Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из указанного определения можно выделить следующие признаки результатов ОРД[7]:

- во-первых, это сведения;

- во-вторых, сведения, полученные в соответствии с федеральным законом «Об ОРД»;

- в-третьих, это сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или со- вершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Исходя из буквального толкования законодатель относит к результатам ОРД исключительно информацию (сведения). В специализированной литературе представлено важное суждение по этому вопросу. Так, Железняк Н. С. придерживается мнения о том, что, например, при оперативном внедрении (п. 12 ст. 6 закона «Об ОРД») одной из задач может быть не только получение оперативно значимых сведений, то есть информационная задача, но и дискредитация лидера преступной группы, её разобщения или переориентации. Эта задача не обладает информационным характером, ее решение направлено на предотвращение преступной деятельности.

Сущностным элементом результатов ОРД является их соответствие закону «Об ОРД». Некоторые авторы полагают, что правовая основа ОРД не ограничивается только указанным нормативно-правовым актом. В нее входят Конституция, иные федеральные законы и принятые в соответствии с ними правовые акты федеральных органов государственной власти. Всякое нарушение этих нормативно-правовых актов влечет за собой невозможность использования результатов ОРД в уголовном процессе.

Помимо указанных законодателем в определении признаков, необходимо выделить иные характерные черты, исходя из анализа положений закона «Об ОРД» и УПК. Под результатами ОРД, таким образом, следует понимать сведения, полученные:

- субъектами ОРД;

- в результате ОРД, содержанием которой являются ОРМ;

- зафиксированные в оперативно-служебных документах и на иных материальных носителях;

- могущие быть использованными только в целях, которые предусмотрены УПК и федеральным законом «Об ОРД».

Возможность использования результатов ОРД в уголовном процессе зависит от способа познания информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или со- вершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, а также от формы ее облачения в оперативно-розыскных документах. Относительно способа ученые практически едины в своем мнении, что доказательствами являются сведения, то есть информация, имеющая значение для оценки фактов и обстоятельств в судопроизводстве. Эти факты и обстоятельства, с точки зрения познания, существуют за пределами уголовного процесса, который только устанавливает порядок придания им статуса доказательств, но при этом они фактически не изменяются.


В литературе нет единого мнения относительно документальной формы облачения результатов ОРД. Это можно объяснить тем, что в судебной практике и законодательстве нет общего решения указанной проблемы.

Формулировка ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об ОРД» о том, что результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела находится в противоречии с положениями ст. 140 УПК, так как последняя не знает такого повода. Поводом к возбуждению уголовного дела сам результат ОРД являться не может. Таковым источник информации становится тогда, когда представлен органу дознания, дознавателю, руководителю следственного органа, следователю в документарном виде, приобретая тем самым статус сообщения о преступлении. Следует предположить, что ст. 11 закона «Об ОРД» должна быть сформулирована аналогично. При этом подобное сообщение в соответствии со ст. 143 УПК должно оформляться должностным лицом, получившим известие о совершенном и готовящемся преступлении из иных источников информации, как указано в ст. 140 УПК, рапортом об обнаружении признаков преступления.

В настоящее время формулировка ст. 11 закона «Об ОРД» оставляет открытым вопрос о том, кто имеет право и обязательство предоставить результаты ОРД. Более того, УПК и закон «Об ОРД» расходятся в регулировании данного вопроса. В соответствии со ст. ст. 140, 143 УПК должностное лицо, получившее сообщение о признаках преступления (а этим лицом может быть конкретный оперативный работник), посредством рапорта сообщает об этом не только своему непосредственному начальнику, но и также имеет возможность сообщить следователю или дознавателю (ст. 144 УПК). В то же время закон «Об ОРД» в п. 3 ст. 11 указывает на то, что подобное сообщение об обнаруженных признаках преступления из оперативно-розыскного аппарата в орган дознания или следователю может поступить не иначе как на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД.

Результаты ОРД могут представляться оперативно-розыскными подразделениями органу дознания и следователю или в суд только в случае, если они соответствуют определенным требованиям, а именно:

- относимость результатов ОРД и оперативно-розыскных мероприятий к конкретному преступлению;

- законность осуществления соответствующих оперативно-розыскных мероприятий;

- соблюдение законодательства, определяющего работу с доказательством, порядок и основание возбуждения уголовного дела;

- обеспечение режима секретности[8].


Не будут отвечать требованиям, предъявляемым к доказательствам, результаты ОРД, если они не отвечают условиям допустимости, которые можно рассмотреть в двух аспектах: допустимость как свойство уголовно-процессуального доказательства; допустимость как свойство результатов ОРД, под которым понимается их соответствие нормам закона и ведомственных нормативных актов относительно методов и средств собирания информации, задач, субъекта. Так, например, результаты ОРД, получение которых связано с ограничением конституционного права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений могут быть использованы в качестве доказательств, только если они получены по разрешению суда и проверены следственными органами.

