Файл: Корпоративная культура: разработка внутреннего распорядка в заведении, определение норм и правил поведения персонала, формирования внутренней культуры ресторана, мотивационных программ и четких инструкций (Теоретические аспекты корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты корпоративной культуры
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры
1.2. Структура и содержание корпоративной культуры
Глава 2. Оценка корпоративной культуры в ресторане «Вернисаж»
2.1. Характеристика ресторана «ВЕРНИСАЖ»
2.2. Система управления персоналом
2.3. Корпоративная культура ресторана
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры в ресторане «Вернисаж»
Введение
Большинство компаний задумываются о необходимости формирования корпоративной культуры в организации для поиска путей повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, включая персонал компании.
В настоящее время корпоративная культура в организации играет существенную роль для сферы услуг. В данной работе рассматривается одна из основных проблем менеджмента – формирование корпоративной культуры в организации. Данная тема является актуальной, поскольку подъем и развитие компании осуществляется быстрее, если в коллектив имеется хорошо развитая корпоративная культура. Корпоративная культура компании имеет огромное значение для работников, поскольку дает им ощущение надежности и стабильности, а также стимулирует высокую ответственность и формирует чувство социальной защищенности.
При эффективной корпоративной культуре сотрудники осознают, что должны делать и прилагают наибольшее количество усилий для достижения результата и большего успеха компании. Все это обуславливает значимость корпоративной культуры для современной организации, что позволяет выбрать направление развития компании, достигая стратегических целей, а также повысить конкурентоспособность организации.
Потребность в изучении корпоративной культуры объясняется тем, что многие предприятия нуждаются в сплоченности и укреплении своего коллектива, нахождении способов для его стимулирования и создании благоприятного климата в организации.
Основной целью курсовой работы является выработка мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры ресторана.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность корпоративной культуры.
2. Провести анализ корпоративной культуры ресторана «Вернисаж».
3. Предложить рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры в ресторане «Вернисаж».
Объектом исследования выпускной бакалаврской работы является ресторан «Вернисаж».
Предмет исследования – корпоративная культура и организационная система ресторана «Вернисаж».
В качестве теоретико-методологической базы выступают научные издания, разработанные российскими и зарубежными авторами. Рассмотрены определения Э.Шейна, Г.Даулинга, Т.Ю,Базарова и других авторов.
Проанализированы ценности корпоративной культуры, разработанные Т.Питерсом и Р.Уотерманом, которые приводят компании к успеху.
Глава 1. Теоретические аспекты корпоративной культуры
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры
Успех деятельности любой организации зависит от того, на- сколько сотрудники организации объединены общими целями и стремлениями по отношению к своему труду и успеху своей компании. Именно корпоративная культура представляет собой мощный инструмент, который делает компанию уникальной, позволяет ориентировать сотрудников на общие цели, формирует грамотную организационную структуру, правила коммуникации и принятия решений, а также внутренние обычаи компании[1].
Корпоративная культура – это комплекс ценностей, понятий и убеждений, разделяемых всеми сотрудниками компании, а также имидж организации и эффективный инструмент стратегического развития бизнеса. Корпоративная культура призвана улучшать жизнедеятельность организации и ее сотрудников. Ее формирование всегда связано с инновациями, которые направлены на достижение бизнес-целей организации и, как следствие, повышению ее конкурентоспособности[2].
В любой организации, с момента ее появления, существует корпоративная культура, вне зависимости от того, создается специальная служба для работы с ней или нет. Грамотное управление корпоративной культурой компании оказывает положительное влияние на ее бизнес. Именно компания с развитой корпоративной культурой пользуется приоритетом на рынке и считается привлекательной для сотрудников, а также для акционеров и партнеров[3].
Каждая организация имеет свою культуру, которая влияет на поведение, мнение и действия сотрудников, объединяет всех членов компании и связывает их вместе. Она определяет, как работники под- ходят к решению проблем, как проходит обслуживание заказчиков, ведутся дела с поставщиками, как сотрудники осуществляют свою деятельность сейчас и будут работать в будущем. Вопросы культуры в организациях привлекают внимание исследователей, поэтому не существует единого общепринятого определения корпоративной культуры. Для многих авторов корпоративная культура – это система общего мнения и ценностей, которые разделяют все члены организации; это характерная черта, которая отличает одну организацию от другой[4].
Исследователь корпоративной культуры Э. Шейн дает следующее определение: корпоративная культура – модель поведенческих норм, разделяемых всеми, которая использовалась в прошлом, зарекомендовала себя, и будет использоваться в будущем, как единственно правильный и верный способ восприятия, представления и отношения, который влияет на эффективность деятельности компании[5].
Другой исследователь корпоративной культуры Г. Даулинг отмечает, что корпоративная культура является системой общих ценностей, которые формируют нормы поведения, воздействуя на людей, работающих в компании, организационную структуру и механизмы контроля.
Для Т.Ю. Базарова корпоративная культура – это сложный комплекс предположений, которые принимаются всеми членами организации без доказательств и задают общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления предприятием, нормах поведения, ценностных ориентациях, а также регламентирует и прогнозирует поведение сотрудников в любой ситуации[6].
