Файл: Валютные отношения и валютная система. Валютный контроль.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном мире множество государств, а РФ в особенности, сталкиваются с проблемой, как приспособиться к сложным экономическим ситуациям и устанавливают полный государственный контроль над всей внешнеэкономической деятельностью страны.

Система государственного валютного контроля - это одна из составных частей набора мер, которые проводятся правительством в рамках валютной политики, которая является структурной подсистемой более большого уровня государственного контроля.

Из всех видов политики валютных операций значительное распространение получила практика валютного контроля, которая применяется почти во всех современных и развитых стран мира, но с различным уровнем жесткости. Правительство, сталкиваясь с постоянным нарушением платежного баланса, вынуждены прибегать к поддержке фиксированных валютных курсов по средству развитой системы государственного контроля, который значительно ограничивает возможности резидентов покупать зарубежные товары и услуги, а также возможность предоставлять за границу кредиты и обязательства.

Правительство может предпочесть систему валютного контроля другим видам валютной политики по нескольким факторам. Данная политика дает гарантии от дальнейшего роста затрат из государственного бюджета на поддержание курса национальной валюты. Исключением из данного правила являются только затраты на организацию и обеспечение функционирования служб валютного контроля. Некоторые страны рационализируют свой платежный баланс с помощью использования контроля за валютными операциями. В данной ситуации валютный контроль становится гарантом того, что объем импорта, а, соответственно, и отток иностранной валюты из страны будут строго фиксироваться.

Актуальность данной темы курсовой работы определяется современными экономическими условиями в РФ, которые обуславливают активизацию внешнеэкономической деятельности организаций, увеличением ответственности за нарушения законодательства, в особенности, за несоблюдение или за неподлежащее соблюдение норм валютного законодательства.

В данном курсовом исследовании будут рассмотрены ключевые черты и особенности современной системы валютного контроля в РФ, даны основные понятия, определены объекты и субъекты в данной сфере экономических отношении


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Валютная политика СССР и современное валютное законодательство

Государственная монополия валютной деятельности была ключевым принципом валютной политики Советского Союза. Это обуславливает то, что правительство является единственным законным владельцем иностранной валюты, концентрирующийся в одних руках и распределяется из центрального управления по средствам валютного плана, имеет исключительное право на совершение операций с валютными ценностями, на управление принадлежащими ему золотовалютными резервами.

Абсолютно все физические и юридические лица обязаны были держать валюту на счетах в Банке внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанке СССР). Все главные решения принимались Советом Министров СССР, а прочие министерства и ведомости имели ограниченную свободу действий в области валютной деятельности даже по техническим и небольшим вопросам.

Монополия на валютном рынке традиционно рассматривалась в качестве составной части монополии государства на внешнеэкономические связи. Валютная монополия государства (как и монополия внешней торговли) являлась наиболее популярной догмой того времени, так как с ее помощью как думали в правительстве СССР укреплялась эффективность внешних связей страны, экономика защищалась от неблагоприятного влияния извне, обеспечивалось сбалансированное распределение иностранной валюты, планирование и регулирование состояния платежного баланса.

Валютная политика СССР, которая была основана на государственной валютной монополии, сводилась главным образом к тому, что шло перераспределение валютной выручки и привлечение иностранных кредитов внутри государства на основании валютного плана, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых сделок, управлению официальными золотовалютными резервами и надзору за жестко ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий таких операций вообще не могло быть).

За время своего существования, валютная политика СССР претерпела несколько серьезных изменений и имела следующую периодизацию:

  • 1917 – 1921 гг. – это был период валютного администрирования («валютный военный коммунизм»);
  • 1922 – 1926 гг. – период валютного регулирования;
  • 1927 – 1985 гг. – административная валютная политика государства («новый валютный военный коммунизм»).
  • 1986 – 1991 гг. – демонтаж государственной валютной монополии и формирование новой политики.
  • 1917 - 1922 гг. - был характерен реквизициями и конфискациями валютных ценностей, а также монополией Государственного банка на проведение операций по валютной деятельности.

Но начало Новой Экономической Политики (НЭП) характеризуется модернизацией валютной политики СССР. В 1922 г. происходит отмена сдачи валютных ценностей государству, разрешается свободное распоряжение иностранной валютой и драгоценными металлами, а также открытие специальных валютных счетов.

В тот период правительство СССР начало действовать очень гибко и быстро, и уже 15 февраля 1923 г. был выпущен декрет, дававший самые широкие права по проведению валютных операций и одновременно санкционировал изъятие иностранной валюты из внутреннего обращения. Данный факт наглядно демонстрирует то, что политика валютной деятельности понималась как неразрывная часть экономической политики. Упор в рассматриваемый период времени делался на валютное регулирование, на овладение валютным рынком, а термин «валютная монополия» ушёл в прошлое.

В 1922 г. в государстве начали создаваться первые фондовые биржи, прошли первые официальные котировки десяти рублей на Московской товарной бирже. Разрешение валютных операций на биржах и банках совпало с началом золотых и валютных интервенций Государственного банка СССР.

