Файл: Влияние слияний компаний на концентрацию в отрасли (по выбору) (Теоретические аспекты слияний и поглощений).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты слияний и поглощений
1.1 Слияния и поглощения как корпоративная стратегия: понятия и мотивы совершения сделок
1.2 Классификация сделок слияний и поглощений
1.3 Оценка эффективности сделок по слияниям и поглощениям
Глава 2 Слияния и поглощения на агропродовольственных рынках России
2.1 Особенности агропродовольственного рынка РФ
2.2 Осуществление слияний и поглощений российскими агрохолдингами
ВВЕДЕНИЕ
Осуществление сделок по слияниям и поглощениям (M&A) – динамично развивающаяся мировая тенденция консолидации активов и концентрации производственной деятельности. Процесс сопровождается непростыми взаимоотношениями со стороны всех участников экономического пространства, что в свою очередь влечет за собой как положительные, так и отрицательные стороны развития рынка слияний и поглощений.
Современная политико-экономическая ситуация в России не лучшим образом способствует развитию компаний по заранее намеченным целям. Многие компании не выдерживают давления кризиса и вынуждены в срочном порядке принимать корпоративные решения в областях стратегического и финансового менеджмента. Одним из примеров мер по устранению негативного влияния является реструктуризация собственности, куда как раз и относятся слияния и поглощения.
Однако дело не только в проблемах экономики, например, слияния и поглощения являются неотъемлемым элементом стратегий развития организаций. Ведь рост бизнеса за счет внутренних источников, открытия производственных площадок «с нуля» порой оказывается медленным и неопределенным. Посредством слияний и поглощений компания может приобрести мощный импульс к развитию с уже готовыми активами.
Данные тенденции характерны для агропродовольственного сектора страны. Однако здесь имеются и свои особенности: недостаточное финансирование государством (по мнению бизнеса), отсутствие современных технологий и другие. Но в силу того, что продовольственная безопасность является одной из важных параметров независимости страны, приходится находить пути решения проблем. Как раз одним из таких решений являются корпоративные стратегии слияний и поглощений в агропромышленном комплексе.
Целью работы является исследование процессов слияния компаний.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть слияния и поглощения как корпоративную стратегию: понятия и мотивы совершения сделок.
- Привести классификацию сделок слияний и поглощений.
- Дать оценку эффективности сделок по слияниям и поглощениям.
- Выявить особенности агропродовольственного рынка РФ.
- Проанализировать осуществление слияний и поглощений российскими агрохолдингами.
Объектом исследования являются сделки по слиянию компаний.
Предметом исследования служат слияния компаний и их влияние на концентрацию в отрасли.
В процессе выполнения работы использовались научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам конкуренции, материалы периодической печати. Среди отечественных авторов, исследующих проблематику дипломной работы, выделим труды таких ученых как: Беляева И.Ю., Борисов Ю.Д., Игонина Л.Л., Ионцев М.Г., Ковалев В.В., Тихомиров Б.И., Шохин Е.И. и др.
Методы исследования: диалектический, системный исторический, структурный, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, аналогия, моделирование.
Практическая значимость работы состоит в том, что обобщенный в ней материал и сформулированные результаты могут быть использованы при реализации проекта слияния и поглощения в практике российских компаний.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты слияний и поглощений
1.1 Слияния и поглощения как корпоративная стратегия: понятия и мотивы совершения сделок
Словосочетание слияние и поглощение используется в России сравнительно недавно (около 20 лет), однако в мировой практике это уже довольно привычное сочетание, известное под аббревиатурой M&A (merger and acquisition).
Слияния и поглощения компаний – один из самых распространенных путей развития или реорганизации, к которому в настоящее время прибегает большое количество компаний. Этот процесс в современных условиях становится явлением обычным, практически повседневным.
Если смотреть зарубежные и российские источники, то можно заметить, что слияние и поглощение – это далеко не все термины, означающие сделки такого рода. Существуют такие понятия как консолидация, присоединение, различные виды слияний.