Барри Феган рассматривает корпоративную культуру как интересы, идеи и ценности, которые разделяются группой, а именно навыки, традиции, процессы коммуникации, стремления и ожидания и др. Б.Феган считает, что корпоративная культура – это то, как люди относятся к хорошо сделанной работе и то, что позволяет сотрудникам и оборудованию гармонично работать вместе[7].
Из представленных определений можно сделать выводы: − принципиальный и очень важный момент: корпоративная культура должна быть воспринята каждым членом предприятия; − центральная составляющая корпоративной культуры – ценности организации.
Определения корпоративной культуры разные, но общий смысл у них один: корпоративная культура – это большая область материальной и духовной жизни коллектива компании, которая формируется с момента образования организации (традиции, кодекс поведения, моральные нормы и ценности) и разделяется большинством сотрудников.
Корпоративная культура ориентирована на внутреннюю среду организации и проявляется главным образом в организационном поведении сотрудников. Она проявляется в устойчивости, эффективности и надежности организационных связей, в дисциплине, культуре поведения, адаптивности к нововведениям и инновациям, процессах самоорганизации, то есть в поведении работников в соответствии с признанными ценностями и нормами, которые объединяют интересы отдельных сотрудников, групп и компании в целом[8].
Корпоративная культура помогает компании выжить на рынке, победить конкурентов, успешно развиваться и завоевывать новые рынки, а значит, призвана обеспечивать адаптивное поведение предприятия во внешней среде[9]. Ее основой является внутренние взаимодействие и взаимокоординация, которые основаны на ответственности, четком разделении труда и согласовании интересов.
Корпоративная культура формируется на основе признанных норм и ценностей именно в данном коллективе данной компании. Корпоративная культура не может быть заимствована, поскольку каждый трудовой коллектив уникален и по половозрастному составу и по профессионально-квалификационному уровню и по другим аспектам. Большое значение накладывает история становления компании, формирование ее коллектива и традиций. Люди являются носителями корпоративной культуры, но в организациях, у которых имеется устойчивая культура, она становится атрибутом компании, ее частью, которая оказывает активное воздействие на сотрудников, модифицирует их поведение в соответствии с нормами и ценностями организации[10].
Культурные ценности организации, как правило, касаются следующих вопросов[11]:
− предназначение компании и стиль управления;
− разграничение полномочий, значения и функции должностей;
− критерии выбора на руководящие и контролирующие должности;
− организация работы и дисциплина;
− обращение с персоналом (обучение, повышение квалификации, мотивация и др.);
− социализация;
− роль женщин в компании;
− коммуникация и процесс принятия решений;
− оценка эффективности работы;
− пути решения конфликтов;
− лояльность кадров, дух единства с организацией и др.
Корпоративная культура формирует общее пространство, которое включает в себя модели поведения, нормы и ценности, разделяемые всеми сотрудниками. Исследователи корпоративной культуры выделяют значительный набор функций, влияющих на эффективность деятельности компании[12].
Данными функциями являются[13]:
− формирование имиджа компании – клиентам и партнерам не нужно вникать в тонкости процесса, они формируют свое мнение исходя из системы ценностей и ориентиров;
− целостности - функция, которая формирует социально- психологический климат компании, где каждый сотрудник ощущает себя частью целого;
− адаптивная как на внутреннем уровне (адаптация новых сотрудников к условиям новой культуры и деятельности), так и на внешнем уровне (адаптация компании к внешней среде, отношения с партнерами);
− общественной памяти – накопление существующих норм и ценностей и воплощение их в действие;
− коммуникативная – взаимодействие сотрудников за счет общих элементов культуры целей и нор поведения;
− мотивационная – принятие культуры может пробудить в сотруднике скрытый потенциал;
− образовательная – повышение уровня образования на предприятии, постоянное самосовершенствование и обучение, которое благоприятно влияет на рабочий процесс сотрудника;
− управление качеством работы через качество культуры – определяет качество рабочей среды и микроклимат в организации;
− охранная – препятствует проникновению отрицательных ценностей.
Корпоративная культура является основным компонентом в выполнении миссии организации и достижении компанией основных целей, повышении эффективности организации и управлении инновациями. Она отражает опыт прошлых решений, приводивших к успеху, и ее значение возрастает с течением времени. Корпоративная культура может служить на пользу организации, создавая обстановку, которая способствует повышению производительности и внедрению инноваций. Но она также может создавать барьеры, которые будут препятствовать выработке корпоративной стратегии (отсутствие контактов, сопротивление новому), и работать против компании. Уникальность корпоративной культуры в том, что она является достоянием системы внутренних ценностей предприятия[14].
1.2. Структура и содержание корпоративной культуры
В 1981 году Эдгар Шейн структурировал корпоративную культуру, выделив три ее уровня, которые являются самыми популярными в настоящее время:
1. Поверхностный уровень (символический) – все то, что сотрудник может увидеть и ощутить: логотип, корпоративная символика, флаг, гимн, фирменный стиль и иные. Сюда же можно отнести устные истории, связанные с основанием предприятия, деятельностью руководителей и отличившихся сотрудников.
2. Подповерхностный уровень (внутренний) – представляет собой нормы и ценности, зафиксированные документально и призванные быть руководящими в повседневной деятельности сотрудников компании – корпоративная философия, кодекс поведения и др.