Файл: Особенности организации бухгалтерского учета: определение, цели, задачи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Основой эффективной деятельности любой организации выступает четко налаженная система учета и контроля. Независимо от формы собственности, организации необходим бухгалтерский учет, как база, подтверждающая юридическую и финансовую обоснованность действий организации, ее взаимодействия с органами государственного управления и правопорядка, и соблюдения установленных норм и правил.

Информация, полученная из бухгалтерского учета, является основой для принятия большей части управленческих решений. Данные, которые сгруппированы и детализированы по соответствующим признакам, позволяют сделать вывод о финансовом состоянии организации и перспективах ее развития, оценить финансовые риски и сформировать инвестиционные программы. На базе учетных данных формируется бухгалтерская и статистическая отчетность, откуда общество узнает о состоянии и развитии народного хозяйства.

Оперативность и качество бухгалтерской информации во многом зависит от того, насколько рационально организован бухгалтерский учет и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерской службы.

Можно заметить, что бухгалтерский учет присутствует повседневно в нашей жизни, даже когда мы идем в магазин или отдаем деньги, ранее взятые у знакомых, покупаем акции, чтобы потом получить прибыль с них. Но, чтобы правильно вложить свои деньги в какое – либо предприятие необходимо узнать его положение на рынке, его доходы, расходы, то есть является ли оно прибыльным или убыточным.

Исходя из вышесказанного, можно заметить, что изучение основ бухгалтерского учета играет немаловажную роль в нашей хозяйственной жизни.

Итак, целью данной курсовой работы является изучение сущности, задач и функций бухгалтерского учёта.

Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть особенности организации бухгалтерского учета на предприятиях малых форм бизнеса их цели и задачи;
  • -исследовать организацию системы бухгалтерского учета в ООО «Вязниковская швейная фабрика»;
  • -рассмотреть практику учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в ООО «Вязниковская швейная фабрика»;
  • -исследовать формирование и учет конечного финансового результата деятельности предприятия
  • -предложить направления по повышению эффективности организации бухгалтерского учета на предприятии.
  • Объектом исследования является бухгалтерский учет, предметом исследования система организации бухгалтерского учета в ООО «Вязниковская швейная фабрика»;

Теоретической основой исследования являются работы российских ученых и практиков по организации бухгалтерского учета на предприятиях, таких как Горячева О.П., Любушин Н.П., Лукашов Р.В., Крышкин О Н., Шишкоедова Н.Н, Бычкова С.И. и др. Нормативные акты, годовые отчеты ООО «Вязниковская швейная фабрика»,учетная политика.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Глава 1 Особенности организации бухгалтерского учета: определение, цели, задачи

1.1    Организация бухгалтерского учета

При организации бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, которые являются юридическими лицами по законодательству РФ, следует руководствоваться едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», утвержденным ГД РФ от 06.12.11 г. № 402-ФЗ, Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н и другими положениями по бухгалтерскому учету. Основным нормативным документом, регулирующим малое предпринимательство в РФ, является Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут предусматриваться следующие меры:

- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий; упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

- упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности; льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

- особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);


- меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- иные меры, направленные на обеспечение реализации целей и принципов Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ.

Учетный процесс организует главный бухгалтер. Он подчиняется непосредственно руководителю организации. Организация учетного процесса на малом предприятии начинается с учетной политики для целей бухгалтерского учета. Учетную политику организации составляет главный бухгалтер, а утверждает своим приказом руководитель организации. В ней описываются особенности учетного процесса на предприятии, отражается методология и применяемые методы бухгалтерского учета, вопросы составления и представления бухгалтерской отчетности (внутренней и внешней). При формировании учетной политики главный бухгалтер определяет структуру бухгалтерской службы. При организации и ведении бухгалтерского учета в организациях, являющихся субъектами малого предпринимательства, следует руководствоваться общими требованиями бухгалтерского и налогового законодательства. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут их руководители. В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», утвержденным ГД РФ от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.

