Файл: НАЦИОНАЛЬНАЯ , МИРОВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТНЫЕ СИСТЕМЫ.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию валютной системы
1.1. Валютная система и валютные отношения
1.2. Мировая, региональная и национальная валютные системы
1.3.Валютное регулирование и валютный контроль
Глава 2. Проблемы и перспективы развития валютной системы РФ
2.1. Валютный курс и валютная политика РФ
2.2. Этапы формирования валютного курса и его установление на современном этапе.
2.3.Проблемы укрепления валютной системы и совершенствование валютной политики РФ
Национальная валютная система России представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами.
Основа национальной валютной системы Российской Федерации - российский рубль, введенный в обращение в 1992 г. взамен рубля СССР. В условиях командно-административной экономики СССР существовала государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность и валютная монополия. Развитие валютного рынка в СССР началось в конце 90-х гг. с либерализации внешнеэкономических связей. Первым шагом явился отказ от государственной монополии внешней торговли и валютной монополии. На начальном этапе перехода к рынку (с января 1990 г.) существовала множественность валютных курсов рубля.
Начиная с июля 1992 г. был введен единый официальный курс российского рубля к доллару США, определяемый на торгах Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). В начале 90-х гг. формируется институциональная структура валютного рынка России, представленная валютными биржами и двухуровневой банковской системой, возглавляемой Центральным банком, который является органом валютного регулирования и контроля. Прерогатива Банка России как института валютного рынка включает:
определение порядка перевода, ввоза и вывоза, пересылки иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам;
выдачу валютных лицензий;
проведение мер по валютному регулированию путем изменения ставки рефинансирования, лимита открытой валютной позиции уполномоченных банков, проведения валютных интервенций на главных валютных биржах России.
Одной из целей проводимой Банком России и Правительством РФ валютной политики является достижение полной конвертируемости рубля.
Полная конвертируемость валюты характеризуется отсутствием ограничений на свободный обмен национальной валюты на иностранные и, наоборот, иностранных валют на национальную.
Частичная конвертируемость - это конвертируемость валюты только для отдельных категорий экономических агентов или видов внешнеэкономических операций.
С начала осуществления рыночных реформ Россия фактически ввела частичную конвертируемость - внутреннюю конвертируемость рубля (для резидентов) по текущим операциям платежного баланса. По финансовым операциям резидентов и операциям нерезидентов были установлены валютные ограничения. Обращение валютных средств за рубежом, а также котировки рубля иностранными банками считались незаконными в соответствии с валютным законодательством РФ.
Институциональна структура и режим валютного рынка России определяется ее валютным законодательством. Участниками валютного рынка являются коммерчески банки, имеющие соответствующую лицензию, и валютные биржи.
Монопольное право на ведение валютных счетов, совершение сделок с валютными ценностями и валютных операций было рассредоточено между коммерческими уполномоченными банками, т.е. теми, которые получили лицензию Центрального банка России на проведение валютных операций.
Определены следующие виды лицензий:
на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, за исключением привлечения во вклады средств физических лиц;
на привлечение средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
на привлечение вклады и размещение драгоценных металлов;
генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте.
2.2. Этапы формирования валютного курса и его установление на современном этапе.
Золотой стандарт был введен в большинстве стран, в том числе в России, в конце прошлого столетия и господствовал в мире вплоть до 30-х годов нынешнего. При такой системе официально устанавливалось золотое содержание национальных валют (курс их обмена на золото). Например, в 1897 году золотое содержание российского рубля было определено в 0,774234 г золота. Правительства брали на себя обязательство производить обмен своих валют на золото. Чтобы такая система работала, необходимо было поддерживать жесткое соотношение между золотым запасом страны и ее внутренним денежным предложением. Для этого разрешался свободный экспорт и импорт золота. Исходя из золотого содержания национальных валют устанавливались и их курсы по отношению друг к другу. Золотое содержание доллара США было установлено, например, в 23,22 грана золота, английского фунта -- в 113 гранов, т. е. в 4,87 раза выше. Отсюда определяется курс фунта по отношению к доллару: 1 фунт равен 4,87 долл.
