Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Экономическая сущность и состав оборотных активов предприятия
1.2 Анализ оборотных средств предприятий общественного питания
2.1 Организационно – экономическая характеристика изучаемого предприятия
2.2 Расчет производственной программы ресторана
2.3 Расчет расхода сырья и продуктов для выполнения производственной программы
Глава 3 Мероприятия по повышению эффективности управления оборотным капиталом
3.1 Основные направления повышения эффективности управления оборотными средствами предприятия
3.2 Факторинг как мера повышения эффективности управления оборотными активами предприятия
Дополнительные условия факторинговых сделок:
- факторинг с наличием регрессного требования (с регрессом) — при сделке, в которой оговорено наличие регрессного требования, фактор приобретает право требования долга от должника.
Однако, если должник оказывается неплатежеспособен или при невозможности взыскания суммы долга в полном объеме, сторона переуступившая долг, является обязанной по данному денежному требованию, то есть обязана погасить его в оставшемся объеме;
- факторинг без наличия регрессного требования (без регресса) — сделка, которая предусматривает, что фактор приобретает право требования долга у должника своего клиента.
Если должник оказывается неплатежеспособен или при невозможности взыскания суммы долга в полном объеме, сторона переуступившая долг, то риски по взысканию несет фактор.
Однако, сторона, переуступившая долг, также несет риски по неполучению той части суммы, которая не компенсирована фактором сразу.
Открытый факторинг - предполагает, что должник уведомляется о факте передачи права требования долга третьей стороне.
Закрытый факторинг - предполагает, что должник не уведомляется о сделке, однако, такая форма сделки, как правило, характерна лишь для банков (они имеют возможность видеть движения средств по счетам клиента и контролировать исполнение им обязательств).
Реальный факторинг - договор по передаче долга по сделке, которая уже существовала на момент заключения договора факторинга.
Консенсуальный факторинг - договор относительно денежного требования, которое, скорее всего, возникнет в будущем.
Факторинг возник в XVI—XVII вв. как операция торговых посредников, а затем приобрел форму кредитования[8].
3.3 Мероприятия, направленные на повышение эффективности управления дебиторской задолженностью предприятия
Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью, призванные поддержать жизнеспособность предприятия в обозримом будущем, на наш взгляд, могут быть следующие: проведение мер финансового оздоровления, разработка адекватной кредитной политики, применение анализа и контроля дебиторской задолженности, а также обеспечение активного использования современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.
Проведение мер финансового оздоровления.
Собственникам и менеджерам фирмы следует незамедлительно принять меры по предотвращению угрозы банкротства.
Для этого целесообразно составить бизнес-план финансового оздоровления, куда включить меры предусматривающие:
- анализ материальных активов с целью выяснения их дальнейшего использования. По каждому элементу основных фондов необходимо принять одно из следующих решений: оставить в неизменном виде, отремонтировать и модернизировать для собственного пользования, сдать в аренду, продать.
- повышение квалификации кадров, прежде всего менеджеров фирмы.
- особое значение для финансового оздоровления имеет выработка комплекса мер по формированию разумной политики управления дебиторской, а также кредиторской задолженностями («растягивание» срока оплаты кредиторской задолженности).
- формирование маркетинговой стратегии (ассортиментная политика, ценовая политика, стимулирование сбыта).
Учитывая угрозу банкротства, умеренная кредитная политика является оптимальной, т. к. для текущей ситуации фирмы не приемлемы высокий риск (агрессивная) и снижение притока денег (консервативный). Используя матрицу кредитной политики фирмы, выбираем компромиссное решение, суть которого наглядно представлена ниже (рисунок 3.1):
Т.е. увеличивая реализацию Т. е. предоставлять кредит
предоставлять кредит только надежным
«слабым» покупателям покупателям
Высокий риск, высокая рентабельность
Низкий риск, высокая ликвидность
Рисунок 3.1 - Матрица кредитной политики предприятия[9]
Выполняя предложенное условие необходимо одновременное изменение нескольких характеристик текущей кредитной политики:
1) увеличение периода предоставления кредита до 60 дней;
2) введение системы скидок: 3 % («3 / 10, n / 45»);
3) повышение стоимости кредита с 12% до 24% в год, что должно стимулировать клиентов воспользоваться скидкой.
4) установление стандартов кредитоспособности. Решение о кредите должно основываться на предпочтении надежности платежа.
