Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» (Теоретические аспекты управления затратами и себестоимостью.).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты управления затратами и себестоимостью
1.1 Себестоимость как управляемая экономическая категория
2 Анализ управления себестоимостью в ООО «Управляющая компания Курманаевское ЖКХ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Управляющая компания Курманаевское ЖКХ»
2.2 Анализ затрат на оказание работ и услуг в ООО «Управляющая компания Курманаевское ЖКХ»
2.3 Оценка себестоимости работ и оказанных услуг в ООО «Управляющая компания Курманаевское ЖКХ»
3 Направления совершенствования управления себестоимостью работ и услуг
3.1 Резервы снижения затрат на оказание работ и услуг в ООО «Управляющая компания Курманаевское ЖКХ»
3.2 Пути совершенствования учета затрат и калькулирования себестоимости в организации
Попроцессный метод - самый распространенный во многих организациях. Сущность его заключается в том, что производственные затраты собираются в течение всего процесса производства по отношению к определенным видам продукции (работ, услуг). Объектам учета затрат на производство являются отдельные процессы, а объектом калькуляции – отдельные виды получаемой продукции (работ, услуг).
Нормативный метод учета затрат применяют в основном в тех отраслях, которые наименее зависимы от природных условий. В этом случае отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от норм с указанием места их возникновения, причин и виновников, фиксируют изменения норм в результате внедрения организационно-технических мероприятий и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Фактическая себестоимость продукции слагается из суммы затрат по текущим нормам, отклонений от норм и изменений норм.
Особого внимания заслуживают методы учета затрат, которые используются за рубежом.
Стандарт-кост широко применяется в западных странах с развитой рыночной экономикой. В России на его основе разработан метод нормативного учета затрат на производство, который используется в отраслях, где цены на ресурсы относительно стабильны, а сами изделия не изменяются в течение длительного времени. Стандарт-кост включает в себя разработку стандартов материальных и трудовых затрат, накладных расходов, составления стандартной калькуляции и учета фактических затрат с внедрением отклонений от стандартов с целью контроля за формированием фактической себестоимости и активного управления процессом ее формирования. Стандарт-кост представляет собой расширение бюджетного (планового, нормативного) контроля. Основная черта данной системы в принятии стандартов, отвечающих объективным критериям, основанных на знаниях особенностей технологического процесса, и достигаемых, то есть реальных.
Система точно вовремя (Just In Timе) основана на принципе: «ничего не будет произведено, пока в этом не возникнет необходимость». Снабжение производства осуществляется малыми партиями по необходимости, в результате чего достигается снижение уровня запасов товарно-материальных ценностей. Использование этой методики позволяет предприятию избавиться от лишних издержек путем сокращения непроизводительных расходов, которые складываются, в частности, из выпуска излишней продукции, простоев оборудования и персонала, содержания излишних складских помещений, потерь, связанных с наличием дефектов изделий.
Сущность метода АBС-костинг (Асtivity Ваsеd Соsting), называемого по-другому дифференцированным методом учета себестоимости, заключается в учете затрат по работам (функциям). Предприятие рассматривается как набор рабочих операций, в процессе которых необходимо затрачивать ресурсы.
В этом случае определяется полный перечень и последовательность выполнений функций с одновременным расчетом потребности ресурсов для каждой из них.
Функционально-стоимостный анализ (далее ФСА) применяется в основном там, где большую часть затрат составляют накладные расходы. Его сущность - анализ затрат на выполнение изделием его функций.
Все объекты рассматриваются как совокупность операций, которые они должны выполнять. Функции анализируются на предмет необходимости и полезности и подразделяются на основные (определяют назначение изделия), вспомогательные (способствуют выполнению основных функций) и ненужные (не содействуют выполнению основных функций). Цель метода – развитие полезных функций при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителей и затратами на их осуществление. ФСА проводится для разрабатываемых и существующих продуктов, чтобы снизить затраты без потери качества.