2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ДОКАЗЫВАНИЯ

2.1. Оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства

Оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство (уголовный процесс) как виды правоохранительной деятельности имеют единую цель – это борьба с преступностью. Названная цель определяется содержанием ст. 2 «Задачи оперативно-розыскной деятельности» ФЗ «Об ОРД» и ст. 6 «Назначение уголовного судопроизводства» УПК. При этом ведущая роль в борьбе с преступностью отводится уголовному судопроизводству, т. к. только в ходе уголовно-процессуальной деятельности возможно признание лица виновным в совершении преступления и привлечение его к уголовной ответственности за совершение преступления. Преступление не может считаться раскрытым, пока суд в установленном законом порядке не признает конкретное лицо виновным в совершении преступного деяния[9].

Однако изложенное никак не умаляет роли оперативно- розыскной деятельности в борьбе с преступностью. Более того, без использования возможностей оперативно-розыскной деятельности многие, как правило, наиболее опасные преступления оставались бы не только не раскрытыми, но и не выявленными. И уголовному судопроизводству, и оперативно-розыскной деятельности характерны одни и те же фактические основания для начала соответствующего производства – наличие достоверных сведений о признаках конкретного преступления. Оперативно-розыскная деятельность носит обеспечивающий характер по отношению к уголовному судопроизводству, оказывает содействие органам предварительного расследования в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, в получении доказательств. Наличие оперативно-розыскной (непроцессуальной) информации об обстоятельствах, входящих в предмет доказывания, часто является условием, обеспечивающим доказывание.


Рисунок 1. - Оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства[10]

Так, неочевидные, замаскированные преступления в большей части выявляются в ходе оперативной поисковой деятельности, по материалам которой орган предварительного расследования и принимает процессуальное решение о возбуждении уголовного дела. В таких случаях ряд документов оперативно-розыскного производства, носящих открытый характер и устанавливающих обстоятельства совершенного преступления, передаются органу предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и приобщаются к соответствующему уголовному делу. К таким документам чаще всего относятся заявления, объяснения очевидцев и пострадавших, акты ревизий и инвентаризаций, накладные, платежные ведомости (как правило, в копиях) и другие бухгалтерские документы, акты медицинских освидетельствований, справки по результатам специальных исследований тех или иных объектов и т. д. В соответствии с перечисленными и иными документами устанавливаются фактические основания для возбуждения уголовного дела, а отдельные документы впоследствии могут использоваться и в качестве доказательств (заявления пострадавших, акты медицинских освидетельствований, отдельные бухгалтерские документы, справки и т. п.).

Обеспечивающий характер оперативно-розыскной деятельности состоит также в использовании оперативно-розыскной информации для принятия некоторых процессуальных решений, не требующих обязательного наличия доказательств. К ним относятся, например, решения о проведении обыска, выемки, наложении ареста на почтово-телеграфные отправления, осуществлении контроля и записи переговоров, допроса, задержания подозреваемого[11].

Важнейшей задачей оперативной проверки (разработки) является документирование действий проверяемых (разрабатываемых) лиц, под которым понимается создание оперативным работником в процессе оперативной проверки (разработки) условий, обеспечивающих последующее получение доказательств по уголовному делу путем производства следственных действий в соответствии с нормами УПК Российской Федерации.

Документирование действий проверяемых (разрабатываемых) лиц является одним из направлений использования оперативно- розыскной информации. Любой вид непроцессуальной деятельности по обнаружению доказательств (без фиксации результатов обнаружения с помощью процессуальной формы) можно рассматривать в качестве составного элемента обнаружения (но не собирания) доказательств[12].


С этой целью оперативный работник осуществляет комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных:

– на установление лиц, которые располагают сведениями об обстоятельствах преступления и впоследствии могут стать свидетелями по уголовному делу;

– выявление предметов и документов, на которых имеются следы преступления или которые в соответствии с другими признаками могут быть признаны вещественными доказательствами, а также принятие необходимых мер по обеспечению их сохранности до процессуального изъятия;

– установление обстоятельств преступления путем проведения исследований предметов и документов, прослушивания телефонных переговоров, снятия информации с технических каналов связи, проверочных закупок, контролируемых поставок и других оперативно-розыскных мероприятий для последующего использования их результатов в доказывании. В литературе это направление иногда называют «фиксацией действий преступников».

Документирование действий проверяемых (разрабатываемых) в процессе оперативных проверок (разработок) имеет много общего с доказыванием в уголовном судопроизводстве[13]:

1. И документирование, и доказывание направлены на установление достоверных сведений об обстоятельствах совершенного преступления.

2. Предмет документирования в процессе оперативно-розыскной деятельности, как и предмет доказывания в уголовном судопроизводстве, определяется ст. 73 УПК Российской Федерации и включает в себя установление таких обстоятельств преступления, как:

– событие преступления;

– виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;

– обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого (проверяемого, разрабатываемого);

– характер и размер вреда, причиненного преступлением;

– обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;

– обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;

– обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания;

– обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);