Однако, начиная с 1927 г., начали происходить большие изменения в валютной политике государства в пользу монополизации правительством валютных операций. В данный период, как и в последующие десятилетия, власть больше уже не уделяла необходимого внимания проблемам валютного регулирования и действовала в основном административными мерами. Так, в СССР в области валютного законодательства, в общем, не было ни одного настоящего закона, и даже тот принцип валютной монополии грамотно не был юридически оформлен. Ключевыми моментами валютных актов были определение понятия «валютные ценности», установление порядка их вывоза и ввоза, а также исключительное право Госбанка на совершение на территории СССР сделок с любыми валютными ценностями.

Что касалось валютных прав населения, то начиная с конца 20-х годов гражданам Советского Союза было запрещено владеть иностранной валютой или заключать валютные сделки. Только лица, которые работали за границей или получившие наследства, подарки, гонорары, могли открывать некоторые виды счетов во Внешторгбанке.

Валютное регулирование в СССР сводилось к тому, что распределение валюты на основании валютного плана и единой валютной кассы, а также установлению порядка ввоза, вывоза и пересылки наличных денежных знаков. Экономика была практически полностью изолирована от мирового рынка, хотя, на примере практики, это не помогло в защите от отрицательных внешних воздействий на экономику страны. Даже наоборот, итогом такой политики стали ценовые диспропорции, иррациональность валютных курсов и процентных ставок, уязвимость перед лицом внешних ставок.


Только в 1986 г. начался демонтаж государственной валютной монополии. С принятием Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР №991 от 19.08.86 «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями», №1074 от 17.09.87 « О дополнительных мерах по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в новых условиях хозяйствования», Постановлений Совета Министров СССР №1405 от 02.12.88 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций», №203 от 07.03.89 «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности», а также с принятием Порядка перевода средств в иностранной валюте на счета предприятий, объединений, производственных кооперативов и иных организаций от 02.12.88 правительство продемонстрировало готовность ликвидировать государственную валютную монополию.

Но главные изменения в валютной политике, которые повлияли на всю экономику страны произошли после распада Советского Союза и были приняты уже в Российской Федерации.

Наиболее важнейшим направлением реформирования экономики страны, которая сразу после распада СССР стала на путь экономических реформ, было развитие внешнеэкономических связей и, прежде всего – либерализация внешней торговли.

Началом этого процесса в РФ нужно считать Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. №213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Данный Указ положил конец монополистической деятельности государственных внешнеэкономических ведомств на осуществление экспортно-импортных операций.

Указ от 15 ноября 1991 г. разрешает всем зарегистрированным на территории РСФСР организациям вне зависимости от форм собственности осуществление внешнеэкономической, и посреднической деятельности.

Ключевые преобразования в валютной политике государства были произведены с принятием Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. №3615-1. Данный закон определил принципы осуществления валютных операций в России, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушения валютного законодательства.

Валютные операции осуществляются уполномоченными банками, т.е. банками, которые имеют необходимые лицензии ЦБ РФ на проведение данных операций.


Текущие валютные операции проводятся резидентами без наличия разрешения ЦБ РФ. Но бывают и исключения. Резидентам необходимо обратиться в Центральный Банк чтобы получить лицензию на совершение валютной операции в следующих случаях:

  • если срок поступления экспортной выручки превышает 90 дней;
  • если срок ввоза импортируемых резидентом товаров превышает 90 дней от даты их оплаты;
  • если резидент уплачивает проценты при возвращении полученного от нерезидента аванса в случае невыполнения обязательств по контракту. Операции, связанные с движением капитала, осуществляются только банками, имеющими лицензию ЦБ РФ.

Существуют три вида лицензий, которые позволяют вести валютные операции: генеральная, расширенная, внутренняя.

Банк, который получает лицензию на осуществление операций в иностранной валюте, обязуется выполнять функции агента валютного контроля за операциями своих клиентов.

Нужно иметь в виду, что абсолютно любые договоры по купле-продаже иностранной валюты за национальную валюту РФ между резидентами и нерезидентами, которые совершаются, минуя уполномоченные банки, считаются недействительными.

Действующее законодательство требует обязательного перевода средств на счета в уполномоченных банках на территории РФ. Перевод иностранной валюты в РФ необходимо осуществить в течение 30 дней с даты осуществления платежа в любой форме в пользу резидента. Резидент не может продлевать срок оплаты требований на нерезидента или обязательств его, а также каким-либо способом уменьшить сумму данных требований и обязательств.

Вместе с тем законодательство предусматривает возможность использования валютной выручки, которая поступило в собственность или распоряжение резидента, за границей только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по которой получена эта выручка.

Нынешнее валютное законодательство также запрещает всем участникам внешнеэкономических связей, а также физическим лицам - резидентам вывозить и пересылать за границу, ввозить и пересылать из-за границы облигации государственных займов, акций российских предприятий и организаций в рублях, вывозить аннулированные ценные бумаги, вывозить, ввозить и пересылать за границу и из-за границы российскую валюту, кроме случаев, предусмотренных действующим валютным законодательством.

Классификация валютных операций

Текущие валютные операции.