Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Экономическая сущность и состав оборотных активов предприятия
1.2 Анализ оборотных средств предприятий общественного питания
2.1 Организационно – экономическая характеристика изучаемого предприятия
2.2 Расчет производственной программы ресторана
2.3 Расчет расхода сырья и продуктов для выполнения производственной программы
Глава 3 Мероприятия по повышению эффективности управления оборотным капиталом
3.1 Основные направления повышения эффективности управления оборотными средствами предприятия
3.2 Факторинг как мера повышения эффективности управления оборотными активами предприятия
- повышение уровня рентабельности продукции, для чего необходимо разрабатывать новые дополнительные услуги, контролировать издержки с целью большей экономии;
- разработка новой системы оплаты труда, например, системы Ракера (то есть участие персонала в распределении прибыли), что существенно повысит уровень мотивации;
- расширение ассортимента, например, изготовление сладких блюд национальной кухни;
- улучшение качества обслуживания: можно внедрить услуги по доставке блюд по адресу или на заказ.
2.2 Расчет производственной программы ресторана
Площадь зала определена на 79 мест, исходя из этого сформируем производственную программу предприятия.
Количество потребителей, обслуживаемых за 1 час работы предприятия определяем, исходя из графика загрузки зала по следующей формуле:
(2.1)
где N2 – количество потребителей, обслуживаемых за 1 час;
Р – вместимость зала (количество мест);
j - оборачиваемость зала в данный час;
х – загрузка зала в данный час, %
количество потребителей, обслуживаемых за 1 час работы предприятия, определяем для ресторана.
Результаты расчетов сведены в таблицу 2.1.
Таблица 2.1
График загрузки проектируемого ресторана «Акватория» на 79 мест
Часы работы |
Оборачиваемость места |
Средний процент загрузки зала |
Количество потребителей за 1 час |
11-12 |
1.5 |
20 |
24 |
12-13 |
1.5 |
30 |
36 |
13-14 |
1.5 |
90 |
107 |
14-15 |
1.5 |
70 |
83 |
15-16 |
1.5 |
40 |
47 |
16-17 |
1.5 |
30 |
36 |
17-18 |
Перерыв |
||
18-19 |
0.4 |
50 |
16 |
19-20 |
0.4 |
100 |
32 |
20-21 |
0.4 |
90 |
28 |
21-22 |
0.4 |
80 |
25 |
22-23 |
0.4 |
40 |
13 |
Итого |
Х |
Х |
447 |
Мощность предприятия определяется количеством мест в зале, расставленном с учетом режима работы зала, объемом выпускаемой продукции, количеством питающихся. Продолжительность приема пищи одним посетителем зависит от типа предприятия и метода обслуживания (таблица 3.2).
Количество посетителей, обслуживаемых за каждый час работы вычисляют по следующей формуле:
Р = 60 / t * Кз (2.2)
где Р – количество мест в зале;
t – продолжительность посадки, минут;
Кз – коэффициент загрузки зала (равен 0.35)
Получим:
- в утреннее время 79 * (60 / 40) * 0.4 = 47 человек
- днем 79 * (60 / 40) * 0.4 = 47 человека
- вечер 79 * (60 / 100) * 0.4 = 19 человек
Количество посетителей за день определяют как сумму количества посетителей за каждый час работы зала:
N = ΣP 60 / t Kз (2.3)
- в утреннее время 47 * 1 = 47 человек
- днем 47 * 5 = 235 человек
- вечер 19 * 5 = 95 человек
За день пропускная способность проектируемого ресторана составляет 47 + 235 + 95 = 377 человек.
После определения количества питающихся разрабатывают производственную программу проектируемого предприятия.
Для предприятий, обслуживающих потребителей по меню со свободным выбором блюд, вначале определяют общее количество блюд, реализуемых в зале по формуле:
n = Nm (2.4)
где m – коэффициент потребления блюд, характеризующий среднее количество блюд, потребляемых одним посетителем
Он состоит из коэффициента потребления отдельных видов блюд обеденной продукции собственного производства: холодных закусок, супов, вторых и сладких блюд.