Большинство стран отказались от золотого стандарта во время депрессии 30-х годов. С 1944 года вступила в силу золотовалютная система, иначе именуемая бреттонвудсской (по названию города в США, где было заключено соглашение о ее создании). Эта система также устанавливала фиксированные курсы валют, но не через определение их золотого содержания, а через установление их твердого курса по отношению к так называемым резервным валютам, основной из которых стал доллар США. Дело в том, что к концу второй мировой войны основная часть золотого запаса западного мира оказалась сосредоточенной в США, чья валюта считалась наиболее устойчивой и была принята за своего рода стандарт, по отношению к которому и устанавливались курсы других валют. Страны-участницы бреттон-вудсской системы брали на себя обязательство поддерживать этот курс, а США -- осуществлять обмен доллара на золото из расчета 35 долл. за 1 тройскую унцию.
Поддержание стабильности валютных курсов входило в задачи созданного также в 1944 году Международного валютного фонда (МВФ). За счет взносов стран-участниц бреттон-вудсской системы формировался специальный фонд, из которого предоставлялись кредиты тем государствам-членам, которые испытывали финансовые трудности. Так, например, страна с отрицательным сальдо торгового баланса использовала полученный долларовый кредит для покрытия дефицита, поддерживая фиксированный курс обмена своей валюты на доллары.
Золотовалютная система просуществовала более четверти века. В 1971 году США объявили о своей неспособности осуществлять в дальнейшем обмен доллара на золото, что означало распад всей системы.
На смену ей пришла новая система - плавающих валютных курсов. Смысл ее состоит в том, что курсы валют определяются исходя из соотношения спроса и предложения, подобно курсам ценных бумаг на фондовых биржах. Если спрос, например, на германские товары за рубежом растет, то вместе с ним растет и спрос на германские марки для оплаты этих сделок. Если при этом германский импорт, а значит, и предложение марок для обмена на другие валюты не увеличиваются в равной степени, то в результате спрос на марки превысит их предложение и цена, или курс, германской марки пойдет вверх по отношению к другим валютам.
Хоть система плавающих валютных курсов и является сегодня господствующей, далеко не все страны отпускают свои валюты в абсолютно «свободное плавание». Так, в 1979 году в рамках ЕС была создана европейская валютная система, устанавливавшая паритет, или курс каждой из валют стран ЕС по отношению к другим. Их валюты могли колебаться вокруг этого курса в пределах нескольких процентов. Если колебания курсов грозили выйти за очерченные пределы, производилось изменение официального курса данной валюты Центральным банком - при согласовании с другими странами. Изменение официального курса в сторону повышения называется ревальвацией, в сторону понижения - девальвацией. Иногда эти термины понимают шире - как любое изменение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, тем более что с 1993 года колебания курсов валют стран ЕС разрешены в столь широких пределах (плюс-минус 15%), что и их «плавание» становится практически свободным.
Кроме того, более 90 государств-членов МВФ используют так называемую систему связанных валютных курсов, т.е. просто «привязывают» при помощи определенного соотношения свою валюту к одной из основных «плавающих», чаще всего к американскому доллару.
Считается, что система плавающих валютных курсов обладает по крайней мере одним бесспорным преимуществом по сравнению со своими предшественницами. Теоретически она позволяет исправлять дефициты торговых балансов без вмешательства правительств. Каким образом этот механизм работает, рассмотрим на примере.
Пусть торговля США и Мексики сбалансирована: экспорт уравновешивает импорт. Валютный курс при этом равен 1 долл. за 200 песо. Теперь предположим, что в результате наращивания нефтедобычи в странах Ближнего Востока произошло сокращение экспорта нефти из Мексики в США. Мексиканский экспорт в США сократился, а импорт остался прежним. Во внешнеторговом балансе Мексики возник дефицит. Это приведет к тому, что спрос на доллары на валютных рынках в Мексике превысит их предложение. Поэтому цена доллара начнет расти, а цена песо падать -- до тех пор, пока не установится новое соотношение, уравновешивающее спрос и предложение этих валют, например 1 долл. равен 400 песо.
