Файл: Налоги как цена услуг государства(Теоретические основы налогов как цены услуг государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исходя из этого, экономикс обосновали различие в дискреционной и недискреционной фискальной политиках.

Дискреционная фискальная политика – это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами. Эта политика должна иметь разное содержание в зависимости от того, переживает экономика подъем или спад. В периоды спада должна применяться стимулирующая фискальная политика, то есть политика, направленная на увеличение государственных расходов и уменьшение налогового бремени. Сдерживающая фискальная политика должна использоваться в периоды подъема и включать в себя мероприятия по увеличению совокупных налоговых платежей, сокращению государственных расходов.

Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое изменение налогов и государственных расходов, которое происходит в результате изменения ВВП страны. Такая эластичность обеспечивается за счет встроенных стабилизаторов, основным из которых являются налоги. Отслеживая динамику поступления налогов в бюджет, можно оперативно решать вопросы о применении мер дискреционной фискальной политики.

Несмотря на то, что авторы данного подхода синтезировали все лучшее, что было наработано до них в области государственного регулирования, тем не менее, не все их положения применимы в качестве готовых рецептов. Дело в том, что все страны весьма различны по уровню не только своего социально- экономического развития, но и по уровню восприятия и применения идеологии рынка. Противники экономикс отмечают его весьма существенный недостаток – попытку математически объяснить все процессы, происходящие в экономике, что в принципе невозможно[46].

Новым направлением институционального направления является теория общественного выбора. Налог, который платится на основе сознательного индивидуального выбора и собственной оценки характера государственной деятельности избирателем – налогоплательщиком, получил название «налога Кларка», от имени американского экономиста Эдварда Кларка[47]. Кларк формулирует проблему фискального выбора как экономическую теорию демократии, где существует согласие граждан – избирателей оплачивать налогами сделанный ими выбор развития государства. Он научно объясняет зависимость благосостояния налогоплательщиков, как от их собственного поведения, так и от поведения других. Взаимосвязь между общественным выбором и государственными финансами в полной мере реализуется лишь в условиях сознательного и массового участия граждан-плательщиков в деятельности государственных институтов[48]. В свете концепции Кларка, демократия – не только свобода мысли и законопослушной деятельности, но и обременительная фискальная обязанность сознательно оплачивать свободу[49].


Идея Кларка рассчитана на зрелую демократию, где и без чрезмерного официального контроля со стороны государства обществу не угрожает снижение налоговой сознательности граждан к критическому уровню. По Кларку, в идеальных условиях полной демократии и абсолютного совершенного гражданского общества налоговая система должна действовать в режиме добровольного самообложения. Поэтому демократическому обществу, которое сделало выбор в пользу социально-ориентированной рыночной экономики, нужно находить равновесие между принуждением и самообложением, между бременем и выгодами налогообложения[50]. В качестве примера могут выступить скандинавские страны, где уровень налогообложения достигает более 50 % ВВП. Такое положение возможно только в условиях эффективного использования налоговых поступлений.

Ценой общественных благ выступают налоги. И эффективность налоговых взаимоотношений государства и его субъектов можно определить через коэффициент, соотнося сумму общественных благ и трансфертных платежей к сумме налоговых поступлений.

Если коэффициент соотношения не опускается ниже 80 %, то можно говорить, что высокий уровень налогообложения оправдывает себя и высокая предельная полезность изъятых государством обязательных сборов с налогоплательщиков не нарушается. Например, в Швеции уровень налогообложения достигает 51 % ВВП, а коэффициент соотношения достигает 85 %. Следовательно, высокий уровень налогообложения не влияет на темпы экономического развития и благополучие граждан, так как налоги уплачиваются с максимально предельной полезностью – 85 % и минимальной общественной жертвой в 15 %[51]. На наш взгляд, высокий уровень налогообложения при широкой социальной защите населения может иметь в долгосрочном периоде и недостатки. Не все предприниматели согласны оплачивать высокие налоги, что негативно отражается на их желании развивать бизнес, увеличивать свой доход. Этому не способствует и высокий размер пособий, порождающий иждивенческие настроения у его получателей. Такое положение получателей пособий не стимулирует их к поиску работы, вовлечению в круг налогоплательщиков[52].

Понятие оптимальной налоговой нагрузки – категория скорее качественная. Количественные показатели оптимума налоговой нагрузки должны меняться в соответствии с конкретными экономическими условиями и уровнем развития конкретной национальной экономики[53].


Существенные коррективы в поиске инструментов государственного регулирования внес кризис 2008 г., который обнажил глобальные кризисные явления. Изменившиеся экономическая, социальная, демографическая, экологическая ситуации требуют совершенно нового подхода. Как использовать регуляторы, в том числе и налоговые только предстоит решить. Поэтому налоговые администрации стран ОЭСР вынуждены объединить свои усилия и изучать новые и зарождающиеся тенденции в практике различных стран[54].

Центр внимания перемещается к изучению и расширительному толкованию элементов налога. В качестве субъекта налогообложения надо рассматривать не отдельное юридическое лицо, а взаимосвязь лиц, имеющих тесные хозяйственные связи. Введение института консолидированного налогоплательщика является только первым шагом на пути определения субъекта налогообложения.

Актуальность приобретают вопросы повышения эффективности налогового администрирования. Использование проверенных способов и методов контроля, направлений реализации контрольной работы уже не соответствует новым вызовам. В связи с этим необходим поиск инструментов, привлечение и вовлечение в орбиту налоговых правоотношений новых субъектов, расширение объектов, изменение подходов к определению налоговых баз с учетом специфики развития каждой страны.

