Файл: Метод СТЭМ для задачи принятия решений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время, в связи с развитием науки и различных технологий, управление предприятием занимает важное место в успешном его функционировании. Оно направлено на обеспечение адаптивности организации к изменяющимся условиям хозяйствования. Задача управления заключается в выборе лучших способов достижения поставленных целей посредством влияния на управляемые объекты с учетом действия на них различных факторов.

Управление представляет собой непрерывный замкнутый контур, включающий в себя анализ, подготовку и принятие решения, организацию процесса управления и сбор информации о ходе выполнения принятого решения. Эффективность системы управления определяется: характером отношений подсистем и элементов; регламентацией организационных связей внутри структурных подразделений и между ними; регламентацией обязанностей, прав и ответственности в аппарате управления; нормализацией технологии процесса управления. Исследовательский подход к проблемам управления позволяет часть проблем исключать, не решая, добиваясь при этом эффективного результата деятельности организации. В процессе проектирования следует учитывать, что управление предполагает установление цели и ее реализацию в динамике.

Для решения многокритериальных задач с объективными моделями на сегодняшний день являются человекомашинные процедуры (ЧМП). ЧМП представляют собой циклический процесс взаимодействия ЛПР (лицо, принимающее решение) и компьютера. Каждый шаг ЧМП состоит из фазы анализа, выполняемой ЛПР, и фазы расчетов, выполняемой компьютером. Одной из первых человекомашинных процедур является метод STEM, основанный на идее последовательного наложения ограничений на критерии.

На сегодняшний день, метод СТЭМ достаточно эффективен в системе управления организацией для задачи принятия решений и широко применяется в современной управленческой практике.

Объект исследования – метод СТЭМ. Предмет исследования – система управления организацией.

Цель исследования - рассмотреть метод СТЭМ для задачи принятия решений. Задачи, решаемые в ходе работы:

- определить понятие управленческих решений;

- изучить методологию и методы принятия решений;

- охарактеризовать методы управления;

- исследовать методологию проектирования системы управления.

Методологической и теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам совершенствования организации управления. В процессе исследования применялись методы: опроса, моментных наблюдений, экспертных оценок, моделирования, графический, расчетно-аналитический, а также системный подход.


Информационную базу составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа, отчетные материалы предприятия, публикации в периодической печати, а также Интернет-ресурсы.

По структуре работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Методы принятия управленческих решений: теоретический аспект

1.1 Сущность управленческих решений

Управленческая деятельность представляет собой серию непрерывных взаимосвязанных действий, направленных на достижение поставленных целей. Эти действия называются функциями управления и включают в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль. Краткая характеристика этих функций представлена в таблице 1

Таблица 1 - Функции управления

Функция управления

Содержание функции

Планирование

Управленческая функция, представляющая собой выбор целей и разработку мероприятий для достижения этих целей

Организация

Управленческая функция, предусматривающая разработку рациональной организационной структуры управления в целях достижения поставленной цели, распределение видов деятельности, их группировку и координацию, делегирование полномочий

Мотивация

Управленческая функция, с помощью которой осуществляется побуждение работников к достижению поставленной цели, обеспечивается выполне­ние предусмотренных планом заданий и осуществление полно­мочий, которые делегированы руководителем подчиненному.

Контроль

Управленческая функция, обеспечивающая достижение поставленных организацией целей посредством отслеживания хода выполнения работ по достижению целей, выявления отклонений от установленных стандартов и своевременного их устранения

Как видно из данной таблицы, перечисленные управленческие функции направлены на решение различных задач, однако, управленческий процесс только тогда будет реализован эффективно, если все функции будут взаимосвязаны между собой. Таким связующим процессом в организации является процесс принятия управленческих решений. Не приняв соответствующего решения, нельзя реализовать ни од­ну из перечисленных выше функций управления.


Само понятие «решение» неоднозначно и применяют его в одном случае при нахождении определенного варианта действий, в другом – при осуществлении процесса деятельности, в третьем случае рассматривают как конечный результат. Многозначные толкования понятия «решение» относится и к категории «управленческое решение». В теории управления в самом общем виде термин «управленческое решение» трактуется как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как команду, подлежащую выполнению, поступающую от управляющей к управляемой системе.

Рассматривая сущность управленческого решения, можно согласиться с мнением Басовского Л.Е. который считает, что в основе управленческого решения заложена социально-экономическая основа, поскольку оно непосредственно связано с деятельностью человека, осуществляющего руководство другими людьми[1]. Рассматривая социальную сущность управленческого решения, можно выделить такие его свойства, как наличие возможных вариантов действий и выбор наиболее оптимального из них при выполнении поставленной задачи. При этом выбор и принятие вариантов действий осуществляются в результате сознательной деятельности человека, а необходимость и основное его содержание определяются поставленной целью с последующей ориентацией на нее. На социальную сущность управленческого решения указывает также и то, что оно наделено мобилизующими и организационными свойствами, в основе которых находится сознательная деятельность людей. Экономическая сущность управленческого решения проявляется в конкретных результатах, полученных от его реализации. Так, например, если главной целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли, то управленческие решения будут ориентированы на достижение этой цели.

