Файл: Личное страхование и перспективы его развития в РФ (Понятие и становление страхования как экономических отношений.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В хозяйственной и финансовой деятельности компаний, системе жизнеобеспечения человека возникает множество причин, приводящих к убыткам и потерям. Различные субъекты экономики имеют свои, вполне конкретные утраты или порчи имущества, потери или снижения доходов. Например, для автомобилей характерны аварии, связанные с дорожно-транспортными происшествиями; для строений - пожары; для физических лиц - всякого рода несчастные случаи, заболевания, приводящие к потере трудоспособности и снижению заработка или доходов. Для возмещения этих потерь и предназначено страхование.

Действительно, на протяжении всей своей жизни люди вступают во множество различных отношений (общественные, производственные), которые наряду с благоприятными последствиями сопровождаются соответствующими рисками. Практически каждое жизненное событие человека связано с рисками, которые могут реализоваться в трех направлениях:

- благоприятные последствия (оправданный риск);

- отсутствие изменений (нулевой результат);

- неблагоприятные последствия (влечет за собой убытки).

Для прогнозирования наступления рисковых ситуаций и снижения неблагоприятных рисковых последствий используется система страхования - это система защиты интересов субъектов страхования. При этом важным элементом системы страхования выступает именно личное страхование.

Актуальность данного исследования заключается в том, что личное страхование оказывает влияние на укрепление финансовой устойчивости государства, не только освобождая бюджет от расходов, но и является стабильным внушительным источником инвестиций в экономике страны.

Объект исследования - система личного страхования в современной России. Предметом исследования оказывается сущность, история становления и объекты личного страхования, а также динамика и перспективы развития рынка личного страхования в России.

Цель работы - выявить и проанализировать динамику и перспективы развития рынка личного страхования в России. Исходя из обозначенной цели, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть общую характеристику страхования как экономических отношений, исторические особенности их становления;

- обозначить виды и системы страхования;

- проанализировать сущность личного страхования, его участников, договорные и правовые основы этих отношений;

- исследовать современное состояние рынка личного страхования, его функции и динамику;


- сформулировать прогнозы по дальнейшему развитию рынка личного страхования (и страхованию жизни как его основного элемента).

Теоретическую основу работы составили труды Б.О. Зуевой, С.В. Землячева, Е.А. Кузнецовой, В.С. Молчанова, Ю.Б. Фогельсона, А.И. Худякова и др. Также проведен анализ соответствующих нормативных положений Гражданского кодекса РФ и Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», посвященных страхованию.

Практическая значимость работы. Работа может использоваться в учебном процессе высших и средних профессиональных образовательных учреждениях как дополнительный материал для учащихся.

Структура работы следующая: содержание, введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

1. Экономическая сущность личного страхования

1.1. Понятие и становление страхования как экономических отношений

Международная практическая деятельность не разработала более выгодного, целесообразного и недорого способа сохранности экономической заинтересованности производителей, чем страхование.

Суть страхования как экономической категории определяется в системе экономических взаимоотношений, содержащих причинение вреда одному из участника таких отношений и компенсацию его из специализированных целевых фондов, созданных за счет уплаты платежей страхователей, при наступлении страхового случая.[1]

Первейшим из всех возможных видов страхования появилось страхование жизни еще в древнем Риме предположительно в V веке до нашей эры. В этот период времени были специфические объединения взаимного страхования, именуемые погребальными коллегиями, которые собирали взносы со своих членов. Они создавались для того, чтобы обеспечить любого из участников такой коллегии необходимыми средствами для организации похорон в случае смерти члена коллегии, так как ни у участника коллегии, ни у его семьи не было возможности собрать необходимую сумму средств для похорон.

Спустя некоторое время функционирование этих коллегий затруднилась, потому что они начали возмещать определенную сумму средств, помимо выплаты в случае смерти, еще и в случае дожития застрахованного лица до определенного возраста. Эти выплаты были единоразовыми и регулярными в виде аннуитентов (ежегодных).[2]


В средневековье система аннуитетов применялась для того, чтобы обойти церковное табу на ростовщичество (размещение денежных средств под проценты было признано церковью смертным грехом и для христианина категорически запрещено). Применяя систему аннуитетов, средства предоставлялись не в долг, а без возврата и выплачивались не проценты, а аннуитеты, но прибыль от операции присутствовала. Это самый первый пример применения страхования по непрямому предназначению.

В XI - XIII веках государства приняли такое страхование в качестве особой компетенции и применяли как для формирования своих финансов, так и для снятия с себя нагрузки обеспечения недееспособных лиц. В некоторых городах взносы в государственный бюджет для дальнейшей выплаты аннуитетов были обязательными.

В XVI - XVII веках при определении схем уплаты страховых премий и выплат страховых возмещений стали опираться на возрастные группы. Были построены таблицы смертности, на основе которых и формировались все расчеты. Однако суть всех проектов государства касательно страхования было одна и та же - человек уплачивал конкретную сумму денежных средств единоразово либо частями на протяжении определенного периода времени, а по достижении им (или его детьми) конкретного возраста либо в случае смерти застрахованного, ему или его выгодоприобретателям выплачивалась страховая сумма единоразово либо частями.