Патрик Гохан в своей книге «Слияние, поглощение и реструктуризация компаний» [9] дает следующие определения:
Слияние (merger) – объединение двух корпораций, в котором выживает только одна из них, а другая прекращает свое существование. При слиянии поглощающая компания принимает активы и обязательства поглощаемой компании. Иногда для описания этого типа сделки используется термин статутное слияние (statutory merger). Статутное слияние отличается от подчиняющего слияния (subsidiary merger), представляющего собой слияние двух компаний, в котором целевая компания становится дочерней или частью дочерней компании материнской компании.
Консолидация (consolidation) – соединение предприятий, в котором две или более компаний объединяются, чтобы образовать совершенно новую компанию. Все объединяющиеся компании упраздняются, и продолжает работать новое юридическое лицо.
Поглощение (takeover) – установление полного контроля над компанией или активом. Этот термин более неопределенный и иногда относится только к враждебным сделкам; в других случаях он используется для обозначения как дружественных, так и недружественных слияний.
Данные определения отличаются от тех, которые принято использовать в российской действительности.
В Федеральном законе «Об акционерных обществах» есть определения для таких понятий как слияние и присоединение.
Слиянием обществ признается создание нового общества с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ и прекращением последних.
Присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу.
Согласно описанию Ворониной М.В. При поглощении поглощающая фирма приобретает контрольный пакет акций поглощаемого предприятия. Если приобретается пакет, превышающий 75% обыкновенных акций, то поглощаемое предприятие теряет свою юридическую самостоятельность и становится структурным подразделением поглощающего предприятия. Если пакет меньше 75%, то поглощающая компания может не потерять своей юридической самостоятельности и стать дочерним предприятием. Но в любом случае поглощенное предприятие теряет свою хозяйственную самостоятельность [7].
Ниже понятия слияния и поглощения будут рассматриваться с точки зрения российского законодательства, в некоторых случаях термин будет сокращаться до принятого в мировом сообществе M&A.
Процесс слияний и поглощений является одним из возможных вариантов корпоративной стратегии компании. Корпоративная стратегия определяет организацию в целом, поведение ее подразделений или бизнес-единиц, товарные линии, комбинация которых позволяет воспринимать компанию как целостность, и отвечает на вопрос: каким бизнесом занимается корпорация? Стратегическая деятельность на корпоративном уровне включает в себя, например, приобретение нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, создание совместных предприятий. Корпоративный уровень управления представлен главным управляющим (генеральным директором, президентом корпорации и т.д.), советом директоров и другим старшим персоналом, принимающим стратегические решения для всей организации. Обычно в обязанности этих руководящих лиц входят: определение назначения, миссии и целей организации, выявление ключевых областей деятельности, выделение ресурсов для каждого вида деятельности, формулирование стратегий, которые охватывают корпоративную деятельность. Корпоративная стратегия включает также вопросы финансовой и организационной структуры предприятия в целом. Другими словами можно сказать, что корпоративная стратегия – это базовая стратегия – основной курс действий по реализации приоритетных целей развития предприятия в рамках имеющихся ресурсов, альтернатив, конкретных решений. [12]
В настоящее время можно отметить, что большинство компаний при выборе метода стратегического развития предпочитают именно слияния и поглощения, а не стратегию органического роста компании. Основным отличием развития компании за счет.
M&A является использование уже существующих активов рынка, что позволяет оперировать четкими и определенными показателями. Дает возможность более полно оперировать определенными показателями, опираясь на уже существующие данные использования активов.
Слияния и поглощения компаний имеют свои особенности в разных странах и регионах мира. Данным процессам присуща большая национальная окраска, чем принято считать. В России на процессы слияний и поглощений в большей степени влияют интересы собственников, так как именно собственник является уполномоченным принимать важные управленческие решения. В более развитых странах, нежели Россия, собственники и высший менеджмент не являются «единым целым», там принято отдавать управление менеджерам, которые получили хорошее образование по данному направлению. Например, в США именно менеджеры имеют серьезную мотивацию на совершение сделки, даже если объективная выгода от нее неочевидна.
