Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Экономическая сущность и состав оборотных активов предприятия
1.2 Анализ оборотных средств предприятий общественного питания
2.1 Организационно – экономическая характеристика изучаемого предприятия
2.2 Расчет производственной программы ресторана
2.3 Расчет расхода сырья и продуктов для выполнения производственной программы
Глава 3 Мероприятия по повышению эффективности управления оборотным капиталом
3.1 Основные направления повышения эффективности управления оборотными средствами предприятия
3.2 Факторинг как мера повышения эффективности управления оборотными активами предприятия
Введение
Определение потребности предприятия в оборотном капитале и оценка эффективности его использования чрезвычайно важна для современного предприятия. Для повышения эффективности финансовой деятельности предприятия большое значение имеет грамотное размещение средств предприятия.
В финансовой деятельности предприятия и повышении её эффективности, большое значение имеет размещение средств предприятия. От того, какие инвестиции вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и обращения (в денежной и материальной форме), насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности, следовательно, и финансовая устойчивость предприятия.
Если созданные производственные мощности предприятия используются недостаточно полно из-за отсутствия материальных ресурсов, то это отрицательно сказывается на финансовых результатах предприятия и его финансовом положении. То же происходит, если созданы излишние производственные запасы, которые не могу быть быстро переработаны на имеющихся производственных мощностях. В итоге замораживаются оборотные средства, замедляется их оборачиваемость и, как следствие ухудшается финансовое состояние предприятия. Даже при позитивных финансовых результатах, высоком уровне рентабельности предприятие может испытывать финансовые трудности, если оно нерационально использовало свои финансовые ресурсы, вложив их в сверхнормативные производственные запасы или допустив большую дебиторскую задолженность.
После окончания производственного цикла, изготовления готовой продукции и ее реализации стоимость оборотных средств возмещается в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг). Это создает возможность систематического возобновления процесса производства, который осуществляется путем непрерывного кругооборота средств предприятия.
Вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой темы.
Основная цель данного курсового проекта заключается в исследовании сущность оборотных средств, формировании эффективной политики упра-вления ими, а также изучение мероприятий, направленных на оптимальный финансовый менеджмент оборотных активов.
Для достижения поставленной цели в курсовом проекте решаются следующие задачи:
- рассмотреть особенности оборотных активов предприятия;
- изучить показатели эффективного использования оборотных активов предприятия;
- ознакомиться с особенностями планирования оборотных средств на предприятиях общественного питания;
- определить возможные пути повышения эффективности использования оборотных активов предприятия.
Объект исследования – оборотные активы предприятия и инструменты политики управления ими. Предмет исследования – система финансового менеджмента компании, а также влияние данного аспекта на финансовое состояние организации.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Глава 1 Экономическая сущность и состав оборотных активов предприятия
1.1 Оборотные активы
Деятельность предприятия по производству и реализации продукции предусматривает наличие не только основных средств, но и оборотных, которые представляют собой совокупность денежных средств, находящихся в материально - производственных запасах, процессах производства и обращения.
Оборотные средства производства являются важной составной частью оборотных средств хозяйствующих субъектов и состоят из двух частей: оборотных средств производства; средств обращения.
Целью авансирования денежных средств в оборотные средства является финансирование затрат, связанных с изготовлением готовой продукции, выполнением работ или оказанием услуг. В результате за счет выручки от реализации возмещаются оборотные средства и формируются условия возобновления процесса производства, тем самым обеспечивая его непрерывность[1].
Следовательно, сущность оборотных средств состоит в последовательном переходе их из денежной формы в материально - вещественную, а затем в товарную. Завершается оборот вновь денежной формой с определенной долей приращения, свидетельствующей о положительном результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия (иногда наоборот). Таким образом, оборотные средства предприятия пребывают, то в составе оборотных средств производства, то — в составе средств обращения.
В процессе производства и реализации продукции у предприятий возникает потребность в средствах для приобретения предметов труда (сырья, материалов, топливных, энергетических ресурсов), необходимых для организации производства и выступающих в качестве оборотных производственных фондов, а также в денежных средствах для различных платежей и организации обращения выпущенной продукции — фондах обращения[2].
Оборотный капитал — это часть капитала предприятия, финансирующая оборотные производственные фонды и фонды обращения.
Оборотные средства — это совокупность денежных средств, авансированных для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств.
Время, за которое оборотные средства совершают полный кругооборот, называется периодом оборота оборотных средств. Общая длительность кругооборота — это время (в календарных днях, месяцах) от момента вступления денежных средств в кругооборот для выработки продукции до момента возврата денежных средств после реализации готовой продукции (работ, услуг). Общее время складывается из времени нахождения оборотных средств в производстве (рабочее время, перерывы, время нахождения в запасах) и времени в обращении (время реализации продукции, время расчетов, заготовки)[3].
Экономическая деятельность предприятия имеет множество аспектов, составных частей, особенностей. Но одной из основных его характеристик, без которой невозможно существование и функционирование, является оборотный капитал. Ведь оборотным капиталом называется та суммарная стоимость предметов труда и средств производства, которые вкладываются предприятием в непосредственную текущую деятельность. Оборотный капитал (или оборотные средства) как раз и обеспечивают производственный операционный цикл, представляющий собой основу существования каждого предприятия.
