Файл: формы проявления девиантного поведения в организации (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК В ЧАСТНОЙ, ТАК И В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК В ЧАСТНОЙ, ТАК И В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Понятие и сущность определения индивидуальная девиация
1.2 Формы проявления девиантного поведения в организации и их классификация
ГЛАВА II. ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
Психологические формы проявления, в свою очередь, выстраиваются на основе следующих критериев:
- вид нарушаемой нормы;
- психологические цели поведения и его мотивация;
- результаты данного поведения и ущерб им причиняемый;
- индивидуально-стилевые характеристики поведения.
В психологических подходах большинство авторов, в том числе Ю.А.Клейберг, выделяют три основные группы поведенческих девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество)(4).
В зависимости от способа взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества, В.Д.Менделевич выделяет 5 видов девиантного поведения:
1) делинквентное;
2) аддиктивное;
3) патохарактерологическое;
4) психопатологическое;
5) на базе гиперспособностей.
Делинквентное поведение - это поведение, нарушающее социальные и правовые нормы. Под аддиктивным поведением понимается такое поведение, при котором происходит изменение психического состояния посредством приема психоактивных веществ (ПАВ) или через постоянную фиксацию внимания на развитие и поддержание интенсивных эмоций (например, религиозный или спортивный фанатизм, Интернет-зависимость, гемблерг, т.е. патологическая склонность к азартным играм и т.д.). Патохарактерологический вид девиации обусловлен процессом воспитания, психопатологический – проявлениями психических заболеваний. Особым видом девиантного поведения являются девиации, обусловленные гиперспособностями человека.
Среди всех этих видов девиантного поведения первый – делинквентное поведение, в крайних своих формах являющееся уголовно наказуемым деянием, наиболее часто становится в центр общественного внимания.
Поэтому на практике чаще используется более узкий смысл понятия девиантного поведения. Дело в том, что в реальной общественной жизни практически невозможно обеспечить полное, абсолютное соблюдение всех норм. Поэтому многие девиации допускаются: с ними мирятся, но в определенных пределах, не нарушающих целостность социальной системы. Если же какой-либо вид девиантного поведения грозит ее функционированию (например, преступность), к нему применяют социальные и правовые санкции.
Выделение отдельных видов отклоняющегося поведения и их систематизация по схожим признакам являются условными, хотя и оправданными в целях научного анализа. В реальной жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуально окрашенным и неповторимым.
В первой главе мы описали определение понятия индивидуальной девиации как отклоняющееся поведение личности, охарактеризовали формы его проявления в обществе.
Каждая наука имеет свой предмет изучения, свой понятийный аппарат, с помощью которого выявляются закономерности, тенденции, упорядочиваются изучаемые явления и их причинно-следственные связи, описывается объект исследования, обобщается эмпирическая информация, формулируются умозаключения и выводы, делаются прогнозы. Все это в равной степени относится и к психологии девиантного поведения, которая также имеет свои предмет и специфические термины, отличающие ее от других областей научного знания.
Разобрав вопрос девиации в первой главе, мы пришли к выводу, что психология девиантного поведения — отрасль психологического знания, изучающая многогранные явления и процессы, охватывающая своим вниманием большой объем специфических понятий и терминов, связанная в силу своего предмета со многими областями социальных и естественно- научных дисциплин.
По мнению Т.А.Хагурова, базовый методологический принцип социологического подхода к изучению девиантности можно сформулировать так: девиатность социально определена, и никакое поведение само по себе девиатным не является, но становится таковым при отклонении от социально-признанных стандартов.(5)
Как мы уже говорили ранее, нормально все то, что встречаешься чаще, чем в 50% случаев и в соответствии с законом нормального распределения 2-3% людей по обе стороны от «нормального» большинства будут иметь выраженные нарушения поведения по определенному качеству, что и объясняется высказыванием вышеуказанного Доктора социологических наук.
Также, мы смогли классифицировать девиантное поведение на три большие группы, характеристики которых так или иначе находят отражение друг в друге и в чистом виде одно направление не может существовать.
Далее во второй главе на примере кейса будут рассмотрены формы проявления девиантного поведения человека в организации и, предложены варианты решения поставленной проблемы и пути ее устранения.
ГЛАВА II. ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Разбор кейса по выбранной теме
Рассмотрим одну из форм проявления девиации по социологическому направлению по типу нарушаемой нормы - пьянство.
