Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность управленческих решений
1.1.Этапы и методология разработки управленческих решений
1.2. Классификация управленческих решений
Глава 2. Методы экспертных оценок
2.1. Сущность метода экспертных оценок
Глава 3. Анализ принятия управленческих решений методом экспертных оценок
3.1. Краткая характеристика объекта исследования
3.2. Принятие управленческих решений путем применения метода «сценариев» и «мозгового штурма»
Использование специальных программ для ЭВМ, а также датчиков случайных чисел с последующим отсечением невозможных ситуаций для генерирования альтернативных вариантов сценариев расширяет горизонт анализа возможных в будущем ситуаций.
Разработанный широкий спектр возможных альтернативных вариантов развития ситуации позволяет более полно определить критические ситуации для принятия решений, а также возможные последствия предлагаемых альтернативных вариантов решений с целью их сопоставления и выбора наиболее эффективного.
Профессионально разработанный и периодически актуализируемый прогноз — неотъемлемая составляющая процесса выработки и принятия важных управленческих решений.
Глава 3. Анализ принятия управленческих решений методом экспертных оценок
3.1. Краткая характеристика объекта исследования
Компания МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсии» г.Перми находится по адресу 614065, г. Пермь, ул. Космонавта Беляева, 61, основным видом деятельности является «Дополнительное образование детей».
Самое общее понимание миссии МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсии» г.Перми – воспитание и познание мира посредством туризма. Такое понимание миссии ОУ ориентирует деятельность педагогического коллектива на реализацию общих идей компетентностного подхода в работе с генеральным большинством воспитанников и не является препятствием для особой "штучной" работы с наиболее талантливыми детьми, из которых можно вырастить профессиональных спортсменов.
МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсии» г.Перми предлагает детям и их родителям исключительно привлекательные для них виды деятельности и строит свою работу с учетом специфики творческих объединений, принятой в системе дополнительного образования детей. Деятельность этих групп - свободная, добровольно и самостоятельно выбранная детьми и их родителями. Идея свободы выбора деятельности, особая раскрепощенность, глубокая мотивированность позволяют создать условия для развития ребенка, существенно отличающиеся от школьных обстоятельств.
Целью деятельности МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсии» г.Перми является: развитие индивидуальной Личной культуры, одарённости, профессионального самоопределения, спортивных навыков и способностей посредством спорта, туризма и краеведения.
Эта цель предполагает постановку целого ряда задач:
- обеспечение прав ребенка на занятие выбранным видом деятельности в свободное время;
- создание условий для повышения качества воспитания детей, адаптации детей к жизни современного общества, организация содержательного досуга, оказание помощи в формировании активной жизненной позиции;
- сохранение психического и психологического здоровья всех субъектов учебно– творческого процесса, профилактика асоциального поведения детей и подростков;
- повышение качества и эффективности, постоянное обновление и совершенствование содержания образовательного процесса;
- создание условий для поиска новых форм и методов преподавания;
- создание условий для повышения квалификации педагогов;
- развитие материально – технического обеспечения образовательного процесса;
- расширение спортивно-образовательного пространства учреждения.
Основой образовательного процесса является спортивная подготовка как предмет; процесс основан на поэтапном включении физических, эмоциональных, интеллектуальных возможностей школьника в учебный и тренировочный процесс. Реализуемая в школе образовательная программа отражает социальный заказ общества.
Процесс обучения в МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсии» г. Перми удовлетворяет основные потребности и запросы детей, вызывая интерес, расширение кругозора, развитие спортивного потенциала.
Благодаря участию в соревнованиях, получения наград и призовых мест, у детей повышается социальный статус в собственных глазах и в глазах окружающих людей.
3.2. Принятие управленческих решений путем применения метода «сценариев» и «мозгового штурма»
В современных условиях оценка ситуации, сложившейся на рынке образовательных услуг, должна базироваться на результатах маркетинговых исследований, позволяющих определять потенциал конкурентоспособности анализируемых учебных заведений, оценивать их текущие конкурентные позиции, обосновывать стратегию развития.
Не менее важной составляющей проводимой оценки является исследование внутренней среды учебного учреждения. Задача данного этапа - идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматриваться как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ.
Результаты исследования внутренней среды представлены в таблице 2.
Таблица 2
Слабые и сильные стороны МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсии» г. Перми
Аспект среды |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Производ-ство |
Не полная загрузка производственных мощностей (классов). Отсутствие необходимости в бесперебойной подготовке. Хорошо спланированный (учебный) процесс. |
Моральный и физический износ оборудования (столы, компьютерная техника, костюмы, спортивное снаряжение и т.д.). Ветхость здания. Не соответствие производственных мощностей конкурентным требованиям. |
2. Персонал |
Высокая квалификация сотрудников. Моральная и психологическая сплочённость коллектива. Низкая текучесть кадров и прогулов. Большой опыт работы у сотрудников. Использование демократического стиля управления. |
Оплата труда ниже, чем у конкурентов. Низкий уровень экономических и управленческих знаний. Средний возраст работников. |
3. Маркетинг |
Возможность выхода на рынок с новым видом услуг. Высокое качество услуг. Благоприятный имидж. |
Отсутствие функции маркетинга. Отсутствие целенаправленной работы по сбору информации о рынке. Уменьшающаяся доля рынка. |
4. Инновации |
Планирование нововведений. Возможность самофинансирования. |
|
5. Финансы |
Положительные тенденции в изменении финансовых показателей. Возможность самофинансирования. |
Неудовлетворительная структура баланса. |
6. Организация |
Рациональная оргструктура. Чёткость в распределении прав и обязанностей. Эффективное взаимодействие структурных подразделений. |
Отсутствие опыта работы у руководства. Плохо организованная система контроля. |
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о том, что МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсии» г. Перми не имеет ярко выраженного слабого аспекта среды. Так, износ основных производственных фондов компенсируется планированием и возможностью проведения ремонтов; средний возраст работников - их квалификацией и опытом; а отсутствие функции маркетинга - хорошей репутацией и возможностями. При этом инновационная пассивность руководства будет способствовать увеличению и усилению слабых сторон предприятия, а активность - сильных.
