Файл: Корпоративная культура в организации. ( Теоретические основы формирования корпоративной культуры организации).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры организации
1.1. Теоретические аспекты корпоративной культуры
1.2. Основные принципы формирования корпоративной культуры организации
2.1. Характеристика торгового предприятия «Норманн»
2.2. Анализ корпоративной культуры предприятия «Норманн»
Глава 3. Рекомендации по ее совершенствованию корпоративной культуры торгового предприятия «Норманн»
Выделяют следующие структурные элементы корпоративной культуры: принятая система лидерства; стили разрешения конфликтов; действующая система коммуникации; положение индивида в организации; принятая символика (лозунги, ритуалы, гимны и т. п.).
1.2. Основные принципы формирования корпоративной культуры организации
Тема формирования корпоративной культуры становится все актуальней, ее можно встретить на страницах газет и журналов, в обсуждениях на форумах, конференциях, заседаниях HR клубов. В ситуации, когда экономические модели и методы развития организации исчерпывают свой потенциал, именно грамотно сформированная корпоративная культура является дополнительным стимулом для повышения эффективности организации. Многие компании решают основательно подойти к этой теме и использовать весь мощный потенциал корпоративной культуры на благо развития компании.
Корпоративная культура не существует сама по себе. Она складывается в процессе деятельности организации и развивается параллельно с развитием организации. Ее невозможно представить как независимое явление или объект. Она проявляется во всех видах деятельности и в отношениях этой организации.
Существуют два способа формирования корпоративной культуры: стихийный, когда корпоративная культура складывается под действием неуправляемых факторов и процессов и научный, в основу которого положены научные методы и модели ее формирования[13].
Процесс формирования корпоративной культуры с применением научного подхода является длительным во времени и сложным процессом. Исследованию этапов формирования корпоративной культуры посвящены труды российских и зарубежных авторов. Э. Шейн рассматривает процесс формирования и развития корпоративной культуры с позиции коллектива или группы. С его точки зрения, по мере развития организации, в процессе коллективного преодоления препятствий и трудностей, происходят процессы внутренней интеграции (формирование корпоративной культуры) и внешней адаптации (адаптации корпоративной культуры к внешней среде)[14].
Таким образом, внутренняя интеграция представляет собой процесс формирования коллектива, образование целостной команды из отдельных её членов. Она происходит во время коллективного решения задач, разрешения существенных внутренних проблем, достижения общих целей. В процессе внутренней интеграции формируется язык и понятия, обозначаются границы группы и критерии вступления и выхода из неё; назначаются полномочия, обозначаются нормы отношений, фиксируются меры наказания и поощрения, случаи их применения и др. Трудности внутренней интеграции связывают с глубинными представлениями человека о его природе, характере деятельности, взаимоотношениями внутри коллектива[15].
Под внешней адаптацией понимается ответ организации на требования внешней среды. К трудностям внешней адаптации можно отнести поиск компанией своей рыночной ниши, формирование отношений с потребителями, конкурентами и деловыми партнерами, а также проблемы «выживания» компании на рынке. В это время формулируется стратегия и миссия организации, устанавливаются её цели, средства для их достижения и корректирования ошибок, обозначаются критерии оценки результатов деятельности персонала. В процессе формирования корпоративной культуры важнейшая роль отводится лидеру группы (основателю компании).
Именно лидер имеет оригинальную идею, личное видение того, каким образом достичь её, основываясь на корпоративную культуру и индивидуальность организации. Вслед за тем, как лидер выдвигает идею, к ней привлекается группа единомышленников, которые имеют аналогичные принципы, образ мыслей, цели и средства их достижения. В том случае, если коллектив сохраняет свою целостность в течение некоторого времени, то он постепенно начинает сформировывать персональное представление о себе, о внешней среде, о способах выживания и развития, а также правилах ведения деятельности. Процессы развития организации приводят к формулированию коллективных ценностей, критериев достижения общих целей, форм взаимодействия с внешней средой, правил и норм поведения[16].
Можно сделать вывод, что обязательным условием формирования и развития корпоративной культуры является коллективная деятельность людей и наличие совместной цели. Из современных российских авторов, необходимо упомянуть В. Спивака, первым выпустившего книгу, посвященную корпоративной культуре организации, в которой проводится попытка отчасти переложить теорию Э. Шейна применительно к российской действительности. В 2004 году коллектив авторов под руководством В. Грошева выпустил первый российский учебник по корпоративной культуре, в котором сведены воедино все теории корпоративной культуры.
По мнению автора Соломандиной Т. О, существуют следующие принципы формирования корпоративной культуры[17]:
‒ принцип историчности – культура не поддается манипулированию, так как складывается с течением времени и сама определяет характер экономической системы, а также стиль управления на производстве.
‒ принцип комплексности представлений о назначении экономической системы организации – культура может отражать не только отношения между членами производства, но и назначение этой системы в совокупности, о ее целях, видах продукции и рынках, которые определяют эффективность функционирования организации;
‒ принцип первоочередности определения ценностей и философии компании – перед началом процесса формирования корпоративной культуры, должны быть определены ценностей и философии компании, которые будут желаемы.
‒ принцип отрицания силового воздействия – нельзя навязывать слабой культуре, несвойственные ей сильные стороны или проводить коррекцию.
‒ принцип комплексности оценки – оценивать воздействие корпоративной культуры на эффективное функционирование предприятия нужно с помощью комплексного подхода. Так как он предусматривает не только способы прямого воздействия, но и опосредованные пути влияния, важно обращать внимание на культуру особенно в тот момент, когда происходят организационные изменения и развитие экономической системы.
