Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
1.1 Факторы проектирования и выбора организационных структур
1. 2 Особенности организационных структур машиностроительной отрасли
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «СИБУР»
Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины.[6]
Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узко специализированы, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.
Среднее машиностроение размещается в разных районах, в том числе:
а) автомобилестроение:
– производство грузовых автомобилей большой грузоподъемности в городах Москва, Набережные Челны;
– производство грузовых автомобилей в средней и малой грузоподъемности в городах Нижний Новгород, Брянск, Миасс, Ульяновск;
– производство легковых автомобилей в городах Нижний Новгород, Москва, Тольятти, Ижевск, Серпухов;
б) станкостроение размещается в районах с развитым машиностроением, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры (Москва, Санкт-Петербург);
в) тракторостроение ориентируется на районы потребления и отчасти – на сырьевые базы (Волгоград, Челябинск, Владимир, Санкт-Петербург и д. р.).
Автомобильная промышленность – сильно развитая, типичная для среднего машиностроения отрасль. Автомобильная промышленность включает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях.
Сегодня многие российские машиностроительные предприятия сталкиваются с множеством проблем. В их числе роль высшего руководства компаний и его взаимоотношения с аукционерами; острая нехватка оборотных средств; устаревший ассортимент выпускаемой продукции; отсутствие информации о новых и потенциальных рынках сбыта; неразработанность маркетинговой стратегии компании и др. Одной из крупных проблем является неэффективность организационной структуры компаний, мало приспособленных для работы в условиях ранка.
Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяют разнообразие возможных видов организационных структур управления машиностроительных предприятий.[7]
Линейный используется в системах управления производственными участками, отделами, цехами. Он не рассчитан на управление большим предприятием, так как не включает в себя научные и проектные организации, разветвленную систему связей с поставщиками и потребителями.
Функциональный тип практически не используется как единоличная организационная структура. Однако, на основе организационной структуры строится производственная структура Предприятия, то есть конкретный состав цехов, подразделений и служб предприятия в зависимости от типа производства и выбранной организации производства (по технологическому или предметно-замкнутому принципу) и размеров предприятия. Таким образом, функциональная структура предприятия является базой для разработки производственной структуры, на основе которой создается организационная структура управления с учетом выбранной системы.
Смешанная структура (линейно-функциональная) является наиболее приемлемой. При ней функциональные подразделения действуют на правах штаба при линейных руководителях, помогая им в решении отдельных управляющих задач. Примером эталонной организационной структуры может стать система управления таким крупным машинным предприятием, как «АВТОВАЗ» (Приложение В).
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «СИБУР»
Основными экономическими целями функционирования машиностроительного предприятия «Сибур» в рыночных условиях являются максимизация прибыли, повышение эффективности производства, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива.
Основные задачи функционирования ОАО «Сибур»:
– изготовление машиностроительной продукции (автомобилей);
– торгово-закупочная, коммерческая деятельность;
– организация новых производств путем привлечения производственных, научно-технических, социально-культурных и бытовых предприятий и организаций;
– организация сети структур по реализации и сбыту продукции, включая деятельность по поиску и приобретению сырья, средств производства, технологии для организации;
– осуществление редакционной, информационно-издательской и рекламной деятельности;
– содействие разработке и внедрению на предприятии передовых технологий, изобретений и открытий на основе отечественных и зарубежных патентов, лицензий «ноу-хау» с целью налаживания производства наукоемкой, научно-технической продукции;
– развитие материальной базы социальной сферы, строительство и эксплуатация спортивных, физкультурно-оздоровительных, медицинских, жилищно-бытовых объектов, предприятий и пунктов общественного питания и т.д.;
– реализация комплексной целевой программы социального развития;
Основными видами деятельности предприятия являются:
– маркетинговая;
– инновационная;
– производственная;
– экономическая;
– инвестиционно-финансовая;
– логистическая;
– сбытовая;
– кадровая;
– информационная.
Производственная деятельность является определяющей, так как основные цехи, потребляющие до 80 % всех инвестиций предприятия, осуществляют выпуск готовой продукции.
На предприятии и в производственных подразделениях протекает производственный процесс, который характеризуется совокупностью используемого технологического оборудования, организованных в определенной последовательности процессов труда и естественных процессов, посредством которых сырье и материалы превращаются в готовую продукцию. В процессе производства взаимодействуют средства и предметы производства, сам труд для создания изделий и реализации сопутствующих услуг.
Ключевые этапы производственного процесса:[8]
– получение и складирование заготовок;
– доставка заготовок к рабочим позициям;
– различные виды механической обработки;
– перемещение полуфабрикатов между рабочими позициями;
– контроль качества;
– хранение на складах;
– сборка изделий;
– испытание, регулировка;
– окраска, отделка, упаковка и отправка.