Основные мотивы, которыми руководствуются компании при проведении сделок слияний и поглощений, схожи, что позволяет рассматривать эти мотивы в целом, не пытаясь провести четкой границы между двумя данными понятиями.
Любое предприятие имеет два принципиальных варианта стратегии роста – на основе внутренних факторов и на основе внешних факторов. В процессе постоянного развития на основе имеющейся стратегии менеджмент компании определяет, что является в данный момент наиболее выгодным: направление ресурсов на приобретение нового бизнеса или же создание новых направлений с нуля, за счет собственных сил.
Соответственно, целью приобретения нового бизнеса через процессы слияний и поглощений является создание у компании стратегического преимущества за счет присоединения и интегрирования новых элементов бизнеса, что должно являться более эффективным, чем их внутреннее развитие в рамках данной компании, а также должно быть выгодно с точки зрения экономии времени при достижении поставленных стратегических целей. Вопрос мотивов сделок слияния и поглощения широко обсуждается в экономической литературе.
Как известно, главная цель создания любого бизнеса – максимизация прибыли. Причем эта цель первична по отношению к другим целям, стоящим перед рыночной компанией. Следовательно, так или иначе, любые мотивы, побуждающие компании к слияниям и поглощениям, вытекают из данной цели, либо подчинены ей.
Общим мотивом к слияниям и поглощениям является расширение и повышение эффективности бизнеса. Кроме того, нередко этот путь расширения бизнеса является менее затратным, чем органический рост компании путем капитализации части прибыли и использования заемных ресурсов. Также следует упомянуть, что при слияниях и поглощениях следует учитывать фактор времени. Любое развитие через органический рост – длительный процесс, сопряженный с большим количеством неопределенности в будущем. Приобретая уже готовый актив, с достаточной степенью точности можно оценить его сегодняшнюю дополнительную выгоду для компании в случае интеграции в существующий бизнес. Особое значение финансовый аспект приобретает в периоды финансовых кризисов, поскольку активы существенно дешевеют в цене, и, порою, приобрести желаемый актив становится на порядок проще.
Для определения мотивов M&A российские экономисты вынуждены опираться на своих западных коллег, поскольку российская история рынка слияний и поглощений мала для того, чтобы только на основе российских данных делать какие-либо выводы. Тем не менее, в работах отечественных исследователей можно встретить попытку систематизации мотивов по классификационным признакам, но единой системы данных признаков в современной экономической литературе до сих пор нет.
В таблице 1 указаны причины для принятия решения о сделке слияния и поглощения согласно классификации Ворониной М. В. [7] Она рассматривает процесс слияния или поглощения как один из способов финансового оздоровления компании, создание выгодных условий для инвестиций.
Таблица 1
Мотивы совершения слияний и поглощений
Мотив |
Цели |
Университет |
Получение добавленной стоимости (2+2=5); Экономия на операционных расходах, за счет объединения служб маркетинга, учета, сбыта; Экономия за счет эффекта масштаба; Экономия за счет охвата путем поглощения заказчика, поставщика или конкурента; Экономия за счет создания новой системы управления, предполагающей оптимальную расстановку кадров и снижение издержек на различных стадиях снабжения, производства, сбыта; Финансовая экономия за счет масштабов т увеличения оборотов |
Диверсификация |
Обновление ассортимента выпускаемой продукции или выход на более перспективные рынки |
Лидерство |
Увеличение рыночной доли с целью: получить возможность устанавливать цены; захвата более дешевых рынков сырья; расширения влияния в экономической и политической сферах; превосходства над конкурентами |
Корректировка стратегии |
Приобретение дополнительных возможностей за счет потенциала конкурентов (активы, технологии, интеллектуальная собственность, клиенты) |
Покупка недооцененных активов |
Выгодно приобрести активы, практически за бесценок, особенно, введены процедуры административного или внешнего управления |
Налоговые преимущества |
Возможность получить налоговую экономию за счет списания активов (уменьшается налог на имущество), а также возможность получить налоговый кредит (отсрочку налогового платежа на время реорганизации компании) |