Таблица 2.2
Коэффициент потребления блюд
Тип предприятия |
Коэффициент потребления блюд |
Коэффициенты потребления отдельных видов продукции |
|||
Холодных и горячих закусок |
Супов |
Вторых блюд |
Сладких блюд |
||
Ресторан с обслуживанием официантов |
2 |
0.8 |
0.1 |
0.9 |
0.2 |
Преобразуем данные из условных в натуральные показатели (таблица 3.3).
Таблица 2.3
Количество потребляемых блюд (ежедневно)
Тип предприятия |
Суммарный коэффициент потребления блюд |
Коэффициенты потребления отдельных видов продукции |
|||
Холодных и горячих закусок |
Супов |
Вторых блюд |
Сладких блюд |
||
Ресторан с обслуживанием официантов |
2 * 377 = 754 |
754 * 0.8 = 604 |
754 * 0.1 = 75 |
754 * 0.9 = 679 |
754 * 0.2 = 151 |
Количество отдельных видов блюд прочей продукции собственного производства и покупных товаров пользуются нормами потребления на одного посетителя.
2.3 Расчет расхода сырья и продуктов для выполнения производственной программы
Количество блюд, реализуемых за день, определяем, исходя из количества потребителей и коэффициента потребления блюд по формуле:
n = N * m (2.5)
где n – количество блюд, реализуемых предприятием в течение дня;
N – количество потребителей в течении дня;
m – коэффициент потребления блюд.
Для проектируемого ресторана коэффициент потребления берем равным m = 3.5.
Тогда количество блюд составит:
N = 447 * 3.5 = 1 564 блюд
Соотношение различных групп блюд, выпускаемое в ресторане, приведено в таблице 2.4.
Таблица 2.4
Структура выпуска различных групп блюд, выпускаемых в ресторане «Акватория» на 79 мест
Вид блюда |
% |
шт. |
||
от объема суточного выпуска |
в данной группе |
от объема суточного выпуска |
в данной группе |
|
Закуски холодные: из рыбы из мяса салаты кисло – молочные блюда |
26.7 |
25 35 30 10 |
418 |
104 148 125 41 |
Закуски горячие |
13.3 |
100 |
208 |
208 |
Супы: бульоны для заправки холодные (окрошка) |
5 |
15 75 10 |
78 |
12 60 6 |
Вторые блюда (горячие): из мяса из рыбы из овощей из круп с добавлением яиц и творога |
45 |
10 65 5 15 5 |
704 |
70 458 35 106 35 |
Кондитерские изделия |
10 |
100 |
156 |
156 |
Учитывая вышеперечисленные особенности питания различных групп населения было предложено следующее меню для ресторана «Акватория» на 79 мест.
