Файл: Страхование и его роль в развитии экономики. еоретические основы страхования в отечественной и мировой практике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Увеличились сборы по страхованию ответственности водителей и экспедиторов, а также грузов. Прирост также небольшой – 6 %, но сам факт его присутствия уже позволяет говорить, что продукт будет иметь развитие и в кризис.

В сегменте личного страхования – ДМС, жизни, от несчастных случаев в 2016 г. также имеет место небольшой спад. Прирост продаж относительно 2015 г. составил всего 7%, что ниже уровня инфляции. Объясняется потеря эффективности работы страховщиков в этом направлении тремя условиями: 1) сокращение потребительского кредитования; 2) ухудшение экономических условий; 3) действие санкций (оно привело к снижению результатов работы предприятий и, как следствие, сокращению их штата).

Причем помимо ОСАГО именно медицинское страхование было и остается «локомотивом» страхового рынка.

Набор востребованных страховых услуг в 2016 г. представлен на рис. 2.

Рис. 2. Структура страхового рынка в 2016 г.

По данным диаграммы видно, что на страхование жизни - 46% продаж (этот вид страховки сохраняет лидирующую позицию уже больше пяти
лет, но в 2016 г. он потерял в доле, в 2015 г. на премии от продаж таких полисов приходилось больше 50%). На ДМС приходится почти 20% в портфеле сборов страховщика. Страхование жизни в рамках обязательства по кредитному договору принесло в бюджет страховых компаний около 15% от общих сборов. На автострахование приходится 13% сборов. На страхование имущества юридических лиц приходится около 8% сборов.

Таким образом, в современных условиях достаточно хорошие перспективы развития у транспортного страхования, страхования грузов, а также у страховых продуктов для представителей сельскохозяйственного сегмента.
Незначительные потери объемов продаж ожидаются в секторе обслуживания физических лиц.

2.2. Оценка страхового рынка Российской Федерации

Темпы прироста страховых взносов в 1 полугодии 2016 г. значительно замедлились (на 6,1 п.п. по сравнению с показателем 1 полугодия 2015 г.). Объем страхового рынка составил 518 млрд руб., темпы прироста взносов были минимальны, начиная со значения 1 полугодия 2009 г., и составили всего 2,2%. При этом реальный объем страхового рынка сократился – инфляция в России за 1 полугодие 2016 г. достигла 8,5%.

Квартальные темпы прироста страховых взносов также замедлились и составили 3,3% за 2 квартал 2016 г., что на 4,2 п.п. ниже аналогичного показателя 2015 г. Рост значения показателя относительно 1 квартала 2016 г. связан с повторным увеличением тарифов по ОСАГО, произошедшим в апреле 2016 г.


Наибольший прирост взносов в 1 полугодии 2016 г. обеспечили сегменты ОСАГО (за счет роста тарифа), страхования жизни (за счет активного продвижения инвестиционного и накопительного страхования жизни), страхования имущества физических лиц (за счет продвижения коробочных продуктов) и ДМС (за счет увеличения тарифов вслед за инфляцией стоимости услуг ЛПУ). При этом без роста тарифов на ОСАГО сократился бы не только реальный, но и номинальный объем страхового рынка – в 1 полугодии 2016 г. совокупная величина собранных страховых взносов выросла лишь на 10,5 млрд руб. (рынок ОСАГО увеличился на 26,5 млрд. руб.).

Наибольшее сокращение взносов произошло в страховании автокаско (за счет падения продаж автомобилей и отказа части автовладельцев от приобретения страховки по возросшей цене), страховании от НС и болезней (за счет сокращения кредитования населения), страховании сельскохозяйственных рисков (за счет общеэкономического спада) и страховании СМР (за счет экономии предприятий на страховании и завершения масштабных государственных проектов).

При этом номинальный рост страхового рынка в 1 полугодии 2016 г. произошел не за счет увеличения уровня проникновения страхования, а за счет увеличения тарифов – количество договоров сократилось на 6,6% по сравнению со значением за 1 полугодие 2015 г. При этом количество договоров по страхованию автокаско за год сократилось на четверть (-25,3%). За счет увеличения тарифов взносы сокращались меньшими темпами (-14,6%).

