Файл: Инновационные бизнес-модели предприятия. Понятие и виды инновационных проектов..pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика инновационной модели развития предприятия
1.1. Понятие и виды инновационных проектов
1.2. Признаки инновационного проекта предприятия
2. Анализ инновационной бизнес-модели получения альтернативной энергии для тепличного производства
2.1. Основные факторы и проблемы развития современного тепличного производства в России
2.2. Описание инновационного проекта по использованию ТБО как топлива для тепличного производства
Введение
Отечественное сельское хозяйство, как и ряд других отраслей российской экономики, переживает инновационный кризис, который связан с отсутствием необходимых условий для инновационных процессов. Инновационный потенциал сельского хозяйства используется на 4-5 % против 50 % и более в сравнении с экономически развитыми странами[1]. Инновации составляют основу развития, конкурентоспособности и эффективного функционирования предприятий, отраслей, регионов и стран, способствуют завоеванию больших объемов на рынках сбыта и закупок, являются главной движущей силой динамического развития производства и общества.
Овощеводство - особая отрасль сельского хозяйства. В потребительской корзине овощи занимают III место после хлеба и картофеля. В условиях постоянно ухудшающейся экологической обстановки и усиления неблагоприятного воздействия внешней среды на человека именно овощи способствуют поддержанию здоровья людей. В настоящее время отрасль овощеводства в России находится в затянувшемся кризисе, связанным с долгим отсутствием внимания государства к тепличному хозяйству. На фоне этого в России сложилась ситуация, когда до 70 % потребляемых несезонных овощей импортируется[2].
В этой связи проблема внедрения инновационных моделей развития в овощеводстве как важной сферы сельскохозяйственного производства приобретают высокую актуальность. Исследования в данной области, подкрепленные технико-экономическими расчетами, в настоящее время чрезвычайно востребованы. Одним из интересных проектов выступает инновационная модель по обеспечению теплиц альтернативной энергией на основе экологичной переработки твердых бытовых отходов (далее – ТБО).
В этой связи целью исследования является анализ инновационной модели высокотехнологичного проекта по переработке ТБО для нужд тепличного производства.
Руководствуясь этой целью, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды инновационных проектов;
- выявить и охарактеризовать признаки инновационного проекта предприятия;
- исследовать основные направления снижения энергоемкости продукции овощеводства;
- проанализировать затраты на производство продукции на примере сельскохозяйственного предприятия ОАО «Совхоз «Тепличный» Ивановской области;
- обосновать эффективность внедрения высокотехнологичного производства по переработке отходов коммунального хозяйства (ТБО) с подведенной коммуникацией, обеспечивающей поставку тепло- и электроэнергии в тепличный комбинат.
Объект исследования – предприятие ОАО «Совхоз «Тепличный» Ивановской области. Предмет исследования - инновационная бизнес-модель получения альтернативной энергии для тепличного производства на данном предприятии.
Теоретическую основу работы составили труды таких авторов, как А.А. Алетдинова, О.В. Гонова, О.В. Ковалева, С.Е. Крючкова, С.С. Литвинов, Д.Н. Пухова и др. В ходе проведенного научного исследования использованы такие приемы и методы научного исследования, как монографический и расчетно-конструктивный метод.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут стать основой для написания дипломной работы, а также для продолжения исследования данного инновационного проекта.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Общая характеристика инновационной модели развития предприятия
1.1. Понятие и виды инновационных проектов
Научно-технический прогресс привел к четвертой промышленной революции. Современная экономика активно развивается, обеспечивает новые форматы взаимодействия участников рынка. Появились новые технологии обработки данных, повысилась скорость технологических процессов, человеческий труд вытесняется использованием технических средств и искусственным интеллектом. В этих условиях меняется место и роль человека в системе социально-трудовых отношений. Растет значимость инноваций.
Для конкурентоспособности организации должны постоянно реализовывать инновационные проекты. Следует отметить, что в настоящее время выросло не только число реализуемых проектов, но и многообразие их видов.[3]
В.А. Заренков предлагает под проектом рассматривать идею и действие по ее реализации с целью создания продукта, услуги или другого полезного результата. Автор раскрывает два ключевых момента - идею и ее реализацию; сделан акцент на достижении полезного эффекта от выполнения деятельности.[4]
Децентрализация и адаптивность организации предопределили появление матричных структур, в основу которых легко проектное управление, позволившее организовать эффективное взаимодействие функциональной специализации работ с проектами. Любое планирование инновационной деятельности предполагает разработку инновационных проектов, под которые пишется бизнес-план и ищутся источники привлечения ресурсов.
Развитие современной экономики наложило свой отпечаток на этот процесс. Появление различных форм взаимодействия стейкхолдеров позволило при реализации инновационных проектов:
- использовать новые инструменты продвижения (данный вопрос подробно раскрыт в работе «Развитие краудфандинга и фандрайзинга в инновационной экономике: теоретические и концептуальные аспекты»[5]);
- более интенсивно приглашать участников вне зависимости от их географического месторасположения;
- портал рассматривать как место расположения организационного центра;
- привлекать общество на начальном этапе генерации идей или их корректировки;
- применять новые формы хранения документов.
Развитие информационно-коммуникационных технологий обеспечило рост числа инновационных проектов, выдвигаемых не только организациями, администрациями органов управления и государством, но и обществом. Люди по всему миру объединяются для реализации своих идей в бизнесе, социальной деятельности, при этом у них могут быть самые разные интересы и цели. Развивается информационное общество.
