Файл: Корпоративная культура в организации. ( Теоретические основы формирования корпоративной культуры организации).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры организации
1.1. Теоретические аспекты корпоративной культуры
1.2. Основные принципы формирования корпоративной культуры организации
2.1. Характеристика торгового предприятия «Норманн»
2.2. Анализ корпоративной культуры предприятия «Норманн»
Глава 3. Рекомендации по ее совершенствованию корпоративной культуры торгового предприятия «Норманн»
‒ Апробация основных положений концепции развития корпоративной культуры
3) Разработка программы развития корпоративной культуры;
4) Внедрение усовершенствованной корпоративной культуры.
Состав работ в рамках проекта:
Этап 1. Разработка инструментария проекта
1.1 Инвентаризация опыта (методы анкетирования, тестирования);
1.2. Концептуальная проработка и согласование значений критериев оценки качества корпоративной культуры;
1.3 Разработка анкет, тестов исследования и форматор интервью.
1.4 Формирование в компании оргструктуры поддержки и внутреннего продвижения проекта.
2. Изучение текущего состояния корпоративной культуры компании
2.1. Проведение внутрикорпоративных интервью, обработка и анализ полученных данных, подготовка отчетов.
2.2.1.Согласование структуры выборки, времени и формата интервью.
2.2.2. Формирование и инструктаж рабочей группы, совещания и тренинги
2.2.3. Проведение анкетирования.
1.2.4. Обработка, анализ данных анкетирования.
2.4. Проведение обсуждения и интерпретирования полученных данных о состоянии корпоративной культуры.
3. Изучение восприятия корпоративной культуры компании внешней бизнес-средой
3.1. Формирование экспертной группы (представители организаций-клиентов, партнеров, конкурентов).
3.2. Проведение внешних экспертных интервью
3.3. Обработка и анализ полученных данных.
4. Формирование системы показателей оценки качества корпоративной культуры Компании.
4.1. Проведение формализованного экспертного опроса руководителей и персонала Компании.
4.2. Обработка полученных опросов принятыми в социологии методами.
5. Аналитика уровня развития корпоративной культуры: сводный анализ всех полученных материалов, формирование аналитического отчета по этапу.
Результаты по данному этапу: Описание текущего состояния корпоративной культуры Компании; Оценка качества и уровня развитости корпоративной культуры; Выявление и оценка существующего вектора развития корпоративной культуры; Выявление и оценка того, что нужно сохранить и устранить в корпоративной культуре; Выявление целесообразных направлений усовершенствования корпоративной культуры.
Этап 2. Разработка проекта совершенствования корпоративной культуры. Этот этап необходимо разбить на четыре самостоятельных раздела:
2.1 Разработка концепции развития корпоративной культуры
2.2 Апробация основных положений политики развития корпоративной культуры
2.3 Разработка программы совершенствования корпоративной культуры
Для реализации и успешного внедрения проекта по совершенствованию корпоративной культуры необходимо составить документ «Корпоративное руководство».
Описание раздела
2.1 Разработка концепции развития корпоративной культуры Компании Этап направлен на разработку общих положений по развитию корпоративной культуры Компании, которые будут положены в основу программы ее развития.
Разработка политики развития корпоративной культуры включает следующие работы:
‒ Разработка модели корпоративной культуры, которая предусматривает реализацию бизнес-целей, функциональных требований, приоритетов и принципов развития предприятия;
‒ Описание методов преобразования текущего состояния корпоративной культуры в состояние, соответствующее идеальной модели;
‒ Описание приоритетов идеальной модели корпоративной культуры;
‒ Описание принципов движения Компании по приоритетным направлениям;
‒ Описание принципов реагирования системы корпоративной культуры на отвлекающие от развития факторы.
Рисунок 4. Состав работ в рамках разработки концепции корпоративной культуры
Описание раздела 2. Для контроля разработки, и оперативного согласования вводится этап апробации ключевых положений концепции развития корпоративной культуры Компании, который подразумевает использование ряда инструментов (рис. 5).
Рисунок 5. Апробация основных положений концепции корпоративной культуры
Раздел 2.3 Разработка проект совершенствования корпоративной культуры. Структура и состав работ по данному этапу приведены на рисунке 6.
Рисунок 6. Разработка программы развития корпоративной культуры
В силу того, что концептуальные разработки в области корпоративной культуры сложны и требуют вовлечения широко спектра представлений разработчика, вплоть до профессионального мировоззрения, то возможен определенный тренд в содержании разработки. Проведение обсуждения содержательной части концепции предполагается осуществить в рамках хорошо зарекомендовавших себя инструментов, а именно:
a. Холл-тест – качественно-количественный метод исследования. Позволяет эффективно тестировать на небольшой выборке интеллектуальные продукты (в том числе), опыт знакомства или использования которых у аудитории отсутствует.
b. Семинар по разработке позволит без разворачивания полномасштабного консалтингового проекта за счет внутренней самоорганизации
c. Обсуждение бренд-гайда корпоративной культуры. Позволит вовлечь в разработку визуализаций креативный потенциал заинтересованной части коллектива Компании.