На рынке ОСАГО так же наблюдается сокращение количества договоров (на 6,7%), которое компенсируется резким увеличением тарифов.

Таблица 2

Динамика числа договоров [20]

Вид страхования

Количество договоров, ед.

Темпы прироста количества договоров 1ПГ2016/ 1ПГ2015,%

Темпы прироста взносов 1ПГ2016/ 1ПГ2015,%

1ПГ 2016

1ПГ 2015

Страхование автокаско

1 884 877

2 523 576

-25,3

-13,9

ОСАГО

19 060 638

20 419 494

-6,7

39,4

ВСЕГО

69 619 470

74 500 186

-6,6

2,1

Квартальные темпы прироста взносов по ОСАГО составили 49,7% за 2 квартал 2016 г. Это непосредственно связано с повышением тарифов. При этом, несмотря на то, что большая часть выплат осуществляется по прежним лимитам, их увеличение для вновь заключаемых договоров уже привело к заметному росту темпов прироста выплат: во 2 квартале 2016 г. значение показателя составило 35,3%, что на 19,7 п.п. выше аналогичного показателя 2015 г. По прогнозам RAEX (Эксперт РА), в 2016-2017 гг. темпы прироста выплат по ОСАГО превысят темпы прироста взносов.


Средняя выплата по ОСАГО во 2 квартале 2016 г. на 10,3 п.п. превысила аналогичный показатель 2015 г. При этом средняя выплата составила 41,5 тыс. руб. Во 2 квартале также отмечен прирост средней страховой премии по ОСАГО на 64,3%, или 2,1 тыс. руб., по сравнению со 2 кварталом 2015 г. Средняя величина премии во 2 квартале 2016 г. достигла 5,4 тыс. руб. Рост тарифов по обязательной автогражданке положительно отразился на динамике взносов топ-20 компаний по этому виду страхования. В 1 полугодии 2016 г. отрицательную динамику взносов по ОСАГО показали только АСКО, Согласие и МАКС. Годом ранее 7 компаний из топ-20 сокращали долю ОСАГО в портфелях. Средняя выплата по страхованию автокаско во 2 квартале 2016 г. составила 61,7 тыс. руб., превысив на 8,0 тыс. руб. аналогичный показатель 2015 г. Во 2 квартале 2016 г. отмечен также прирост средней страховой премии по страхованию автокаско на 19,9% по сравнению со 2 кварталом 2015 г. Ее значение составило 48,7 тыс. руб., что превысило аналогичный показатель 2015 г. на 8,1 тыс. руб. В 1 полугодии 2016 г. падение взносов по автокаско было отмечено у 13 компаний из топ-20 лидеров этого рынка. Положительную динамику продемонстрировали игроки, которых не было в топ-20 сегмента годом ранее: «Интач Страхование» (+33%) и «Либерти Страхование» (+9%), а также Югория (+35%) и РЕСО-Гарантия (+15%).

В топ-5 компаний по совокупным страховым взносам в 1 полугодии 2016 г. по сравнению с 1 полугодием 2015 г. произошла смена лидера: Страховая группа СОГАЗ сместила на вторую строчку РОСГОССТРАХ.

Концентрация страхового рынка продолжает расти. Доля топ-5 страховщиков по взносам за 1 полугодие 2016 г. выросла на 5,2 п.п. по сравнению со значением за 1 полугодие 2015 г. и достигла 46,7%. На топ-20 страхового рынка приходилось 77,1% взносов за 1 полугодие 2016 г., что на 4,3 п.п. выше значения аналогичного периода 2015 г.

При этом концентрация российского страхового рынка, рассчитанная по группам компаний, заметно выше: доля 5 компаний-лидеров по взносам достигла 55,6% за 1 полугодие 2016 г. На топ-20 страхового рынка приходилось 83,9% за тот же период.

При этом значения показателей максимальны, начиная с 2007 г. Рост концентрации и сокращение количества участников рынка были вызваны двумя основными причинами: 1) жесткая позиция ЦБ относительно компаний, активы которых не соответствуют нормативным требованиям; 2) охлаждение инвесторов к страховой отрасли.


2.3. Особенности развития мирового страхового рынка

Каждая страна имеет определенные особенности организации страхового рынка и его регулирования.