Анализируя внутреннюю среду МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсии» г. Перми, можно проследить изменение в лучшую сторону практически всех показателей производственного потенциала. Положительно следует отметить рост выручки и производительности труда. Но следует заметить, что этот рост главным образом вызван увеличением цены за обучение. Рост мог бы быть ещё большим, если бы не уменьшилось среднегодовое количество обучающихся (как следствие от повышения цены). Второй причиной недобора является незначительная активность учреждения в сфере информационного продвижения: рекламы и Public relations. Её устранение может и должно быть положено в основу дальнейшего развития.
Не менее сложная ситуация складывается в отношении кадрового потенциала. Несомненно, коллектив крепкий и сплочённый; каждый его представитель – высококвалифицированный специалист, имеющий как минимум одно высшее образование и опыт работы. Однако проблема поиска кадрового резерва становится в один ряд с проблемой обновления основных фондов.
Проведённая оценка позволяет утверждать, что на ближайшие 3 – 5 лет МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсии» г. Перми имеет неплохой производственный потенциал для развития. Но в дальнейшей перспективе предприятие может столкнуться с жесточайшим кризисом. Единственный выход – максимальное использование представляющихся возможностей. Что в свою очередь требует тщательно спланированных действий и разработки стратегии.
Повседневные задачи, решаемые руководством, отличаются рутинностью и строгой регламентацией, поэтому структура управления, построенная на основе вертикальной иерархии и базирующаяся на строгой подчинённости нижнего звена управления высшему себя полностью оправдывает. Об этом свидетельствуют и хорошие финансовые показатели работы МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсии» г. Перми и стабильный кадровый состав, и сплочённость коллектива, разделяющего общие ценности.
Организационно-экономический потенциал можно рассматривать как крепкий фундамент для дальнейшего развития в виде рациональной оргструктуры.
Позиции МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсии» г. Перми на рынке нельзя охарактеризовать высокими значениями стабильности и конкурентоспособности. Вышесказанное свидетельствует о необходимости и возможности успешной разработки программ преобразования и развития.
Судя по всему, данный объект исследования не имеет большого потенциала для развития. Исключением является лишь необходимость внедрения в организационную структуру управления функции маркетинга и связей с общественностью. Однако имеется и хорошая сторона – крепкий фундамент для дальнейшего развития в виде рационально построенной системы управления. Основным предназначением внешнего и внутреннего анализа является определение и осознание возможностей и угроз, а также сильных и слабых сторон организации, которые могут возникать в настоящем и будущем, что в свою очередь позволяет определить стратегические альтернативы.
Итоговая матрица SWOT-анализа отражена в таблице 3.
Таблица 3
Матрица SWOT
ВОЗМОЖНОСТИ |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ |
Рост экономики Увеличение уровня доходов населения Установление взаимовыгодных контактов Наличие спроса на предлагаемые новые специальности |
Не полная загрузка производственных мощностей и площадей Высокий кадровый потенциал Благоприятный имидж Возможность самофинансирования Рациональная организационная структура управления |
УГРОЗЫ |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ |
Установление высоких налог. ставок Увеличение цены на энергоресурсы Неблагопр. демографические изменения |
Катастрофический износ фондов Средний возраст работников Отсутствие функции маркетинга |
Сопоставление в различных комбинациях возможностей и угроз со слабыми и сильными сторонами МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсии» г. Перми позволяет судить о необходимости планирования и хороших шансов для реализации стратегий.
За время работы МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсии» г. Перми заняла свое место на рынке образовательных и спортивных услуг и сформировала свой круг учеников, спортсменов, болельщиков, но конкуренция на сегодняшний день растет, и для МАУ ДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсии» г. Перми необходимо повысить уровень своей репутации.
На общем совещании работников учреждения было решено следующие:
Формирование благоприятного имиджа с помощью средств внешней коммуникации:
Для повышения эффективности рекламной деятельности следует:
1) четко планировать рекламную деятельность в начале каждого учебного года и составлять рекламный бюджет.
Необходимо продумать и расставить приоритеты в планируемых событиях, которые нуждаются в рекламе. Например, появления новых услуг; проведения мероприятий, посвященных различным праздникам; реклама, способствующая стимулированию сбыта; реклама стабильности предприятия; реклама достижений (награды, прохождение сертификации); имиджевая реклама (реклама ценностей и качества обслуживания; упоминание в СМИ оказания спонсорских услуг).
- составить статистический отчет о проведенной рекламной компании и потраченных на нее средствах в конце каждого года.
Данная деятельность позволит отслеживать частоту и эффективность рекламы в конкретных средствах ее размещения.