При этом американские потребители обнаружат, что товары, импортированные из Мексики в США, подешевели в два раза, туристические поездки в Мексику стали также намного доступнее. Спрос на мексиканские товары и услуги в Америке возрастет. Одновременно для жителей Мексики американские товары подорожают вдвое и, соответственно, спрос на них упадет. В итоге экспорт из Мексики в США возрастет, а экспорт из США в Мексику сократится. Возникнет новое состояние равновесия во внешнеторговом обмене между двумя странами, при котором обменный курс валют, скорее всего, вернется к прежнему соотношению, когда экспорт и импорт были сбалансированы, а именно, 1 долл. равен 200 песо.
Таким идеальным образом система плавающих валютных курсов должна работать без вмешательства со стороны правительств отдельных стран. Но чтобы избежать резких колебаний курсов своих валют, они периодически осуществляют так называемые валютные интервенции
2.3.Проблемы укрепления валютной системы и совершенствование валютной политики РФ
В течение нескольких лет подряд правительство РФ прописывает в основных направлениях денежно-кредитной политики на очередной год переход к плавающему валютному курсу рубля. Насколько надежно для экономики страны данный шаг - не цель данной статьи, но что необходимо для того, чтобы в условиях существующей непростой экономической ситуации разработать фактический план по достижению данной цели - вот достойная задача. Чем должно руководствоваться правительство страны в повышении эффективности функционирования валютной системы, с одной стороны, и сохранении и укреплении стабильности оной, с другой, в условиях экономической непостоянности и поможет исследование устойчивости валютной системы. Наиболее важным на нынешний день является проблема о том, как сделать валютную систему устойчивой, не подверженной необоснованным колебаниям, от решения данной задачи зависит эффективность функционирования валютной системы в частности и экономики в общем. Следует заметить, что затронутый вопрос беспокоит на сегодняшний день не только правительства отдельных стран, но и мировую общественность в целом. В ходе развития мировых валютных систем и в процессе формирования валютной системы страны мы можем наблюдать ее усовершенствование в части изменения структуры и природы функционирования. Уменьшается потребность в государственном воздействии, меняются индикаторы, указывающие на необходимость вмешательства извне и т.д. Чем динамичнее развивается валютная система, тем сложнее государству координировать ее. Изменение самой системы улавливается органами управления с опозданием, что затягивает трансформацию инструментов, способных эффективно регулировать возникающие дисбалансы. Нередко недостаток механизмов оперативного реагирования на изменения валютной системы, а также соответствующих происходящим изменениям актуальных инструментов регулирования ведет к уходу государства из сферы валютного регулирования. Отмеченный процесс носит название либерализация, безусловно, причин ее может быть как минимум две: развитость валютной системы и снижающаяся необходимость в государственном вмешательстве, что ведет к положительным результатам, и отсталость, что может повлечь за собой отрицательные процессы для экономики страны. Сфера валютного регулирования без государственного вмешательства и нуждается в нем, в современных условиях немыслима. Но нужно понимать, что государственное вторжение приводит к дополнительным нагрузкам на экономику (рост государственных расходов, к примеру) и отрицательным итогам в виде неэффективного (уже ненужного вмешательства со стороны государства) регулирования в случае излишнего воздействия со стороны государства. Отрицательные последствия могут проявляться, как например, в необоснованно заниженном или завышенном валютном курсе, что в свою очередь приводит к искажению международных и внутренних экономических пропорций и сказывается на эффективности экономики страны в целом. Несоответствия, связанные с государственным вмешательством, вызваны, прежде всего, недостаточностью и несвоевременностью получения государством сигналов из валютной системы о необходимости вмешательства, а, значит, и некорректностью валютной политики. Любая система, и валютная в том числе - система динамичная, она безостановочно развивается, а, следовательно, меняются ее элементы, ее устройство и состав. Эти изменения ведут к изменениям функциональных связей, реакции системы на влияние со стороны государства. То есть динамичная система в процессе активного развития, в валютной сфере это было связано с либерализацией валютных отношений в конце ХХ века, перестает реагировать на инструменты воздействия так же, как реагировала ранее, до изменений. Отчего важно отыскать такие индикаторы, которые бы позволяли учитывать изменения, происходящие в структуре валютной системы.
