Файл: Взаимодействие с внешним окружением проекта (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВНЕШНИМ ОКРУЖЕНИЕМ ПРОЕКТА КОМПАНИИ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
Стратегия концентрации. Эта стратегия предполагает сосредоточение сил компании на таких составляющих, как удовлетворение конкретного покупателя, определенный товарный ассортимент, определенный региональный рынок. В основе этой стратегии качественное обслуживание определенного потребительского сегмента, т.е. конкурентная борьба происходит в узком рыночном сегменте. Вместо гонки за всеми потребителями, попыток заинтересовать их ценой или уникальностью, компания выбирает определенный сегмент потребителей и строит свою стратегию на повышении его удовлетворенности от продукции. При этом также возможно ориентироваться на лидерство по снижению издержек или дифференциация в рамках выбранного потребительского сегмента, что, естественно, влечет за собой преимущества и риски этих стратегий.
Функциональная стратегия представляет собой третий управленческий уровень и включает в себя ряд стратегий, основными из которых являются:
- производственная;
- финансовая;
- инвестиционная;
- инновационная;
- маркетинговая.
Производственная стратегия предполагает акцент на мерах, влияющих на выпуск продукции. Тут важно отметить, что предприятие сильно зависит от производственного процесса, как наиболее стабильного фактора ее деятельности и любые проблемы в этой сфере, любая нестабильность будет катастрофически сказываться на всей деятельности компании.
Производственной стратегии формируется из таких управленческих направлений деятельности, как планирование и контроль производства, повышение производительности труда, управление и развитие человеческого ресурса компании (человеческий фактор).
Планирование производства и контроль, несмотря на то, что структурные подразделения компании, чьей спецификой деятельности является производство, участвуют в формировании и обосновании стратегии развития компании в пассивном режиме, предполагает участие руководящего состава этих подразделений в решении ряда решений, имеющих принципиальное значение:
- анализ возможностей имеющегося в наличии производственного ресурса и принятие решения о его ремонте или модернизации;
- определение основных стратегий развития персонала, системы оплаты труда и решения вопросов социального характера;
- экспертиза работы других подразделений компании в контексте комплексного обеспечения производственного процесса.
- Повышение производительности труда, как правило, предполагает меры следующего характера:
- анализ факторов производительности труда и определение основных факторов риска;
- совершенствование управленческой структуры компании;
- разработка мероприятий повышению производительности труда и плана их проведения.
Влияние человеческого фактора на производительность труда сложно переоценить – именно он является в данном направлении деятельности если не главным, то точно системообразующим, поскольку в современном мире, несмотря на растущую от года к году автоматизацию производства, именно люди все еще выступают основным фактором производственного процесса.
Управление этим фактора производится по двум направлениям:
- Формирование условий для эффективной работы персонала.
- Обеспечение воспроизводства рабочей силы.
Данные направления повышения эффективности производительности труда предполагают учет множества факторов, в частности, производственный климат, профессиональный рост и обучение сотрудников, различные виды стимулирования, оборудование рабочего места, обеспечение и охрану трудовых прав и пр.
Финансовая стратегия строится на выборе базового финансового источника функционирования компании – заемные средства, собственные средства.
Инвестиционная стратегия предполагает выбор и обоснование потенциальным инвесторам наиболее перспективных направлений вложения средств, а также подбор самых эффективных способов использования инвестиций для имеющихся инвесторов.
Целью данной стратегии выступает определение направлений научно-технической деятельности в контексте двух процессов: разработки и внедрения новой продукции, а также совершенствования имеющейся.
Реализация этой цели предполагает решение таких задач, как:
- стимулирование поиска, разработки и внедрения новых технологий;
- определение приоритетов инновационной деятельности на основании миссии компании, ее целей и задач;
- совершенствование организационной структуры управления для сокращения сроков осуществления фундаментальных для инвестиционной стратегии процессов (исследование - производство - сбыт);
- минимизация временных затрат на разработку и внедрение новшеств, параллельное решение инновационных задач.
Маркетинговая стратегия в современных рыночных условиях выступает в качестве одной из основополагающих для развития компании. Маркетинговая деятельность охватывает комплекс важнейших для компании задач по обеспечению информационных, стратегических и оперативных связей с внешней и внутренней средой, что определяет взаимосвязь данного вида деятельности компании с иными управленческими подсистемами.
Маркетинговая стратегия предполагает выявление наиболее подходящих в имеющихся условиях рынков, товаров и услуг, на которых должна сделать акцент компания в своей деятельности. Формируется наиболее эффективный состав комплекса маркетинга (исследований рынка, товарной и ценовой политики, каналов распределения и стимулирования сбыта и пр.)
1.2. Разработка стратегии взаимодействия и ее реализация
Разработка и реализация стратегии предполагает ряд обязательных этапов, среди которых выделяют: анализ внешней и внутренней среды организации; формулировку видения, миссии, целей компании; подбор стратегии из имеющихся альтернатив; реализацию стратегии; оценку и контроль реализации.
Первоначальным этапом выступает анализ среды, поскольку он позволяет получить ряд необходимых для формирования стратегии данных, выявить слабые и сильные стороны компании, проанализировать ресурсообеспеченность и возможность привлечения внешних ресурсов.
Анализ внутренней среды включает оценку таких элементов, как маркетинг, финансы и учет, производство, персонал, организация управления.
Анализ внешней среды делается, оценить уровень конкуренции в отрасли, выявить преимущества компании, а также возможности и потенциальные риски.