Система таргет-костинга появилась в 60-х годах XX века в Японии и распространилась по всему миру в основном в инновационных отраслях (автомобилестроение, машиностроение, компьютерные, цифровые технологии) и сфере обслуживания. Таргет-костинг применяется на этапе проектирования нового изделия или модернизации устаревающей продукции.
В основу его идеи положено понятие целевой себестоимости и формула ее расчета: себестоимость равна цена минус прибыль. Цена – рыночная стоимость продукции, которая определяется при помощи маркетинговых исследований, прибыль - желаемая величина, которую стремятся получить от продажи продукции. Таргет-костинг рассматривает себестоимость не как заранее рассчитанный по нормативам показатель, а как величину, к которой должна стремиться организация, чтобы предложить рынку конкурентный продукт. К сожалению, в жилищно-коммунальной сфере этот метод практически не применяется, поскольку в России действует система регулирования цен по оплате коммунальных услуг.
Использование метода кайзен-костинг возможно практически в любой отрасли производства и в совокупности с другими методами управления затратами. Кайзен-костинг - это процесс постепенного снижения затрат на этапе производства продукции, в результате которого достигается необходимый уровень себестоимости и обеспечивается прибыльность производства.
Учет затрат ограниченной себестоимости (или «директ-костинг») применим в любой отрасли, в том числе и в сфере ЖКХ. В практическом применении «директ-костинг» может быть использован в сочетании с любой моделью учета. При системе «директ-костинг» сопоставляется информация через пирамидальность учета затрат, объемов производства и результатов деятельности, необходимых для оперативного прогнозирования, текущего анализа и планирования.
Внедрение в практику учета ООО «УК Курманаевское ЖКХ» системы «директ-костинг» позволит взаимоувязать результаты деятельности управляющей компании по системе «затраты - выпуск - результат».
Основной проблемой при внедрении системы «директ-костинг» в ООО «УК Курманаевское ЖКХ» является организация учета переменных и постоянных затрат. Анализ принятых в учете статей затрат ООО «УК Курманаевское ЖКХ» по счетам учета затрат позволяет предложить упрощенную методику деления затрат на переменные и постоянные.
Критерием их выделения является зависимость от изменения объема производства (поведение затрат): переменные затраты реагируют на изменение объема производства; постоянные – либо совсем не реагируют на его изменение, либо реагируют, но очень слабо [13].
Деление затрат на постоянные и переменные позволяют провести сравнительный анализ влияния метода учета полных затрат и метода «директ-костинг» на прибыль от реализации тех или иных услуг ООО «УК Курманаевское ЖКХ», сделать определенные выводы по управлению финансовым результатом.
Следует отметить, что система «директ-костинг» не используется для составления внешней отчетности и расчетов налогов.
Главное преимущество системы «директ-костинг» состоит в том, что она позволяет решить важнейшие задачи управления затратами, в том числе и выявлять резервы снижения затрат.
Таким образом, существует довольно много методов расчета себестоимости. Руководству предприятия важно четко представлять себе отличия между ними, а также понимать, как именно выбор того или иного метода отразится на финансовом результате деятельности предприятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование особенностей затрат, расходов, издержек и себестоимости услуг и работ на примере ООО «Управляющая компания Курманаевское ЖКХ» позволило сделать ряд выводов.
Себестоимость является основным показателем хозяйственной деятельности предприятия, который представляет собой денежные издержки предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг), выражающие часть ее стоимости.
Под управлением себестоимостью продукции предприятия понимается непрерывный процесс ее учета, анализа, планирования и контроля, результатом которого является выработка управленческих решений, направленных на оптимизацию затрат и их снижение. Процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля.
В процессе управления затратами решается множество задач, основными из которых является определение и регулирование базы цен, оценка эффективности производства и предприятия, обеспечение режима экономии и увеличения прибыли путем учета, анализа и контроля затрат.
Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) представляет собой объективно необходимый элемент управления производством, в том числе и затратами. С помощью анализа познается сущность хозяйственных процессов, осуществляется оценка хозяйственных ситуаций, выявляются резервы производства и, таким образом, обосновываются решения для планирования и управления.
В каждой отрасли имеются свои особенности управления себестоимостью. Основной особенностью управляющей организации в сфере жилищно-коммунального хозяйства можно считать то обстоятельство, что она является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве. При этом специфической чертой управляющей организации является возможность выбора различных способов осуществления данной деятельности.
Жилищно-коммунальное хозяйство является очень сложной отраслью, с большим набором различных затрат. Для эффективного управления руководству организаций ЖКХ необходима точная и своевременная информация о себестоимости и о составляющих ее затратах, которая упростит процесс принятия быстрых и правильных управленческих решений.
Актуален этот вопрос и для общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Курманаевское Жилищно-коммунальное хозяйство».
ООО «УК Курманаевское ЖКХ» было создано 26 января 2009 года. Учредителями ООО «УК Курманаевское ЖКХ» являются два физических лица. На основании приказа Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области ООО «УК Курманаевское ЖКХ» выдана лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В настоящее время ООО «УК Курманаевское ЖКХ» обслуживает 38 многоквартирных жилых дома, расположенных в селе Курманаевка. Суммарная площадь помещений, обслуживаемых ООО «УК Курманаевское ЖКХ», составляет более 15 тыс. м., суммарная площадь мест общего пользования домов – более 25 тыс. кв. м.
В соответствии с заключенными договорами управления с собственниками помещений многоквартирного дома, а также договоров социального найма с нанимателями, ООО «УК Курманаевское ЖКХ» обеспечивает благоприятными и безопасными условиями проживания граждан в многоквартирных домах, обеспечивает сохранность, управление, надлежащее содержание и ремонт общего имущества в этих домах, а также обеспечивает собственников и нанимателей жилищными и коммунальными услугами.
Эксплуатационные расходы ООО «УК Курманаевское ЖКХ» определяются по тарифам, установленным постановлениями правительства Оренбургской области и администрации муниципального образования Курманаевский сельсовет.
Расходы на коммунальные услуги определяются по фактическим объемам потребления на основании счетов, выставляемых поставщиками коммунальных услуг. При этом управляющая компания обеспечивает предоставление гражданам всех положенных по закону льгот на оплату жилья и коммунальных услуг.
Основным направлением снижения затрат по оказанию услуг в ООО «УК Курманаевское ЖКХ» является поиск резервов по сокращению прочих расходов, то есть расходов на оплату услуг подрядчиков в рамках договоров с ними на оказание жилищно-коммунальных услуг.
Перечень мер по снижению расходов на услуги, оказываемые управляющей компанией:
- изучение рынка поставщиков товаров (эта мера позволяет снизить долю фактических расходов на материалы);
- заключение более выгодных договоров на услуги и работы, анализ более выгодных предложений подрядчиков (цена договора зависит от объема и качества предоставляемой работы, услуги);
- проведение планово-предупредительных ремонтов систем отопления, холодного и горячего водоснабжения (позволяет прогнозировать и планировать затраты);
- анализ обращений в аварийно-диспетчерскую службу, выявление причинно-следственных связей и своевременное устранение аварийных ситуаций в многоквартирном доме (позволяет избежать незапланированных фактических затрат по срочному ремонту инженерного оборудования многоквартирного дома, возмещению ущерба и т.д.);
- проведение информационно-разъяснительных работ с собственниками многоквартирных домов по сохранности имущества;
- совершенствование методов и средств управления, путем обмена опыта между управляющими компаниями;
- механизация и автоматизация труда;
- выполнение текущего ремонта многоквартирных домов на основании актов весенне-осенних осмотров, согласованных с собственниками (позволяет прогнозировать и планировать затраты).