Общая схема разработки корпоративной культуры представлена на рис. 7.
Рисунок 7. Общая схема разработки и внедрения проекта по совершенствованию корпоративной культуры
В процессе разработки и внедрения проекта по совершенствованию корпоративной культуры необходимо сформировать систему двухсторонней связи внутри предприятия. Сотрудникам следует предоставить осознание, что компания прислушивается к их идеям и мнениям. Например, такую форму обратной связи можно организовать во время ежемесячных собраний.
Такая форма, где руководитель слушает своих подчиненных, позволит работникам чувствовать себя более раскрепощенно. Помимо такой обратной связи, необходимо уделить также внимание заслугам работников, ведь чаще всего работники узнают только о недостатках своей работы. Чередование положительной и отрицательной обратной связи позволит работникам воспринимать информацию объективно и адекватно.
В заключении следует отметить, что предложенный проектный метод разработки и внедрения корпоративной культуры позволит вовлечь в процесс сотрудников предприятия и внедрение будет происходить с меньшим сопротивлением со стороны коллектива.
Заключение
Корпоративная культура – это совокупность господствующих в организации ценностных представлений, норм и образцов поведения, определяющих смысл и модель деятельности сотрудников независимо от должностного положения и функциональных обязанностей.
Во второй главе мы проанализировали корпоративную культуру торгового предприятия «Норманн».
Анализ корпоративной культуры предприятия проводился с использованием двух основных инструментов: методики OCAI (Organizational Culture Analyze Instrument) К. Камерона и Р. Куинна и теста И. Д. Ладанова «Уровень корпоративной культуры». По результатам проведенного исследования уровень корпоративной культуры торгового предприятия «Норманн» составил 167,2 балла из 290 возможных.
Таким образом, можно сделать основной вывод, что торговое предприятие «Норманн» имеет средний уровень корпоративной культуры. По результатам тестирования, мы выявили, что по трем секциям «Работа», «Управление», «Мотивация и мораль» организация имеет мажорное состояние коллектива. Узким местом корпоративной культуры является секция «Коммуникации», что соответствует данным, полученным в ходе проведения исследования по методике К. Камерона и Р. Куинна, в процессе которого выявлено, что доминирующим типом корпоративной культуры является иерархическая культура.
Как показало исследование корпоративной культуры торгового предприятия «Норманн» существуют «проблемные зоны», которые снижают общие показатели эффективности деятельности предприятия и субъективные оценки удовлетворенностью трудовой деятельностью сотрудников предприятия.
К ним относятся: излишняя бюрократизация процесса управления на предприятии, недостатки в персональной оценке результатов труда сотрудников, низкие показатели межличностных отношений и сплоченности в коллективе. Это выражается в повышенной текучести кадров, трудности принятия профессиональных обязанностей, отсутствие интереса к продвижению по службе и низкая оценка уровня существующей корпоративной культуры в компании.
В связи с перечисленными факторами возникает необходимость совершенствования корпоративной культуры в торговой компании «Норманн».
Обобщив изученную информацию, можно сказать о том, что только внимательное отношение руководства к сотрудникам приведет к грамотному, осознанному формированию культуры. Стихийное развитие корпоративной культуры лишь в некоторых случаях может пойти на пользу климату в компании.
В основной массе стихийное формирование корпоративной культуры не приносит положительных плодов, так как лидером может стать субкультура, нацеленная на достижение результатов, не соотносимых с теми принципами, которые руководство компании хотело бы видеть во главе деятельности. В такой ситуации могут возникнуть противоречия по итогам несоответствия индивидуальных целей представителей субкультуры и общеорганизационных целей.
Руководство должно понимать и принимать тот факт, что социально-культурные факторы обладают системообразующей ролью в жизнедеятельности компании. В этом случае можно говорить о структурном и системном формировании и развитии корпоративной культуры.
Список литературы
Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура». М., 2016. 213 с.
- Бикметов Е.Ю., Хуснутдинова А.В. Знание как ценностный фактор управления корпоративной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2016. № 6-2 (68). С. 38-41.
Гвозданная Н.В. Корпоративный медиадискурс как инструмент управления имиджем компании // Российская школа связей с общественностью, 2015. Т. 7. С. 90-96.
Ерофеев А. Корпоративное управление в России // Экономика и жизнь. – 2015. – №23. – С. 23-26.
Карякина В. Новая жизнь компании. Внедрение новой корпоративной культуры в организацию // Управление развитием персонала.2015. №2. – С. 7-12.
Клименко А. А. Организационная и корпоративная культура: концептуальные различия // Молодой ученый. — 2014. — №11. Т.2. — С. 173-179.
- Концевич Г.Е., Хапаева З.И. Корпоративная культура как неотъемлемая часть любой организации // Новая наука: Стратегии и векторы развития, 2016. № 6-1 (88). С. 122-123.
Корпоративный имидж: стратегический аспект [Электронный ресурс] / Калиева О.М. [и др.] // Молодой ученый. – 2014. – № 4 (63). – С. 125-129.