На основе полученных данных формулируются видение, миссия и цели компании. Первая категория – образ возможного и желаемого состояния компании в будущем. На основании видения формулируется миссия, чья суть – назначение и задачи компании в настоящем. На основе миссии намечают краткосрочные и долгосрочные цели компании, которые должны быть составлены с учетом реалистичности и измеримости их достижения.
Следующий этап предполагает анализ вариантов стратегии в имеющихся условиях (выявлены при анализе внешней и внутренней среды). Используя различные методики отбора и расчета эффективности производится подбор наилучшей стратегии, после чего следует этап ее реализации. На этом этапе стратегия конкретизируется в форме оперативного плана.
Эффективность реализации стратегии зависит от многих факторов, среди которых – умение решать задачи в контексте разработки и применения выбранной организационной структуры, управлять ее изменениями в случае необходимости, выбирать и применять оптимальный комплекс всевозможных ресурсов (материальных, финансовых, человеческих).
Последним этапом выступает оценка и контроль реализации стратегии, представляющие собой процедуру отслеживания процесса осуществления избранной стратегии, выявление проблем и, в случае необходимости, внесение корректировок в исходные данные и условия, в рамках которых разработана стратегия.
2.1 Процедура проведения SWOT-анализа
Одним из базовых методов современного маркетинга и менеджмента является SWOT-анализ. SWOT-анализом пользуются для получения четкого представления о ситуации, выявления направлений для реализации конкурентных преимуществ и минимизации рисков, слабостей.
Главная задача SWOT-анализа – отследить основные факторы макро- и микро- среды. Например, для макросреды это будут демографические, политические, социальные, экономические и иные факторы, оказывающие глобальное влияние. Для микросреды это будут такие элементы для анализа, как сеть поставщиков, конкуренты, потребители, каналы распространения и пр.
Данный вид анализа дает возможность ответить на следующие вопросы:
Применяет ли компания и насколько эффективно свои внутренние конкурентные преимущества или особенности выбранной стратегии? Если не применяет, то какие из ее потенциальных сильных сторон могут выступать таковыми?
Выступают ли слабости предприятия ее уязвимостями в конкурентной борьбе, мешают ли они эффективно использовать благоприятное стечение обстоятельств на рынке? Какие из слабостей необходимо подкорректировать в контексте стратегии?
Какие • благоприятные возможности могут повысить шансы успешной реализации стратегии компании в контексте имеющейся квалификации и ресурсов?
Приложение 1 содержит примеры значимых факторов, учет которых целесообразен при SWOT-анализе.
Существует определенные этапы проведения SWOT-анализа.
Прежде всего, составляется перечень слабых и сильных сторон компании.
Сильные стороны компании представляют собой сферы, в которых компания достигла успеха или имеет преимущества пред конкурентами, а также особенности, дающие ей дополнительные возможности. Это, например, может быть опыт, уникальные ресурсы, современная производственная база, высококвалифицированные сотрудники, известность бренда и пр.
Слабые стороны компании представляют собой дефицит или отсутствие важных для эффективного функционирования и конкурентной борьбы элементов, из которых складывается деятельность, а также наличие факторов, снижающих ее эффективность. Такими факторами может выступать скудный товарный ассортимент, дефицит финансирования, плохая репутация, некачественный сервис и пр.
По результатам выявления сильных и слабых сторон компании составляется соответствующая таблица «Сила – слабость» (Приложение 2).
Второй этап состоит из выявления возможностей и рисков (угроз) внешней среды. Первые представляют собой благоприятные обстоятельства, несущие в себя потенциал преимущества для компании в случае их использования. Например, это может быть рост спроса, доходов населения, проблемы у конкурентов, возможность реализации продукции для нового сегмента потребителей или на новых рынках. Возможности в контексте SWOT-анализа – исключительно те факторы, которые могут быть использованы компанией.
Риски (угрозы) – обстоятельства, несущие в себе потенциал негативного воздействия на деятельность предприятия. Это может быть доступ конкурента к более новым и ли доступным по цене технологиям, повышение им качества продукции, выход на рынок крупных конкурентов, новые таможенные пошлины или правила, ограничения, наиболее негативно сказывающихся именно на деятельности компании в сравнении с конкурентами, демографические кризисы, нестабильная политическая обстановка, скачки курсов валют и пр.[2]
После выявления возможностей и рисков составляется соответствующая таблица (Приложение 3).
Третий этап предполагает выявление взаимозависимости между факторами внутренней и внешней среды, для чего составляется матрица SWOT. (Приложение 4).
В каждое поле необходимо вписать возможные парные комбинации факторов внутренней и внешней среды, выделив те из них, на которые имеет смысл обратить внимание при разработке стратегии.
Пары, полученные из поля «силы и возможности», зможно использовать на этапе разработки стратегии в целях максимизации прибыли от возможностей внешней среды.
Пары, полученные из поля «слабости и возможности», могут быть использованы при разработке стратегии в целях преодоления имеющихся слабостей компании за счет появившихся возможностей.
Наличие пары в поле «силы и угрозы» предполагает формирование стратегии, включающей использование сил компании для устранения угрозы.
Формирование стратегии с учетом пар из поля «слабости и угрозы», должно осуществляться в контексте необходимости принятия мер, которые дали бы возможность как избавиться от слабости, так и устранить угрозу.
Третий этап позволяет найти ответить на ряд вопросов относительно развития компании:
- Как, с учетом сильных сторон компании, воспользоваться появившимися возможностями?
- Какие слабые стороны компании будут мешать этому процессу?
- Какие сильные стороны компании могут помочь минимизировать риски, нейтрализовать угрозы?
- Чего опасаться? Какие из угроз будут усилены слабыми сторонами компании?