При анализе кредитоспособности рекомендуется использование метода «3С»: желание (character) (т. е. степень стремления выполнить свои долговые обязательства), способность (capacity) (т. е. способность генерировать денежные средства, необходимые для выполнения принятых на себя долговых обязательств) и капитал (capital) (т. е. размер чистого собственного капитала и коэффициент соотношения чистого собственного и заемного капитала).
Целесообразно также формирование информационной базы, сгруппировав покупателей по уровню кредитоспособности.
Для ее разработки можно использовать информацию по исполнению платежей, данные об участии фирмы в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах, арбитраже, а также иные сведения, характеризующие контрагентов; общую информацию – структура фирмы, ее история, биографические данные руководителей, список банков, ведущих дела с компанией отзыв о компании, публикуемый в прессе.
На основе всей этой информации необходимо принять решение о возможности кредита. Для этого стоит воспользоваться методом «дерево решений», наиболее доступным и популярным методом в менеджменте. Использование данного инструмента на предприятии видится в такой схеме (рисунок 3.2):
Имелись ли проблемы при погашении кредитов в прошлом
Кредит предоставляется
Кредит предоставляется с векселем
Кредит не предоставляется
Анализ платежеспособности
Нет
Да
Хорошая
Средняя
Плохая
Рисунок 3.2 - «Дерево решений» по предоставлению кредита[10]
5) проведение менее либеральной политики инкассации (усиление давления на дебиторов, задерживающих внесение оплаты счетов). Необходимо использование «Календаря инкассации дебиторской задолженности» - платежи включаются в календарь в суммах и сроках, предусмотренных соответствующими контрактами с контрагентами. Он обеспечивает ежедневное управление поступлением денежных средств[11].
Так как предлагаемый умеренный тип кредитной политики приоритетной целью ставит увеличение дополнительной прибыли за счет стимулирования реализации товара в кредит при среднем уровне риска, то предположительно должен несколько увеличиться объем дебиторской задолженности общества.
Заключение
Оборотные средства наряду с основными средствами создают материально-техническую базу предприятия, обеспечивающую достижение производственно-хозяйственных целей. Оборотные средства предприятия представляют собой совокупность оборотных средств производства и средств обращения. Вещественным содержанием оборотных средств производства являются сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты, инструменты, хозяйственный инвентарь и оснастка.
Оборотные средства производства складываются из средств производства, находящихся в производственных запасах и в процессе производства. Средства обращения включают в себя готовую продукцию, товары отгруженные, денежные средства в расчетах, дебиторскую задолженность и средства на расчетных счетах.
Оборотные средства производства целиком потребляются в процессе производства, постепенно изменяя натуральную форму и полностью перенося свою стоимость на себестоимость готовой продукции. Кругооборот оборотных средств предусматривает последовательное их пребывание в форме денежных средств, производственных запасов и в конечном счете готовой продукции. От ее реализации предприятие вновь получает денежные средства, необходимые для возобновления процесса производства.
Каждая организация должна стремиться к ускорению оборачиваемости оборотных средств. Оборотные средства предприятия подразделяются на нормируемые и ненормируемые. Нормированию подвергаются все элементы оборотных средств производства, находящиеся как в производственных запасах, так и непосредственно в процессе производства, а также готовая продукция.
К ненормируемым оборотным средствам относятся товары отгруженные, денежные средства в расчетах и на расчетных счетах, дебиторская задолженность.
Проблема определения потребности предприятия в оборотном капитале является важной составной частью финансового планирования, так как недостаток оборотных средств неизбежно приводит к невозможности своевременного обеспечения производственного процесса необходимыми материальными ресурсами, а их избыток может приводить к финансовым потерям вследствие неэффективного «замораживания» части оборотного капитала в излишних запасах товарно-материальных ценностей.
Определение потребности в оборотном капитале в текущем периоде (или в будущем) организуется на основе прогнозных расчетов с использованием модели процессов производства и реализации, построенной по итогам предшествующих планируемому периодов.
Такая потребность может быть рассчитана также и на основе детальных технико-экономических расчетов, выполняемых при составлении бизнес-плана на предстоящий период.
Управление оборотными средствами предприятия - сложная задача, которая стоит перед каждым предприятием и которую необходимо решать еще до открытия фирмы.
Список литературы
1. Баканов М. И. Теория экономического анализа. - М: Финансы, 2008. – 324 с
2. Балабонов И. Т. Основы финансового менеджмента. - СПб: Нева, 2008. – 388 с
3. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. - СПб: Ника-Центр, Эльга, 2010. – 403 с
4. Богдановская Л. А. Анализ хозяйственной деятельности. - М: Высшая школа, 2009. – 588 с