Выводы.

Налог - это специфическая, иррациональная и монопольная цена услуг государства, связанная с выполнением своих функций. В качестве основного критерия оценки монопольной цены государственных услуг принято использовать показатель налогового бремени, что на наш взгляд не соответствует современным реалиям развития экономики. Налоговое бремя - это форма монопольной цены государственных услуг. Однозначно, налоговое бремя не может быть критерием установления равновесного совокупного налога.

Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении. Налоги - не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория.

Анализ приведенных теоретических воззрений позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях важность приобретают вопросы определения размера совокупной налоговой нагрузки, дифференцированной по видам деятельности и регионам в зависимости от целей и задач государства, а также повышение прозрачности использования государственных средств, что позволит повысить осознанность необходимости уплаты налогов, привлечения населения к обсуждению направлений расходования средств.


Глава 2. Анализ поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации

2.1. Анализ налоговых доходов консолидированного и федерального бюджетов РФ

В 2015 г. бюджеты всех уровней столкнулись с падением доходов, в результате чего дефицит консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов (консолидированного расширенного бюджета) составил более 2,8 трлн. руб. (3% ВВП). В 2014 г. дефицит был в три раза меньше - 1 % ВВП.

Налоговые доходы и страховые взносы на обязательное социальное страхование, которые составляют основную долю доходов консолидированного бюджета (более 70%), практически не пострадали, несмотря на падение цен на нефть, обесценение рубля и спад производства. В номинальном выражении они выросли. Причем, прирост поступлений взносов на социальное страхование полностью компенсировал инфляцию (рис. 1).

Рисунок 1 - Структура доходов и темпы роста доходов консолидированного (расширенного) бюджета в 2014-2015 гг.[55]

Налоговые доходы консолидированного бюджета по итогам 2015 г. составили 15,5 трлн. руб., что на 7,7% больше значения предыдущего года. Однако с учетом инфляции налоговые доходы в реальном выражении сократились на 5,4%. Структура налоговых доходов изменилась незначительно (рис. 2).

Рисунок 2 - Налоговые доходы консолидированного (расширенного) бюджета в 2014-2015 гг. [56]

Удельный вес поступлений государственной пошлины, налогов на совокупный доход, налогов на товары и услуги, реализуемых на территории РФ, остался практически неизменным.

В 2014 г. удельный вес этих поступлений составлял, соответственно, 0,8%, 2,2% и 22,1%. А по итогам 2015 г. – 0,9%, 2,2%, 22,3%. Больше всего выросла доля налога на добычу полезных ископаемых и прочих платежей за пользование природными ресурсами, хотя этот прирост составил лишь 0,6 процентных пункта: с 20,4% в 2014 г. до 21,0% в 2015 г.


В целом, несмотря на падение выпуска, которое составило 3,7%, налоговые доходы консолидированного бюджета показывают высокую устойчивость к циклическим колебаниям. Так, в 2014 г. они составляли 18% от ВВП, а в 2015 г. – 19%.

Главной причиной сокращения нефтегазовых доходов в 2015 г. является резкое падение цен на нефть – 48% (исходя из среднегодовых цен нефти сорта «Юралс»). Однако, конструкция налога на добычу нефти такова, что учитывает не только цену нефти, но и курс доллара. Ослабление рубля в 1,6 раза, а также повышение ставки налога с 493 до 766 руб./тонн. позволили не только сохранить поступления на прежнем уровне, но и несколько увеличить нефтегазовые доходы бюджета от НДПИ.

Снижение поступлений от вывозных пошлин на нефть определилось падением цен на нефть, поскольку ставка пошлины напрямую зависит от ситуации, сложившейся на мировых рынках сырья. Кроме того, падение мировых цен вынудило Правительство РФ пересмотреть методику расчета ставок таможенных пошлин на сырую нефть и товары, выработанные из нефти, в сторону их снижения. Если в 2014 г. ставка вывозных таможенных пошлин в среднем за год составила 366,7 долл. за тонну, то в 2015 г. экспортеры уплачивали пошлины в среднем по ставке в три раза ниже: 120,3 долл. за тонну (рис. 3).

Рисунок 3 - Ставки таможенных пошлин и мировая цена нефти сорта «Юралс» в 2014-2015 гг. [57]

Объемы добычи нефти в 2015 г. практически не изменились по сравнению с 2014 г., а экспорт нефти, напротив, вырос на 9,4%. Следовательно, главным фактором сокращения нефтегазовых доходов (в части вывозных таможенных пошлин) стало снижение ставок таможенных пошлин, обусловленное как изменением методики их расчета, так и снижением цен на нефть.

2.2. Анализ налоговых доходов консолидированных региональных бюджетов

По итогам 2015 г. доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сложились в сумме 9 308,2 млрд руб. (11,6% ВВП). По сравнению с 2014 г. доходы бюджетов субъектов РФ увеличились на 4,5%, что существенно ниже темпов инфляции.

В 2015 г. основными источниками доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ остаются налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций, за счет которых формируется 30,2% и 22,6% всех доходов. По сравнению с 2014 г. поступления НДФЛ увеличились на 4,3%, а
налога на прибыль - на 7,3%, что существенно ниже темпов инфляции. Третьим по значимости источником доходов являются трансферты из федерального бюджета (дотации, субсидии, субвенции), за счет которых формируется 17,4% всей суммы доходов. Эти поступления сократились и составили всего 96,8% прошлогодних значений.