Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Каждый человек не зависимо от эпохи развития государства всегда планировал свою деятельность. Это помогало четко сформулировать намеченную цель, а главное, – наметить путь достижения поставленной цели. Грамотное управление невозможно без глубоко анализа и планирования. Фактически планирование – инструмент всех экономик: и плановой, и рыночной, и смешанной.
На уровне предприятий проводится планирование как долгосрочное (стратегическое), так и планирование отдельных операций и работы конкретных подразделений.
В современных российских условиях без взгляда в перспективу минимум на год руководитель предприятия и его собственники не могут представить себе, что необходимо делать для успешного развития предприятия и какие в связи с этим принимаемые решения будут правильными.
Цель курсовой работы – разработка бизнес-плана создания рекламного бюро.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- изучить теоретические основы разработки бизнес-плана;
- предложить бизнес-план создания рекламного бюро.
Объектом исследования в курсовой работе является ИП Наумов М.А., предмет исследования – бизнес-план создания рекламного бюро, занимающегося рекламой в Интеренете.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
1.1 Сущность бизнес-плана
Любой бизнес принято начинать с составления бизнес–плана. Он необходим как инвесторам и кредитным организациям, так и самому предприятию в лице руководства и сотрудников для четкого представления целей, задач, направления развития предприятия, для оценки целесообразности и выгодности принимаемых решений. Так, по мнению В. А. Горемыкина и А. Ю. Богомолова всякий, кто хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. [2, с.5]
Однако, для того чтобы составить бизнес–план, необходимо представить будущий проект в действии. То есть необходимо иметь соответствующие стимулы для разработки бизнес-плана, к числу которых относятся:
- наличие спроса на продукцию, товары и услуги, которые планируются к производству, наличие предварительных соглашений (гарантийных писем) с потенциальными потребителями продукции, выпускаемой созданным предприятием;
- наличие конструкторской, технологической и другой документации для производства того или иного вида продукции;
- наличие производственных мощностей (или возможностей их создания в короткие сроки), сырья и трудовых ресурсов;
- введение на рынок новых видов товаров (услуг);
- поиск инвесторов;
- необходимость стратегического планирования и прогнозирования деятельности предприятия.
Оперировать понятием бизнес – план, не имея четкого представления о его сущности, невозможно. Одним из классических определений данного понятия является предложил В.А. Баринов: бизнес-план – это аналитический документ для планирования предпринимательской деятельности, в котором описываются все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализируются все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем. [1, с. 19]
Бизнес-план имеет двойное предназначение:
1 внутреннее – в случае подготовки бизнес – плана для точной формулировки миссии и задач организации, в целях получения информации об имеющихся ресурсах, возможностях для внутреннего использования;
2 внешнее – при формировании пакета данных об организации, но для внешнего пользователя – инвестора. К примеру, В. З. Черняк указывает, что информация, содержащаяся в бизнес-плане, помогает потенциальным партнерам принять решение о целесообразности и условии ведения дел с организацией, оценить ее финансовую устойчивость и принять в расчет все возможные риски, избежать выдачи кредитов ненадежным клиентам. [6, с. 18]
Существует множество пособий по составлению бизнес-плана: все они похожи и отличаются в большинстве случаев последовательностью разделов. В редких случаях авторы либо объединяют, либо детализируют некоторые из них. Структура во многом зависит от цели создания бизнес-плана и вида предприятия. Для небольших предприятий – это краткое описание проекта (резюме) и основная часть, содержащая расчеты и подробные пояснения и обоснования. Основная часть подразделяется на главы и параграфы, чтобы четко выделить основные положения.
Например, специалисты ГКУ «Бизнес-инкубатор РМ», созданного с целью реализации государственной политики в области поддержки и развития начинающего малого предпринимательства используют следующую структуру бизнес-плана:
1. Резюме (идеи, цели и задачи, суть бизнес – проекта, потребность в финансах, для каких целей они необходимы, краткое описание предполагаемого бизнеса, описание способов действий и мероприятий, предполагаемое начало реализации проекта и др.).
2. Сведения о предприятии и отрасли (описывается планируемая организационная структура (ИП, ООО и др.), учредители, основные клиенты и партнеры.
3. Описание услуги, товара, работ, продукции (назначение, описание, область применения, цели деятельности, анализ идеи, характеристика спроса, слабые и сильные стороны товара (услуги), отличительные качества, технология и квалификация, необходимые в вашем бизнесе, будущий потенциал и др.).
4. Анализ рынка (покупатели (потребители), слабые и сильные стороны конкурентов, размер рынка и его рост, состав клиентуры, влияние конкуренции и др.).
5. План маркетинга (обеспечение конкуренции продукции, ценообразование, схема распространения, сбыта, методы стимулирования и продаж, издержки, перспективы развития бизнеса и оценка эффективности проекта (бизнес-плана) и др.).
6. План производства (имеющиеся и необходимые площади, помещения, оборудование и инструмент, комплектующие и материалы, кадровое обеспечение, транспорт и связь, экологичность и безопасность производства, источники поставки основных материалов и оборудования и др.).
7. Персонал (состав, система оплаты и стимулирования, краткие выводы по планированию количества и состава персонала).
8. Источники и объем требуемых средств (объем средств на реализацию проекта (бизнес-плана), откуда намечается получить эти деньги, в какой форме, источники финансирования).
9. Финансовый план (объем производства, продаж, оценка прибыли и убытков, калькуляция себестоимости продукции, потребность в оборотных средствах, таблица расходов и доходов, прогнозы, срок окупаемости и оценка эффективности бизнеса и др.).