Одной из первых в Европе сформировалась Германская система страхования, в которой правовое регулирование и контроль над деятельностью страховщиков определено в законе о страховом надзоре. Закон был принят ещё в 1901 г., а последние изменения были внесены в 1991 г. Законом «Об учреждении федерального ведомства по надзору за страховой деятельностью», который определил правовые основы, статус, функции и права федерального ведомства [12]. До недавнего времени в Германии действовал жёсткий надзор за установлением страховых тарифов, которые даже по добровольным видам страхования устанавливались государством [3, с.40]. В настоящее время в Германии существует система двухуровневого страхового надзора: действуют федеральный и земельные органы надзора. Содержание этих органов осуществляется, в том числе и за счет страховщиков, которые производят обязательные отчисления из страховых премий. Со своей стороны органы страхового надзора оказывают содействие страховщикам при получении субсидий от правительства и кредитов банков.

В Германии высокоразвито и эффективно функционирует социальное страхование, которое включает пенсионное страхование, страхование по безработице, обязательное медицинское страхование, включая пенсии по инвалидности и страхование от несчастных случаев.

Во Франции сочетаются государственное регулирование и саморегулирование страхования. В этой стране долгое время отсутствовал орган по контролю и надзору в сфере страхования. В 1989 г. во Франции была создана Комиссия по контролю за страхованием, которая осуществляет проверку бухгалтерской отчётности страховщиков, контролирует порядок формирования технических резервов, анализирует платежеспособность [3, с.41]. Специально созданный государственный орган — Комиссия по контролю за социальным страхованием осуществляет контроль за медицинским страхованием во Франции [5, с.19]. Для страхования профессиональной ответственности нотариусов предусмотрено создание центральной и региональных гарантийных касс. Они имеют статус юридического лица и действуют на основе специальных положений.

Страховая деятельность в Великобритании регулируется Законом о страховых компаниях от 1982 г. Также действуют законы о страховой корпорации «Ллойд», о страховых брокерах, о защите держателей полисов, а также правила, регулирующие деятельность страховых компаний и другие правовые акты [15]. В Великобритании функционирует единый орган страхового надзора, и все страховщики подчиняются общим требованиям.


Британская система регулирования страховой деятельности сочетает в себе черты либерального надзора и жёстких требований. Операции по страхованию подлежат лицензированию, хотя контроль со стороны государственных органов осуществляется преимущественно за финансовым состоянием страховщиков. С другой стороны, существуют высокие квалификационные требования к руководителям страховых организаций, включающие их профессионализм, компетентность и безупречную деловую репутацию. Так, для получения лицензии на осуществление страховой деятельности в Великобритании необходимо представить сведения о руководителе, в том числе биографические данные, информацию о квалификации, опыте, об отсутствии судимости, фактах неисполнения финансовых обязательств и другие. Высокие квалификационные требования к руководителю и главному бухгалтеру страховщика установлены и в России Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В Англии в отличие от российского законодательства получить страховое возмещение может только страхователь, а не выгодоприобретатель. В этой стране наличие страхового интереса не является обязательным условием заключения договора имущественного страхования. Интерес страхователя может не присутствовать на протяжении всего срока действия страхового покрытия [7, с.345]. Британская система государственного регулирования страхования была принята за основу при разработке унифицированной системы на уровне ЕС.

В отличие от Британской модели, характеризуемой единством системы регулирования, в США действует децентрализованная модель, где практически отсутствует регулирование страхования на федеральном уровне. В этой стране действуют системы регулирования страхования в каждом отдельном штате, имеющие собственные органы страхового надзора. Только некоторые виды страхования, такие как ядерное, от наводнений, неурожая, против преступлений и другие регулируются исключительно федеральными органами [3, с.45].

В США важная роль на федеральном уровне отводится Национальной конференции страховых законодателей, а также Национальной ассоциации страховых комиссаров. Главная задача страхового комиссара состоит в защите страхователей и оказании помощи органам страхового надзора [13, с.90].

В Японской системе государственного регулирования страхования осуществляется наиболее жёсткий по сравнению с другими странами контроль над страховыми тарифами, действует сложный порядок получения лицензии. В этой стране требуется представлять для утверждения общие условия страхования, в отличие от стран ЕС, где не требуется ни утверждения, ни представления таких условий, за исключением обязательного страхования [3, с.44].