По мнению Стекловой О.В. основными принципами формирования корпоративной культуры, являются следующие принципы[18]:
‒ организационная культура должна отражать главные идеи существования предприятия;
‒ главные идеи должны отражать положительно настроенный заряд;
‒ разработанные элементы должны быть в гармонии между собой, поведение руководства не должно противоречить ценностям и нормам;
‒ формируемая организационная культура должна соответствовать типу, размеру, характерным условиям предприятия и условиям его существования;
‒ нельзя отрицать предшествующий культурный опыт, но можно его видоизменять или использовать его как опору для формирования корпоративной культуры предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что принципы, выделенные различными авторами, имеют общую суть, некоторые из них описаны в более широком смысле, что поможет более точно определить их при формировании корпоративной культуры предприятия. Так же, в процессе корпоративной жизни организации должны выполняться ряд принципов, которые помогают ей достаточно продолжительное время обеспечивать свою успешность на рынке[19].
1.Постоянное развитие и совершенствование. Реализация этого принципа заключается в адекватной оценке себя, определении своих сильных и слабых сторон, желании совершенствовать как индивидуальные знания и навыки, так и коллективные. В компании, где много внимания уделяется обучению персонала, сотрудников достаточно часто отправляют на семинары, осуществляя внешнее обучение, проводятся еще и внутренние обучающие программы[20].
2.Оптимизм. Стремление дарить людям радость. Люди в компании чувствуют себя настолько сильными, что могут отдавать свое тепло, свое положительное ощущение жизни другим. Они убеждены, что несут в себе мощный позитивный заряд. Этот принцип отражается на отношениях сотрудников как между собой, так и с клиентами, поставщиками и даже конкурентами. Основной лозунг дня при таком настрое сознания - «Слушайте!». «Слушайте клиентов, дилеров, рабочих и инженеров. Их идеи помогают победить. Все проблемы клиентов решаются немедленно». Качество работы можно изменить только тогда, когда в целом начинаешь относиться к ней с позитивным настроем. И это качество нельзя сформировать в приказном порядке.
3.Взаимная поддержка. Руководствуясь данным принципом, люди всегда могут сказать о себе, о своей профессиональной группе: «Мы работаем командой. Мы одна семья. Мы уважаем и поддерживаем друг друга. В нашей компании высоко ценится умение работать в команде. Мы различаем так называемый «коллективизм» и навыки командного взаимодействия. Основной критерий различия этих двух понятий - это критерий профессионализма»[21].
4.Профессионализм. Нет необходимости расписывать все параметры хорошей, качественной работы. Достаточно, чтобы сотрудники по-настоящему прочувствовали правило настоящей профессиональной команды: «То, что мы делаем, мы стремимся делать максимально хорошо. Мы высоко ценим компетентность. Каждый делает то, что он умеет лучше других, делясь своим опытом и находками».
Таким образом, для того, чтобы добиться полной идентификации сотрудников с организацией, необходимо проводить целый комплекс последовательных мер, начиная с тщательного отбора кандидатов для приема на работу в организацию. Уже на начальном этапе в ходе отборочных собеседований с кандидатами необходимо выявить тех, чьи личностные черты и система взглядов в значительной мере не отвечают культуре организации или противоречат ей.
Глава 2. Анализ и диагностика существующей корпоративной культуры на примере торгового предприятия «Норманн»
2.1. Характеристика торгового предприятия «Норманн»
Предприятие ИП Алимов Р.Х. учреждено в январе 2011 г. в городе Томске, на данный момент предприятие успешно развивается по направлению реализации верхней одежды.
Юридический адрес: г.Томск проспект Ленина 173 магазин «НОРМАНН».
- ИП Алимов Р.Х. осуществляет следующие виды деятельности: осуществление торговли товарами народного потребления;
- организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок в Томской области и Российской Федерации;
- организация рекламы в устной форме, периодических и специализированных печатных изданиях, по радио и на телевидении, выпуск рекламной продукции - информационных листов, плакатов, буклетов и т.д.
Основной задачей ИП Алимов Р.Х. как предприятия розничной торговли является закупка и продажа товаров народного потребления. В соответствии с названными задачами предприятие подразделяется на функциональные сферы, деятельность каждой координирует соответствующий отдел. Для регулирования функциональных обязанностей персонала сформулированы и разграничены задачи, компетенция и сфера ответственности работника на каждом рабочем месте.
Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли, посредством осуществления розничной торговли одеждой. В магазине представлен широкий выбор одежды и аксессуаров для женщин, мужчин и детей. Предприятие сотрудничает с такими российскими производителями одежды как Xaska, Lanika, Normann и др. Так же предприятие является франчайзером крупного производителя финской одежды «Luhta Fashion Group» (созданной в 1907 году).
Управление ИП Алимов Р.Х. руководитель осуществляет на базе определенной корпоративной структуры. Структура ИП Алимов Р.Х. представлена на рисунке 2.
Рисунок 2. Структура ИП Алимов Р.Х.
ИП Алимов Р.Х. возглавляет директор, который организует всю работу организации и несет полную ответственность за ее состояние. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом организации, заключает договора, издает приказы, в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников организации, открывает в банках счета.
Финансово-экономический отдел занимается изучением финансовых результатов ИП Алимов Р.Х. и раскрывает содержание их показателей (анализ прибыли и рентабельности, оценка имущественного положения предприятия, эффективность использования собственного и заемного капитала, анализ выполнения финансового плана и т.д.).
Бухгалтерия проводит анализ финансового состояния предприятия.
Отдел маркетинга оценивает эффективность применяемых на предприятии тактики и стратегии всех аспектов маркетинговой деятельности (анализ факторов внешней среды, конъюктуры спроса, ценовой и ассортиментной политики, рекламы, конкурентоспособность товаров и т.д.).