10. Риски и пути их преодоления.
11. Приложения к бизнес-плану (включают в себя документы, подтверждающие или дополняющие информацию, которая содержится в бизнес-плане).
Причем выделенное ранее в тексте курсивом является обязательной составляющей любого-бизнес плана. [4]
Каждый из разделов несет информационную нагрузку в соответствии с наименованием и по-своему важен и необходим в бизнес-плане. Так, к примеру, разделы «Описание продукции», «План производства», «План маркетинга», «Финансовый план» составляют основную часть бизнес-плана, содержат обязательные обоснования и расчеты идеи, а без организационного плана и юридического плана невозможно создание нового предприятия.
Однако при всей очевидной значимости основных разделов некоторые специалисты относят резюме к числу главных, а другие наоборот его недооценивают. К примеру: «Бизнес-план, особенно его резюме, – подчеркивает В. З. Черняк, – может рассматриваться также в качестве рекламного документа, представляющего предпринимателя и его проектное предложение, которое предлагается на рынок». [6, с. 18] Эти выводы сделаны на основе реакции на данный раздел инвесторов: в случае, если резюме проекта заинтересовало их бизнес-план рассматривается далее, в деталях, просматриваются планы производства, расчеты, показатели эффективности. В противном случае проект не спасают даже показатели высокой прибыльности.
1.2 Роль резюме бизнес плана
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана, его предельно сокращенную, сжатую и информативную версию. Резюме является независимым рекламно-информационным документом, который должен убедить предполагаемого инвестора в целесообразности вклада средств в будущее предприятие. Основная задача данного раздела – заинтересовать адресата бизнес-плана в его дальнейшем рассмотрении.
Основные пожелания к резюме:
1. Самое главное требование к резюме – оно должно быть кратким. Авторитетные авторы вслед за предпринимателями и инвесторами утверждают – резюме не должно превышать 4 машинописных страницы – это предел для сложных и масштабных проектов. Для рядовых бизнес-планов идеален объем резюме в одну страницу, на которой инвестор должен увидеть самую главную информацию, которая подтолкнет к инвестированию. Объем резюме также не должен утомлять читателя, а коротко, лаконично выразить основную соль проекта. Все содержание должно быть разбито на абзацы с выделением подпунктов, желательно соответствующих названиям определенных разделов самого бизнес-плана – так инвестор будет знать, где найти заинтересовавший его момент и подробнее его изучить.
2. Текст резюме должен быть прост и понятен даже не специалисту, поэтому желательно все специальные термины заменить на обиходные.
3. В резюме должна включаться следующая информация:
- Название проекта (Например, «Благотворительный фонд «Надежда»).
- Основная идея, цель проекта. Несомненно, у любого коммерческого проекта – это получение прибыли, но будет не плохо если здесь же будет в одно предложение описана социальная сторона проекта, к примеру, предложение потребителю экологически чистого продукта и т.п.
- Полное название, адрес и телефон предприятия, лица – инициатора проекта. Здесь же необходимо указать ответственное за составление проекта лицо, охарактеризовать его компетенцию и профессионализм. Баринов предлагает следующий перечень аспектов, которые так же должный быть описаны в данном пункте резюме:
- краткая история бизнеса в период его создания и роста;
- краткое описание существующей стадии развития бизнеса и среды, в которой он ведется;
- краткое описание распределения акций, ответственности и т.д. и степень участия руководства в принятии стратегических решений;
- краткое описание целей бизнеса (например, указания о добавленной стоимости продукции при переработке и маркетинге);
- описание того, как было решено осуществлять предлагаемый бизнес-план и куда это может привести компанию. Стоит иметь в виду, что данные во-просы следует раскрывать в резюме бизнес-плана только крупномасштабного проекта, предприятия.
Однако и это не полный перечень вопросов, которые могут характеризоваться в резюме. Так, по мнению Ю. Н. Лапыгина и Д. Ю. Лапыгина, в резюме также следует указать и философию бизнеса, а именно:
- видение – образ идеального состояния организации; миссия – предназначение организации, стратегические цели развития;
- стратегия развития организации и суть предполагаемого бизнеса;
- стратегические проекты, стратегические программы; функциональные стратегии, стратегически значимые мероприятия; отношение к организации властей; предполагаемые формы участия инвесторов; наиболее перспективные клиенты;
- отличительные признаки планируемой продукции и услуг. [3, с. 93]
4. Характеристика предлагаемого товара, работы или услуги, их специфические особенности, применяемые технологии и способы предоставления услуг, уникальность характеристик и востребованность со стороны потребителей.
5. Место реализации проекта. Характеристика рынка (емкость, доля предприятия, рынок сбыта), возможности для бизнеса и стратегия их реализации.
6. Конкурентные преимущества, как фирмы в целом, так и предлагаемого товара или услуги, ресурсы предприятия и текущее финансовое состояние.
7. Календарный план реализации проекта – краткий: начало реализации и далее по основным этапам – ввод в эксплуатацию – первая прибыль.
8. Конец резюме должен включать в себя основные финансово-экономические показатели проекта, а именно:
- четко обозначенная величина инвестиций, предполагаемые источники (если кредит, то необходимо указать кредитную организацию и условия предоставления кредитных средств). Если имеется несколько инвесторов, то необходимо указать кто они и объем их инвестиций в проекте;
- общий срок реализации проекта;
- расходы и расходы за рассматриваемый (на планируемый) период;