Несмотря на то, что оборотный капитал имеет базовое предназначение в обеспечении производственной деятельности как на близкую, так и на более или менее отдаленную перспективу, в его структуре имеются различные виды оборотных средств, обладающие собственной спецификой. Основное деление осуществляется на базе разграничения основных оборотных фондов и непосредственно фондов обращения. К основным оборотным фондам относятся прямые составляющие производственного процесса - такие, как сырье, основные материалы, используемые при изготовлении продукции, вспомогательные материалы, топливо, полуфабрикаты и прочее. Также основные оборотные фонды включают в себя как продукцию с незавершенным по каким-либо причинам производственным циклом, так и запасы уже полностью произведенных товаров, которые пока не реализованы или ожидают отправки заказчику или покупателю. Наконец, сюда же относятся так называемые расходы будущих периодов, то есть расходы, которые внесены в расходную часть бюджета предприятия для обеспечения предоплаты по аренде, по коммунальным платежам, по оплате поставок сырья в определенный срок.
Фонды обращения также обслуживают производственный процесс предприятия, однако воздействуют на него не напрямую, а в большей части опосредованно. Если основные фонды оборотного капитала являются вложением в сам производственный цикл, то фонды обращения этот цикл обслуживают. Среди подобных оборотных активов обычно выделяют: налог на добавленную стоимость (НДС), выплачиваемый по приобретенному оборотному капиталу;
текущую дебиторскую задолженность;
денежные активы как в виде непосредственно денежных средств, так и высоколиквидных финансовых инвестиций[4].
Само по себе понятие «оборотный капитал» и представляет собой разницу между имеющимися в данный момент активами (оборотными средствами) и пассивами (обязательствами).
Оборотный капитал тем и отличается от основного капитала предприятия, что основной капитал может быть использован в производственной деятельности неоднократно, тогда как оборотный лишь единожды. Поэтому эффективность управления оборотным капиталом приобретает особое значение, ведь ошибки и просчеты, допущенные при планировании и осуществлении управленческой деятельности в этой сфере, невозможно исправить. Во многом именно от грамотности управления оборотными средствами и зависит уровень ликвидности предприятия. В этой связи инвестирование оборотного капитала играет существенную роль в общей стабильности положения компании и ее перспективах. Ликвидность предприятия определяется высоким уровнем оборотного капитала, а повышение доходности предприятия уменьшает запасы оборотных средств для снижения уровня неиспользуемых текущих активов.
1.2 Анализ оборотных средств предприятий общественного питания
Эффективность использования оборотных средств определяет успешность, финансовую устойчивость предприятия. С помощью оборотных средств происходит нормализация работы предприятия, повышение уровня спроса. Зависит от окружающей среды и от других различных факторов.
От эффективного использования оборотных средств зависит финансовая устойчивость предприятия. Существуют следующие внешние факторы, которые отрицательно сказываются на эффективности:
- высокий уровень инфляции;
- разрыв хозяйственных связей;
- снижение объемов производства и потребительского спроса;
- нарушение платежно-расчетной дисциплины;
- снижение доступа к кредитам из-за высоких процентов;
- повышение налоговых ставок (налогового бремени).
Внутренние резервы повышения эффективности оборотного капитала:
а) рациональная организация производственных запасов. Предполагает:
- оптимальное нормирование;
- ресурсосбережение;
- использование прямых длительных хозяйственных связей.
б) сокращение пребывания оборотных средств в незавершенном производстве. Направления:
- внедрение новейших технологий (в частности безотходных);
- повышение фондоотдачи;
- обновление производственного аппарата;
- применение современных, более дешевых конструкционных материалов;
в) эффективная организация обращения:
- совершенствование системы расчетов;
- приближение потребителей к изготовителям продукции;
- рациональная организация сбыта продукции;
- выполнение заказов по прямым связям
К показателям эффективности использования оборотных средств относятся следующие показатели:
- рентабельность оборотных средств;
- длительность одного оборота или оборачиваемость оборотных средств;
- скорость оборота оборотных средств;
- загрузка оборотных средств[5].
Рентабельность оборотного капитала характеризует прибыль, полученную на каждый рубль оборотного капитала.
Продолжительность одного оборота складывается из времени пребывания оборотного капитала в сфере производства и в сфере обращения, начиная с момента приобретения производственных запасов и кончая поступлением выручки от реализации продукции.
Чем короче период обращения, тем предприятию требуется меньше оборотных средств, и следовательно, сокращение длительности одного оборота ведет к повышения эффективности использования оборотных средств и увеличению их отдачи.
Существуют следующие формулы, по которым определяется оборачиваемость оборотного капитала:
ОБок = Сок (средняя величина оборотного капитала) : ВР (выручка от реализации) / Д (временной период) (1.1)
ОБок = Д / Коб (коэффициент оборачиваемости) (1.2)
ОБок = Д * Кз (коэффициент загрузки) (1.3)
Прямой коэффициент оборачиваемости оборотного капитала отражает число кругооборотов совершаемых за год:
Коб = ВР / Соб (среднее значение оборотных средств) (1.4)
Коэффициент оборачиваемости показывает количество реализованной товарной продукции, приходящейся на один рубль оборотных средств.