В условиях развития экономики появляются новые проекты. Не менее значимо и появление новых видов инновационных проектов. Взгляд на их классификацию показан на рисунке (рис. 1).
Здесь выделены следующие классификационные признаки инновационного проекта:
- длительность;
- инициатор проекта;
- класс;
- расположение организационного центра;
- направленность;
- состав участников;
- хранение документации;
- финансирование.
Рис. 1. Классификация инновационных проектов
По длительности проекты существуют краткосрочные (до трех лет), среднесрочные (от трех до пяти лет) и долгосрочные (от пяти лет).
Инициатором проекта может выступать руководитель организации, менеджер; работник; государственные структуры; общество.
По классу проект бывает: монопроектом (отдельный проект), мультипроектом (состоит из нескольких монопроектов, требует многопроектного управления) и мегапроектом (включает ряд мультипроектов и предназначен для развития целых регионов, стран, отраслей).
В условиях сетевой экономики расположение организационного центра проекта не обязательно в собственном офисе или арендованном помещении, часто достаточно бывает и сетевого портала.
Среди основных видов инноваций стоит назвать: технологические (процессные, продуктовые), маркетинговые, организационные, социальные, экологические.[6]
Технологические инновации объединяют продуктовые и процессные. Продуктовые инновации подразумевают значительные изменения в свойствах производимых товаров и услуг[7]. Сюда включаются как совершенно новые товары и услуги, так и значительно усовершенствованные продукты из числа уже существующих. Процессные инновации подразумевают значительные изменения в методах производства и доставки.
Таким образом, технологические инновационные проекты - это идея и процесс ее реализации, обеспечивающие появление на рынке процессных и продуктовых инноваций.
Маркетинговые инновации включают реализацию новых методов маркетинга. Это могут быть изменения в дизайне и упаковке продукта, его продвижении и размещении, методах установления цен на товары и услуги[8].
Организационные инновации относятся к сфере внедрения новых организационных методов. Это могут быть изменения в деловой практике, в организации рабочих мест или во внешних связях предприятия.
Социальные инновации - это целенаправленные изменения социальных процессов, организаций, институтов, общностей, социальных систем. Социальные проекты направлены на повышение качества жизни населения, в частности устранение социальных потрясений, изменение системы социального обеспечение, здравоохранения, образования, борьбу с бедностью и голодом, повышение продолжительности жизни, расширение культурно-массового досуга, реализацию обучающих и патриотических программ и т.д.
Под экологическими инновациями понимают новые и значительно усовершенствованные товары, работы, услуги, производственные процессы, организационные или маркетинговые методы, способствующие повышению экологической безопасности, улучшению или предотвращению негативного воздействия на окружающую среду[9].
Рассмотренные инновации определяют и вид инновационного проекта. Таким образом, в зависимости от видов планируемых инноваций можно выделить технологические, продуктовые, процессные, маркетинговые, организационные, социальные, экологические и другие.
Финансирование проект может получить как от своего предприятия (собственное), так и получить кредит в банке или получить стороннее финансирование с последующим возвращение полученных средств (заемное).
Набирает популярность и такой вид как общественное финансирование на основе благотворительности. Суть его состоит в том, что средства на проект жертвуются обычными людьми в том количестве, в котором они могут себе позволить.
При использовании долевого способа финансирования средства на проект получаются путем сложения долей его участников. Смешанные способ финансирования предполагает комбинацию нескольких вариантов.
Хранение документации по инновационному проекту возможно на бумажном, электронном носителе, с применением облачных технологий. Возможны различные их комбинации, обеспечивающие смешанное хранение.
Над реализацией проекта может работать значительное количество персоналий. Все они могут быть работниками предприятия инициатора проекта (проект только с работниками предприятия), а могут приглашаться со стороны (проект из работников сторонних организаций). Еще один из важных способов поиска работников - государственно-частное партнерство. Общество так же принимает активное участие в реализации инновационных проектов, чаще всего бесплатно. Развивается волонтерство. Фрилансеры по специфике своей деятельности постоянно участвуют в реализации проектов, очень часто она инновационная.
Акционеры - неизменные участники проектной деятельности, так как многие проекты начинают несколько человек, обладающие соответствующим пакетом акций компании. В проекты организаций потребительской кооперации вовлекаются пайщики. В рамках реализации моделей C2C, C2B, C2G, C2A, где С - общество, В - бизнес, G - государство, А - администрирование, сами потребители становятся участниками проектов. Если же в проекте задействованы разные категории участников, то проект считается смешанным.
Таким образом, развитие информационно-коммуникационных технологий способствует появлению сетевых форм взаимодействия, в частности развитию электронного бизнеса, правительства; открытого образования; информационного общества и т. д. Это приводит к новым способам организации инновационного процесса. Расширяется разнообразие видов инновационных проектов.
1.2. Признаки инновационного проекта предприятия
Любой проект обладает следующими основными свойствами:
- детермированность (ограниченность по времени);
- целенаправленность (имеет конечную цель);
- управляемость (наличие лиц, принимающих решение, корректировка процесса его реализации).
Как отмечают Г.И. Курчеева, А.В. Гончарова, участник проекта в инновационной экономике - это субъект и объект управления[10].