Однако в России личное страхование начало свое развитие в 1835 г., когда было создано «Российское страховое общество капиталов и доходов». Данная организация занималась страхованием от несчастных случаев и болезней и была освобождена от уплаты каких-либо налогов. Страхование от несчастных случаев и болезней предназначалось первоначально как защита интересов всех трудящихся граждан при разнообразных травмах на производстве.

Страхование от несчастных случаев и болезней начала свое развитие, в первую очередь, в качестве защиты интересов трудоспособных граждан при разных травмах на производстве. Отличия в страховых поступлениях в соответствии с профессией впервые возникли в Германии. Немецкие страховые кампании подразделяли все профессии на двенадцать групп по мере опасности - первая группа включала учителей, а двенадцатая - работников, осуществляющих производство взрывчатых веществ.

Прежде всего, данный вид личного страхования применялся разными профессиональными объединениями работающих.

В Российской Федерации 6 марта 1861 г. была введена обязательная организация страховой кассы на всех казенных горных заводах. Взносы работающего населения в такую кассу составляли два-три процента от заработной платы. Ведение делами таких касс было сконцентрировано в руках работников. В 1888 г. такой же механизм был внедрен на железных дорогах. 2 июня 1903 г. механизм страховых касс был признан почти на всех предприятиях, применяющих труд наемных рабочих.[3]


23 июня 1912 г. в России государство обязало работодателей страховать своих рабочих, то есть была внедрен механизм, приближающаяся к существовавшей на тот период в Европе. Поскольку обязательство уплачивать премии было возложено на работодателей, то кассы потеряли характер взаимности и преобразовались в коммерческие компании.

Несмотря на то, что личное страхование развивалось медленно, в России впервые было внедрено страхование трудящегося населения за счет средств работодателей и были основаны больничные кассы.

В отличие от стран с развитой экономикой, где страхование развивалось в качестве компонента социально-экономического механизма, развитие страхования в России в существенной степени происходит скачкообразно.

Российский рынок страховых услуг в своем развитии в ситуации перехода к новым экономическим отношениям прошел несколько этапов:

- 1991-1996 гг. - период создания рынка страховых услуг, в данный период были приняты основные законодательные акты и основы функционирования страхового дела;

- конец 1996 - август 1998 г. - была приняла вторая часть Гражданского Кодекса Российской Федерации, усовершенствование законодательства в сфере страхования;

- конец 1998 г. - настоящее время - современный этап. Для данного периода характерным было снижение количества страховых компаний и их прибыли, но после 2000 года данная ситуация была улучшена.[4]

1.2. Виды и системы страхования

Можно выделять несколько основных систем страхования:

- обязательное страхование включает медицинское; государственное госслужащих; личное страхование граждан; противопожарное страхование; страхование ответственности при причинение вреда здоровью при осуществлении строительных работ, автострахование;

- добровольное страхование. В зависимости от объекта страхования выделяют три отрасли страхования: личное, имущественное и страхование ответственности;[5]

- государственное страхование, где страховщиком выступает государство (страхование госслужащих);

- негосударственное страхование, при котором страховщиком выступает не государственное юридическое лицо[6].

Страхование выступает одним из основных факторов развития экономики. Его роль заключается в создании условий «продуктивного бизнеса», стимулирующих предпринимателей проводить более активную политику внедрения инноваций, защищая их деятельность от неблагоприятных последствий инновационных рисков. Возрастает предпринимательская мотивация к разработке новых идей, позволяющая в определённой степени идти на риск, так как обеспечивает защиту от убытков при наступлении страхового случая.


Количество застрахованных лиц и страховых случаев напрямую влияет на доход страховых компаний. Они заинтересованы в снижении частоты страховых случаев (при наступлении страхового случая, организация несёт убыток), что в итоге сказывается на их прибыли и укреплении экономики в целом (снижение страховых случаев способствует накоплению денежных средств страховых компаний, которые в своей совокупности становятся источником инвестирования в отрасли экономики). Различают несколько основных видов страхования (см. рис. 1).

Рис. 1. Классификация видов страхования[7]

По отношению к финансовой системе страны, роль страховых компании заключается в следующем:

- являются налогоплательщиком, направляя денежные ресурсы в бюджетную систему государства, различные региональные, муниципальные уровни;

- ресурсы рыночных субъектов направляются на страхование, в случае покрытия непредвиденных расходов;

- накопленные, излишние ресурсы резервируются для создания системы будущих накоплений, инвестируются наиболее выгодным образом, что укрепляет финансовую систему страны и экономику в целом.

Страховые компании и их совокупная страховая деятельность является необходимой частью любой экономической системы. Её важность заключается в предоставлении возможностей снижения финансовых и иных рисков в случае рисковой ситуации. Услуги страхования стимулируют малое и среднее предпринимательство на идейный «толчок», застрахованный риск, в случае свершения которого, предприятие не остаётся полным банкротом, а продолжает инновационную деятельность. Всё это положительно сказывается на расширение экономического потенциала страны.

1.3. Сущность и нормативная основа личного страхования

Рассмотрим особенности личного страхования.

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года N 4015-1 страховым случаем признают:

«совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или Федеральным Законом Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам».[8]