Говоря о корректности государственного вмешательства в валютную сферу, подразумевается точность оценки ситуации властями и выбор инструментов воздействия в соответствии с серьезностью последствий невмешательства. Поэтому нужно производить оценку макроэкономические факторы, на основе которых анализируется равновесие валютной системы, и корреляцию существующих экономических факторов с изменением главной сигнальной величины равновесия валютного рынка - валютного курса. Равным образом важно оценивать изменения соотношения форм валютного регулирования, что связано с использованием государством определенного набора инструментов воздействия. Но в условиях изменения элементов валютной системы данные инструменты также меняются и государство должно брать в расчет эти перемены. Вследствие этого имеет значение решить вопрос о воздействии инструментов на валютную систему посредством исследования этих инструментов, направленности их воздействия (как правило, в результате использования отдельного инструмента должны измениться макроэкономические показатели либо валютный курс) и последующее влияние на валютную систему и, в результате, выявление параметров устойчивости. Одним из параметров устойчивости автор выделяет соответствие уровней добавленной стоимости товарного экспорта и импорта страны. И вот почему. Основными долгосрочными предъявителями спроса и предложения на иностранную валюту в стране (в т.ч. и в России) являются, соответственно, импортеры и экспортеры товаров. Автор не имеет в виду, что не имеется движение капитала, но преуменьшает этот факт в данном анализе в частности потому, что в условиях экономических кризисов течение капитала чувствительно снижается. И именно государству разрешается (что указывается в ст. VII Устава МВФ) временно вводить ограничения на движение капитала в случае необходимости, что запрещается делать в соответствии со ст. VIII Устава МВФ в отношении текущих операций, к которым относятся экспорт и импорт товаров.
Целью функционирования валютной системы, как и каждый структуры, стремящейся к долгосрочному эффективному функционированию и развитию, должно быть обеспечение нормальной деятельности элементов валютной системы и поддержание связей между ними. Основой реализации данной цели может выступать валютное регулирование, обеспечивающее действенную деятельность денежной организации. Повышения эффективности функционирования валютной системы напрямую связано с обоснованностью вмешательства в систему на предмет актуальности инструментов и направлений воздействия, что в свою очередь может быть обеспечено индикаторами, факторами устойчивости. Важной составляющей государственной внешнеэкономической политики страны является валютная политика страны, регулирующая валютные и экономические отношения в стране. От эффективности валютной политики зависит экономическое положение страны в целом, следовательно, и социально-экономического развития Российской Федерации в частности. Одной из основных задач финансовой и валютной политики России на нынешний момент является поддержание стабильности российской экономики. Российская экономика, становясь неотъемлемой частью интернационального рынка товаров, услуг, технологий и капиталов, переживает период формирования и совершенствования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Государство должно создавать валютную стратегию, учитывающую все трудности переходного периода к рыночной экономике Осуществление успешной политики в валютной сфере как одной из важнейших составляющих экономической системы носит принципиально важное значение в условиях глобализации, главным условием которой является организация глобальных финансовых рынков. Вызовы глобализации стремительно увеличивают слабость национальной экономики в отношении к внешним шокам и требуют соответствующих механизмов, обеспечивающих адаптацию финансовой системы, прежде всего к изменениям в трансграничном движении денежных средств. Соответственно эластичная валютная политика является важным условием повышения конкурентоспособности страны, ее активного участия в глобальной экономике.