду косвенного воздействия (макросреда).
Внешняя среда прямого воздействия есть специфическая внешняя среда конкретного предприятия. Она заключает в себе те элементы внешней среды, с которыми организация взаимодействует на постоянной или более или менее регулярной основе.
К основным факторам внешней среды прямого воздействия коммерческой организации можно отнести: поставщиков, потребителей, конкурентов, законы и государственные органы, профсоюзы.
Разберем каждый фактор подробнее.
Исходя из системного подхода организационная система есть механизм преобразования входов и выходов. Основные разновидности входов - это материалы, капитал, трудовые ресурсы и др. Зависимость между организационной системой и сетью поставщиков, осуществляющих ввод указанных ресурсов, - один из самых ярких примеров прямого воздействия внешней среды на операции и успешность деятельности предприятия. Именно поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и тщательно изучить их деятельность, потенциал. Конкурентная сила поставщика зависима от таких факторов, как уровень специализированности поставщика, величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов, степень специализированности покупателя, концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами, важность для поставщика объема продаж.
Взаимоотношения с потребителями также очень важны. В настоящей рыночной экономике потребители, которые решают, какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для предприятия почти все, относящиеся к результатам ее деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей сильно влияет на взаимодействие организации с поставщиками материалов и трудовых ресурсов. Анализ покупателей в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт предприятия.
Профиль покупателя составляется по следующим характеристикам:
- Географическое местоположение;
- Демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности);
- Социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки);
- Отношение покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт, как оценивает продукт).
Конкуренты - это основополагающий фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство любой организации хорошо понимает, что если не удовлетворять желания потребителей также продуктивно, как это делают конкуренты, то организации долго не просуществовать. Часто не потребители, а именно конкуренты определяют, какие результаты деятельности, можно продать и какую цену можно установить. Мы должны понимать, что потребители - не единственный объект соперничества предприятий. Фирмы могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят :условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.
Государственное воздействие производится через законодательство деятельность государственных органов. Законодательно регулируются трудовые отношения между работниками и работодателями, налоговые, таможенные отношения, охрана труда, условия производства конкретных видов продукции, защита прав потребителей, экологическая нагрузка на окружающую среду.
Государственные органы по характеру выполняемых ими функций делятся на регулирующие и контролирующие. При этом используются различные способы и методы воздействия на организации - установление ставок налогов и квот, выдача лицензий, регулирование уровня цен и тарифов, определение мест строительства объектов.
Взаимодействие с профсоюзами осуществляется через заключение договоров. Организация, по сути дела, договаривается с поставщиком рабочей силы. Распространение профсоюзов - дополнительное подтверждение необходимости принимать в расчет внешние факторы при решении внутренних вопросов. При этом в разных странах взаимоотношения организации и профсоюза проявляются по-разному. Так, в США руководство предприятий традиционно конфликтовало с профсоюзами, а в Японии они, в основном, успешно сотрудничают.
Среда косвенного воздействия. Многие из основных элементов внешней среды общие для большинства предприятий в определенный период времени.
Изучение экономических факторов дает нам понять, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина ВНП, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т. п. При изучении экономических факторов очень важно обращать внимание на общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.
Экологические факторы имеют немаловажное влияние на процесс принятия решений в управлении. Беспокойство по поводу охраны окружающей среды ведет к принятию особых законодательных актов об очистке воздуха и воды, определяющих поведение организаций.
Социально-культурные факторы подвержены изменениям. Они постоянно находятся в движении, потому что люди постоянно пытаются контролировать или приспособить к себе окружающую среду действительность в соответствии со своими желаниями и нуждами. Социально-культурные условия оказывают влияние на решения менеджера. Так, они определяют то, как потребители воспринимают товар, и какой товар они хотели бы воспринимать. При анализе социально-культурных факторов рассматриваются изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы, культурные ценности. Также очень важно учитывать, что в любой стране сесть свои представления об этических методах ведения бизнеса, необходимых стандартах качества сервиса.