Литвинова Ю.А. Проблемы построения корпоративной культуры // Молодёжь третьего тысячелетия Сборник научных статей, 2016. С. 422423.
Мануйлова Ю., Коломыц О.Н. Корпоративная культура как стимулирующий стратегический инструмент для эффективного функционирования организации // Новая наука: От идеи к результату, 2016. № 3-1 (72). С. 143-146.
Николаева Е.С. О корпоративной культуре // Актуальные проблемы экономики современной России, 2016. № 3. С. 430-434.
Управление персоналом. / Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. доп. - М.: ЮНИТИ, 2015. С.241
Шунькова К.В. Корпоративная культура компании: Описательный анализ. Социологические науки. 2014, №27.
4 типа корпоративных ценностей, которые работают (+7 примеров) [Электронный ресурс] / Электрон. дан., 2017. – URL: http://blog.potok.io/corp-values/ (дата обращения 14.06.2019).
- Корпоративные ценности [Электронный ресурс] / Электрон. дан., 2017. – URL: http://vision-trainings.ru/corporativnye-tsennosti (дата обращения 14.06.2019).
Элементы и нюансы корпоративного стиля компании [Электронный ресурс] / Электрон. дан., 2017. – URL: http://delovoi-etiket.ru/bez-rubriki/1153-elementy-i-nyuansy-korporativnogo-stilya -kompanii.html (дата обращения 14.06.2019).
-
Маслова И.И. Роль корпоративной культуры в инновационном развитии компании // В сборнике: Современное общество: научный взгляд молодых сборник статей и тезисов докладов XI международной научнопрактической конференции студентов, магистрантов и аспирантов, 2015. С. 108-112. ↑
-
Митюшина А.Д. Особенности формировании корпоративной культуры в организациях на современном этапе // Достижения вузовской науки, 2016. № 25-2. С. 140-144. ↑
-
Управление персоналом. / Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. доп. - М.: ЮНИТИ, 2015. С.241 ↑
-
Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура». М., 2016. 213 с. ↑
-
Гвозданная Н.В. Корпоративный медиадискурс как инструмент управления имиджем компании // Российская школа связей с общественностью, 2015. Т. 7. С. 90-96. ↑
-
Литвинова Ю.А. Проблемы построения корпоративной культуры // Молодёжь третьего тысячелетия Сборник научных статей, 2016. С. 422423. ↑
-
Мануйлова Ю., Коломыц О.Н. Корпоративная культура как стимулирующий стратегический инструмент для эффективного функционирования организации // Новая наука: От идеи к результату, 2016. № 3-1 (72). С. 143-146. ↑
-
Концевич Г.Е., Хапаева З.И. Корпоративная культура как неотъемлемая часть любой организации // Новая наука: Стратегии и векторы развития, 2016. № 6-1 (88). С. 122-123. ↑
-
Николаева Е.С. О корпоративной культуре // Актуальные проблемы экономики современной России, 2016. № 3. С. 430-434. ↑
-
Абрамова С.Г., Костенчук И.А. О понятии «корпоративная культура». М., 2016. 213 с. ↑
-
Бикметов Е.Ю., Хуснутдинова А.В. Знание как ценностный фактор управления корпоративной культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2016. № 6-2 (68). С. 38-41. ↑
-
Управление персоналом. / Под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. доп. - М.: ЮНИТИ, 2015. 560 с. ↑
-
Карякина В. Новая жизнь компании. Внедрение новой корпоративной культуры в организацию // Управление развитием персонала.2015. №2. – С. 7-12. ↑
-
Клименко А. А. Организационная и корпоративная культура: концептуальные различия // Молодой ученый. — 2014. — №11. Т.2. — С. 173-179. ↑
-
Шунькова К.В. Корпоративная культура компании: Описательный анализ. Социологические науки. 2014, №27. ↑
-
Ерофеев А. Корпоративное управление в России // Экономика и жизнь. – 2015. – №23. – С. 23-26. ↑
-
4 типа корпоративных ценностей, которые работают (+7 примеров) [Электронный ресурс] / Электрон. дан., 2017. – URL: http://blog.potok.io/corp-values/ (дата обращения 14.06.2019). ↑
-
Элементы и нюансы корпоративного стиля компании [Электронный ресурс] / Электрон. дан., 2017. – URL: http://delovoi-etiket.ru/bez-rubriki/1153-elementy-i-nyuansy-korporativnogo-stilya -kompanii.html (дата обращения 14.06.2019). ↑
-
Корпоративный имидж: стратегический аспект [Электронный ресурс] / Калиева О.М. [и др.] // Молодой ученый. – 2014. – № 4 (63). – С. 125-129. ↑
-
Корпоративные ценности [Электронный ресурс] / Электрон. дан., 2017. – URL: http://vision-trainings.ru/corporativnye-tsennosti (дата обращения 14.06.2019). ↑
-
Корпоративные ценности [Электронный ресурс] / Электрон. дан., 2017. – URL: http://vision-trainings.ru/corporativnye-tsennosti (дата обращения 14.06.2019). ↑