Руководитель малого предприятия в зависимости от объема учетной работы вправе:

- создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

- ввести в штат должность бухгалтера;

- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специальной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтеру-специалисту;

- вести бухгалтерский учет лично.

Основной принцип организации бухгалтерского учета в любой организации - это максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач.

Для малых предприятий он особенно актуален в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность [4].


Следовательно, процедуре первичной постановки или реформирования бухгалтерского учета организации предшествует изучение тех задач, которые он должен в ней выполнять.

Грамотная постановка бухгалтерского учета в организации позволяет:

-обеспечить сохранность имущества;

-обеспечить эффективность управления ресурсами;

- исчислить финансовый результат деятельности;

-определить налоговые обязательства.

Знать эти задачи крайне важно для руководителя любой организации, так как выбор оптимальных путей их решения является основой для построения эффективной системы бухгалтерского учета и, что более важно, управления организацией. Малое предприятие вправе самостоятельно выбирать форму бухгалтерского учета, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников [5].

Таким образом, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме.

Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т. п.).

1.2 Задачи и функции бухгалтерского учета

Перечислим основные задачи, которые стоят перед бухгалтерским учётом на современном этапе развития экономических отношений:

- формирование полной и достоверной учетной информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, необходимой как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчётности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйствующим субъектом хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствие с утверждёнными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Первая задача бухгалтерского учета исходит из интересов руководителей, учредителей, участников и собственников имущества организации, инвесторов, кредиторов, покупателей и других заинтересованных сторон. Бухгалтерская информация должна быть полной и достоверной, то есть предоставлять пользователям все необходимые данные о деятельности хозяйствующего субъекта, его имуществе, обязательствах, результатах деятельности, а значит, быть полезной администрации предприятия и другим, заинтересованным в информации лицам.


Вторая задача состоит в том, что в системе бухгалтерского учета необходимо формировать данные для контроля за соответствием фактов экономической деятельности законодательству Российской Федерации. Такая информация предназначена для подтверждения целесообразности хозяйственных операций, рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Третья задача направлена на повышение эффективности управления хозяйственной деятельностью организации [15, с.37].

Таким образом, можно сказать, что задачи бухгалтерского учёта меняются в зависимости от развития экономики. Бухгалтерский учёт – это не только регистратор и хранитель информации; его главное назначение - обеспечить систему управления экономикой предприятия своевременной, достоверной, понятной руководителям различных уровней учётно-экономической информации. Бухгалтерский учёт является наукой уникальной: насколько известно, задачи или цели, стоящие перед другими научными дисциплинами, законодательно не регламентируются.

В системе управления бухгалтерский учет выполняет следующие функции: информационную, контрольную, аналитическую и функцию обратной связи.

Экономическая информация, характеризующая фактическое состояние хозяйственной деятельности, формируется в системе хозяйственного учета. В бухгалтерском учете регистрируется, накапливается и обобщается информация о состоянии имущественных средств хозяйствующего субъекта и имущественных отношений с другими хозяйствами, о работе и результатах. Следовательно, бухгалтерский учет отражает, создает комплексную информацию во всех областях хозяйственной деятельности. Все многочисленные хозяйственные операции документируются, накапливаются по определенным признакам, сводятся в учетных регистрах, отражаются на счетах бухгалтерского учета, затем полученные данные обобщаются в формах бухгалтерской отчетности.

Требования к информации, формируемой в российском бухгалтерском учёте, включают в себя требования полноты, уместности, надёжности, нейтральности, сравнимости, своевременности и др. Информация будет уместна, если помогает пользователям принимать правильные решения на основе полученных сведений. Надёжность информации определяется тем, что она не содержит существенных ошибок и объективно отражает факты хозяйственной деятельности. Нейтральность означает свободу информации от односторонности и ориентации на определённых пользователей Пользователи учётной информации должны иметь возможности сравнивать показатели бухгалтерской отчётности за разные периоды времени, для того, чтобы определить тенденции в финансовом положении и финансовых результатов деятельности предприятия.