Политические факторы отражают общую политическую ситуацию в стране, уровень ее стабильности, предсказуемости. Высокий уровень политического риска может привести к замедлению научно-технического обновления производства, устареванию структуры, падению конкурентоспособности национальных предприятий. При этом нужно не забывать о таких важны движущих силах, как изменение общественно-политического строя, вспышки религиозной нетерпимости и оживление национализма. Нельзя терять из внимания угрозы вооруженных конфликтов, резкое сокращение импорта или экспорта, введение эмбарго и любых других торговых санкций, рассчитанных на экономическое ограничение.
Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором огромного значения. В качестве внешнего фактора она отражает степень научно-технического развития, воздействующего на предприятие, например, в областях автоматизации, информатизации и др. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Чтобы сохранить конкурентоспособность, любое предприятие должно использовать достижения научно-технического прогресса, как минимум те, от которых зависит результат ее деятельности [16].
Ученые описали скорость изменения технологий в последние десятилетия и утверждают, что данный тренд сохранится. Одна из причин этого явления состоит в том, что в наше время на земле живет больше ученых, чем их было в мире прежде. Некоторые недавние крупные технологические нововведения, затронувшие предприятия и общество - компьютерная, лазерная, микроволновая, полупроводниковая технология, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия.
Факторы среды косвенного воздействия обладают более сложной структурой, многоплановый характер. Они в меньшей мере, чем факторы среды прямого воздействия, испытывают влияние предприятия. Информация о среде косвенного воздействия часто неполная. В условиях увеличения воздействия этой среды на конкурентоспособность предприятия здесь приходится больше полагаться на субъективные оценки, чем на аналитические данные.
Факторы макросреды достаточно сильно отличаются в различных странах. Это необходимо иметь в виду компаниям, принимающим участие в международном бизнесе.
Получается, что внешнюю среду можно подразделить на среду прямого воздействия и косвенного воздействия. Для эффективного функционирования фирме нужно скрупулезно изучать внешнюю среду и быть готовым к ее изменениям. Значение анализа внешней среды для компании состоит в выявлении слабых мест и возможностей для бизнеса, вытекающих из происходящего вне его процессов.
Вывод
Получается, что можно отметить следующие моменты, определяющие высокую уровень значимости среды для предприятия.
На данный момент анализ факторов, формирующих стратегию, имеет большую значимость для всех без исключения компаний. Любая фирма на протяжении всего времени своего существования, взаимодействует со средой и ее составляющими. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной и неопределенной внешней и внутренней среды предприятиям нужно адаптироваться к изменениям, а также самим активно формировать свое будущее.
Внутренняя среда определяется количеством и качеством ресурсов, которые имеются в распоряжении компании. Помимо этого, при анализе внутренней среды организации следует обратить внимание на ключевых компетенциях, приводящих к формированию конкурентных преимуществ фирмы на рынке.
Внешняя среда является источником, который питает предприятие ресурсами, нужными для поддержания ее внутреннего потенциала на хорошем уровне. Компания находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.
Внешнюю среду следует подразделить на среду прямого и косвенного воздействия. Для эффективного функционирования предприятия нужно наиболее точно изучать внешнюю среду и быть готовым к ее изменениям.
Значение анализа внешней среды для организации состоит в выявлении слабых сторон и возможностей для бизнеса, вытекающих из происходящих вне его процессов.
Анализ внутренней среды нужен для разработки стратегии развития организации, оценки привлекательности организации для инвестора, определения рейтинга компании.
2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 SWOT- анализ
Каждое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает организация, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может встретиться. Начальной точкой для подобного анализа служит SWOT-анализ, являющийся наиболее широко распространенным комплексным методом стратегического анализа в зарубежных и отечественных академических кругах и среди практиков. В классической форме анализ сил (Strengts), слабостей (Weaknesses), возможностей (Opportunities) и угроз (Тhreats) был разработан во второй половине 1960-х годов [1].