Производственный процесс протекает в цехах, на производственных участках и рабочих местах. Цехом называется основное производственное подразделение предприятия, выполняющее возложенную на него определенную часть производственного процесса. Состав цехов машиностроительного завода, порядок и формы их кооперирования по выполнению производственного процесса называют производственной структурой предприятия. При выборе и проектировании производственной структуры машиностроительного предприятия должно быть установлено деление предприятия на соответствующие структурные подразделения, определены формы их специализации и кооперирования. Производственная структура предприятия не может быть неизменной. Технический прогресс, развитие специализации и кооперирования предприятия может потребовать пересмотра производственной структуры, создания новых цехов, перепланировки площадей, изменения производственной мощности и др. Структура завода должна обеспечивать наиболее правильное сочетание во времени и пространстве всех звеньев производственного процесса. Производственная структура служит основой для построения организационной структуры.[9]
В зависимости от состава предприятия и этапов производственного цикла машиностроительный завод относится к виду с полным производственным циклом, включающим все этапы изготовления машины (он имеет все основные цеха: заготовительные, обрабатывающие, сборочные).
В зависимости от размера производственной программы, характера продукции, а также технических и экономических условий осуществления производственного процесса производство ОАО «Сибур» относится к серийному типу. Серийное производство занимает промежуточное положение между единичным и массовым производством.
Здесь изготовление деталей производится партиями и сериями, состоящими из одноименных, однотипных по конструкции и одинаковых по размерам деталей, запускаемых в производство одновременно. Основным принципом этого вида производства является изготовление всей партии (серии) целиком как в обработке деталей, так и в сборке. Серийное производство изделий осуществляется на основе использования поточных методов обработки деталей и конвейерной сборки изделий.
Производственный процесс в этих условиях является более устойчивым и автоматизированным. Высокий уровень организации конструкторской, технологической подготовки и автоматизации этого типа производства обеспечивает достижение «зрелости» изделий и их стандартизации.
Объектами производства на машиностроительном предприятии является продукция, выпуск которой осуществляется на основе своевременно и качественно проведенной технической подготовки производства, заключающейся в разработке конструкторских чертежей, технологических процессов, нормирования и эффективного планирования этого процесса.
Производственные подразделения акционерного общества машиностроительного профиля, специализирующиеся на выполнении литейных, кузнечных работ (заготовительная фаза производственного процесса), работ по механической, термической и другим видам обработки деталей (обрабатывающая фаза), а также работ по сборке изделий, образуют основное производство в ОАО «Сибур» и отдельно в каждом его подразделении. В рамках машиностроительного предприятия подразделения объединены единым производственным процессом, и поэтому производственные связи между ними не разрываются. Изменяются только экономические отношения и отношения управления.
На машиностроительном предприятии «Сибур» к основному производству относятся заготовительные, обрабатывающие и сборочные цехи. Производственные подразделения (цехи) основного производства связаны и взаимодействуют с инструментальными, ремонтно-механическими и энергетическими цехами вспомогательного производства.
Сущность управления производством заключается в том, что оно обеспечивает:
– выделение ресурсов, которые гарантируют выполнение производственных программ;
– реализацию поставленных целей;
– определение параметров номенклатуры, количества, качества, сроков и стоимости выпускаемых изделий;
– осуществление контроля хода производства;
– выявление и предотвращение внутренних и внешних негативных изменений и воздействий на запланированный ход производства;
– эффективное использование материальных, трудовых, финансовых и информационных ресурсов в управлении производством;
– стабильность в выполнении производственных заданий.
Построение организационной структуры предприятия является важным условием его эффективного функционирования. Наиболее полный перечень принципов формирования структуры управления таков:
1) принцип единства распорядительства и персональной ответственности исключает двойственность подчинения и возможность получения противоречивых указаний;
2) соответствие звеньев управления функциям управления;
3) принцип четкого функционального разграничения – каждое звено должно иметь четко очерченные функции, не затрагивающие функций других подразделений;
4) принцип установления точных границ между линейным и функциональным руководством. Линейное руководство – управление производством, функциональное – помощь линейному руководству;
5) принцип распространенности контроля, то есть правильное определение нормы управляемости;
6) принцип минимизации ступеней управления: чем меньше ступеней в структуре, тем более гибко и оперативно будут приниматься меры на случай любых осложнений, а следовательно, эффективнее будет работа предприятия в целом;[10]
7) сосредоточение на каждой ступени всех необходимых функций управления;
8) принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица;
9) принцип рационального сочетания централизации и децентрализации выполнения функций. При децентрализации руководства повышается активность низовых звеньев управления, которые ближе находятся к производству. При централизации создаются условия для эффективного применения современных средств управленческой техники, специализации подразделений и исполнителей, однако при этом может пострадать оперативность принятия и реализации решений, значительно понизятся активность и ответственность нижестоящих звеньев;