В своей книге «Основы менеджмента» Дэвид Бодди и Роберт Пэйтон помимо социально – экономической сущности рассматривают также организационную, правовую и технологическую сущность управленческих решений. Как отмечают данные авторы, организационная сущность управленческих решений состоит в том, что для их разработки и реализации должны быть привлечены соответствующие ресурсы и организационные возможности, создана информационная и нормативная база, определяющая порядок принятия, согласования и реализации решения, сформирована и введена в действие система контроля[2].

С организационной сущьностью тесно связана правовая сущность управленческих решений. Она выражается в том, что на разработку и реализацию решения влияют национальные законодательные акты, международные обязательства, содержание уставных и иных нормативных документов предприятия. Технологическая сущность управленческого решения проявляется также в необходимости его обеспечения техническими и информационными средствами и ресурсами.


Раскрывая сущность управленческого решения, Борис Григорьевич Литвак, советский и российский историк, рассматривает его как процесс и как явление. Рассматривая управленческое решение как явление, он определяет его как набор мероприятий, направленных на разрешение конкретной проблемы в какой-либо форме. Управленческое решение, как процесс, предполагает выполнение последовательности процедур, обеспечивающих принятие и реализацию решения по конкретной проблеме.

Раскрывая сущность управленческого решения необходимо также отметить, что первооснову процесса его принятия составляют проблемы, с которыми сталкиваются организации в процессе своей деятельности. Современные организации представляют собой сложные открытые системы, активно взаимодействующие с внешней средой. Совершенно очевидно, что организация зависит от энергии, информации, материалов, которые поступают из внешней среды, и в которую организация поставляет результаты своей деятельности в виде готовой продукции, работ, услуг. Сложный характер взаимодействия организации с внешней средой определяет также и сложность проблем, которые возникают в процессе ее функционирования.

Проблема в теории управления – это имеющийся или ожидаемый разрыв между желаемым и фактическим состоянием организации. Из данного определения следует, что в качестве проблемы в теории управления могут рассматриваться с одной стороны как не достижение плановых или нормативных показателей, характеризующих результаты деятельности организации, так и не использованные возможности развития. Как правило, в организации существует целый ряд проблем различного уровня сложности решения, разных по важности, по субъектам и объектам возникновения. Управленческие решение должны быть направлены на решение данных проблем с учетом ресурсных ограничений и взаимосвязи между решениями в организации. Так как различные функциональные аспекты деятельности организации тесно взаимосвязаны между собой, в качестве основных объектов принятия решений должны быть в первую очередь отнесены следующие виды деятельности:

  • Стратегическое планирование;
  • Разработка тактических и оперативных планов;
  • Инновационное развитие;
  • Организация производственных процессов;
  • Маркетинговая деятельность;
  • Развитие организационной культуры;
  • Экономическое и финансовое развитие;
  • Бухгалтерская и кадровая деятельность

Исходя из сущности управленческого решения, можно выделить различные его виды. Наиболее распространена классификация управленческих решений, предложенная американским учеными М. Месконом, М. Альбертом, Ф. Хедоури. В качестве основных критериев классификации они рассматривают уровень программируемости и подходы к принятию управленческих решений. По первому критерию решения делятся на запрограммированные и незапрограммированные, а по второму критерию на интуитивные решения, решения, основанные на суждении и рациональные решения[3].


Запрограммированные решения – это решения, которые можно представить в виде определенного алгоритма, представляющего собой последовательность действий по принятию и реализации решения. Как правило, эти решения принимаются в ситуациях, уже знакомых руководителю.

Незапрограммированные решения – это решения, которые нельзя представить в виде строго определенного алгоритма. Они, как правило принимаются в новых ситуациях, которые нельзя структурировать или которые связаны с неизвестными факторами.

Решение, основанное на интуиции – это выбор, сделанный только на основе того, что он правилен. Такие решения принимаются в новых ситуациях или в том случае, когда у лица, принимающего решения, недостаточно информации для анализа возможных вариантов решения.

Решения, основанные на суждении – это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом лица, принимающего решения. Такие решения принимаются в уже знакомых руководителю ситуациях или ситуациях аналогах.

В отличие от интуитивного решения и решения основанного на интуиции рациональное решение – это решение, обоснованное с помощью объективного аналитического процесса и основанное на сопоставлении различных возможных вариантов решения.

Более детальная классификация управленческих решений осуществлена Весниным Владимиром Рафаиловичем, известным профессором, доктором экономических наук. В качестве основных критериев классификации управленческих решений он рассматривает следующие:

  • стадия жизненного цикла товара (стратегический марке­тинг, НИОКР, ОТПП и др.);
  • подсистема системы менеджмента (целевая, обеспечивающая и т.д.);
  • сфера действия (технические, экономические и др. решения);
  • цель (коммерческие и некоммерческие решения);
  • ранг управления (верхний, средний, низший);
  • масштабность (комплексные и частные решения);
  • организация выработки (коллективные и личные решения);
  • продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);
  • объект воздействия (внешние и внутренние);
  • методы формализации (текстовые, графические, математи­ческие);
  • формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);
  • сложность (стандартные и нестандартные);
  • способ передачи (вербальные, письменные, электронные)[4].

Несмотря на различные подходы к классификации управленческих решений, общим для различных видов решения является то, что они представляют собой одну из возможных альтернатив, которые приближают организацию к желательному для нее состоянию. Отсюда принятие решений представляет собой процесс выбора альтернативы.