Таблица 2.5
Меню ресторана «Акватория» на 79 мест
Наименование блюд |
Выход |
Количество |
Холодные блюда и закуски |
||
Салат из свеклы с яблоками |
200 |
30 |
Салат овощной с сельдью |
200 |
104 |
Салат «Селянский» |
200 |
40 |
Салат «Белорусский» |
200 |
40 |
Рулет из утки с картофелем жареным во фритюре |
100/150 |
40 |
Печень фаршированная по-гомельски с картоф. пюре |
100/150 |
40 |
Рулет картофельный с яйцом, со сметаной |
200/20 |
39 |
Салат «папараць-кветка» |
200 |
30 |
Салат из редьки с курицей |
200 |
25 |
Яйца фаршированные грибами |
200 |
30 |
Горячие закуски |
||
Драники по-домашнему |
280 |
104 |
Бабка по-слуцки |
210 |
104 |
Супы |
||
Капустник «Старобелорусский» |
250 |
19 |
Суп картофельный с клецками и шпиком |
250 |
20 |
Холодник по-мински |
250/20 |
19 |
Бульон с колдунами |
250/50 |
19 |
Вторые горячие блюда |
||
Картофель тушеный с грибами и шпиком |
215 |
64 |
Колбаса картофельная со шпиком жареная с капустой тушеной |
200/100 |
64 |
Бабка картофельная с жареным луком и шпиком |
235 |
64 |
Карп фаршированный со свеклой тушеной в сметанном соусе |
125/50 |
90 |
Омлет фаршированный грибами и луком |
195 |
35 |
Котлеты крестьянские с грибами с картоф. пюре |
140/150 |
65 |
Жаренка |
300 |
65 |
Биточки по-белорусски с картофелем жаренным |
100/150 |
65 |
Свинина запеченая с грибами и отварным картофелем |
120/150 |
64 |
Оладьи картофельные,фаршированные мясом со сметаной |
260/30 |
64 |
Клецки с мясом |
250 |
64 |
Сладкие блюда |
||
Творожные батончики со сметаной |
170/5/30 |
30 |
Яблоки «Ласунок» |
145 |
30 |
Блинчики «Полесские» |
170 |
30 |
Мороженное «Пингвин» |
180 |
30 |
Горячие напитки |
||
Чай зеленый |
200/22,5 |
18 |
Кофе черный (гляссе) |
150 |
18 |
На основании меню составим сырьевую ведомость (приложение№1).
Глава 3 Мероприятия по повышению эффективности управления оборотным капиталом
3.1 Основные направления повышения эффективности управления оборотными средствами предприятия
Все возможные направления повышения эффективности использования оборотных активов предприятия представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Основные пути совершенствования управления оборотными активами на предприятии |
||
Проведение мер финансового оздоровления»:
|
Разработка кредитной политики и использование рефинансирования счетов дебиторов:
использование векселя и факторинга. |
Совершенствование анализа и контроля дебиторской задолженности:
|
Результаты:
Повышение ликвидности и дохода предприятия |
3.2 Факторинг как мера повышения эффективности управления оборотными активами предприятия
Факторинг (англ. factoring) - это вид торгово – кредитно - комиссионной операции, при которой фирма-фактор приобретает право требования долга (по платежу отсроченному во времени), взамен частично оплачивая приобретаемые долговые требования до наступления срока их оплаты должником.
Остальная часть долга за вычетом процентов и комиссий возвращается после погашения должником всей суммы имеющейся задолженности после наступления срока платежа.
Таким образом, факторинг является финансовой услугой, оказываемой коммерческими банками. Наиболее активными потребителями данной финансовой услуги являются мелкие и средние фирмы, испытывающие дефицит оборотного капитала.
В результате проведения сделки, клиент фактора получает возможность быстрее проводить коммерческие операции и ускорить скорость оборота денежных средств.
Операции факторинга обычно применяются для сделок по краткосрочной дебиторской задолженности, которая не превышает 180 дней.
В операции факторинга обычно участвуют три лица: фактор (факторинговая компания или банк) — покупатель требования, поставщик товара (кредитор), покупатель товара (дебитор).
Факторинговая компания или банк, фактически проводит кредитование поставщика. Между факторинговой компанией (или банком, обслуживающим данную операцию) и поставщиком товара заключается договор. Этот договор обязывает поставщика своевременно предоставлять необходимые документы, свидетельствующие о возникновении прав требования долга у покупателя[7].
Поставщику товара с момента вступления договора в силу и выполнения необходимых условий, переводится часть суммы имеющейся перед ним задолженности покупателя.
При этом фактор выкупает право требования долга, который должен быть оплачен в более поздние сроки (как уже указывалось, отсрочка может составлять до 180 дней). Фактор выплачивает поставщику примерно 60−90 % стоимости требований сразу же по предоставлении документов. Оставшаяся часть зачисляется поставщику уже после оплаты продукции. Однако из указанной суммы, вычитается процент за предоставленный кредит, комиссионные платежи и прочие платежи за оказанные услуги.