В крупной развивающейся компании в отделе, занимающемся разработкой сайтов, работает главный разработчик Михаил – создает дизайны проектов для заказчиков. Его специальность творческая, так как он, беседуя с заказчиком, сам набрасывает свои представления об их сайте. Михаил работает в компании на этой должности уже четыре года, и все его проекты были успешны и приносили большую прибыль компании. Он является ценным сотрудником. Но в последнее время коллеги по разработке стали замечать за Михаилом, что он не укладывается в сроки, опаздывает на работу, приходит в непотребном в виде с запахом алкоголя, замкнулся в себе и вообще качество его работ резко ухудшилось. Коллектив стал переживать за свой проект за то, что вовремя сдать заказ они не успеют. Поэтому необходимо выяснить причину изменения поведения Михаил. Для этого сотрудники обратились к HR-специалистам с данной проблемой.
Для начала, отдел по работе с персоналом объединяет свои усилия с психологом, для более корректного выявления причины поведения Михаила. Психолог проводит беседу с сотрудником для диагностирования у него проблемы. Изучает и оценивает особенности его личности, вникает в мир его интересов и потребностей. Важно определить все негативные и позитивные явления, происходящие в его жизни. Психолог произвел диагностику проблемы.
В ходе беседы выяснилось, что от него решила уйти жена и, очевидно, что он самостоятельно не справляется с этой проблемой и прикладывается к алкоголю. Так как он столкнулся с семейной проблемой, то психолог определил, что это зависимая форма отклоняющегося поведения – достаточно распространенный вид девиации, в той или иной степени они затрагивают любую семью.
Зависимое поведение личности представляет серьезную социальную проблему. В выраженной форме оно может иметь ряд негативных последствий: утрата трудоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений и так далее.
Условно можно выделить нормальную и чрезмерную зависимость.
Нормальная зависимость – это зависимость от жизненно важных объектов (воздух, вода, привязанность к родителям, супругам, друзьям).
Склонность к чрезмерной зависимости порождает проблемные симбиотические отношения или зависимое поведение.
Очевидно, что Михаил был зависим от своей супруги, что и подломило и его профессиональный и личный настрой. Он, употребляя алкоголь, стремится к изменению психофизического состояния. Эти изменения представляют собой непрерывный процесс – в начале влечение безобидное, с постепенным усилением зависимости и исход.
Так как Михаил не в силах самостоятельно справится с этой проблемой, то по концептуальным моделям зависимых форм поведения ему присуща модель болезни – зависимость представляется заболеванием и требует специализированной помощи.
Но, для профилактики и лечения необходимо различать понятия «алкоголизм» как болезнь и «пьянство» как неумеренное употребление спиртных напитков, не приводящее к развитию признаков алкоголизма, так как при лечении алкоголизма применяются меры медицинского характера, а при борьбе с пьянством – меры педагогического и общественного воздействия.
Следует отметить, что далеко не каждый человек, столкнувшийся с такой же проблемой как у Михаила, прикладывается к бутылке. Такое поведение со стороны Михаила проявилось в силу слабоволия, болезненного переживания неудач. Употребляя алкоголь, по мнению Михаила, он релаксирует, так как вызывается эйфория, что приводит к «психологическому комфорту».
Проанализировав проблему, психолог проводит первичную профилактику алкоголизма для предотвращения возникновения нарушения или болезни, чтобы предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто путем:
- развития и усиления мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует;
- направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявления своей личности, окружающей среды;
- усиления адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни;
- воздействия на факторы риска с целью их уменьшения;
- развития процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самосознанием, поведением, изменением, развитием);
- развития социально-поддерживающего процесса.
Далее производится вторичная профилактика, представляющая собой систему психокоррекционных мероприятий – изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения:
- формируется мотивация на полное прекращение употребления алкоголя;
- формируется мотивация на изменение поведения;
- формируется стратегия поиска социальной поддержки;
- осознание формирующейся зависимости от алкоголя как проблемы личности;
- анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от алкогольных препаратов.
Третичная профилактика пьянства (в конкретном случае) направление на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшения вероятности повтора заболевания.(6)
Для разработки конкретных рекомендаций с целью помочь Михаилу справиться с его проблемами, определим его тип характера, чтобы понимать мотивы его поведения.
Для начала попросим Михаила пройти тест по методике определения акцентуаций характера К.Леонгарда (в приложении 1).
По результатам проведенного теста, мы видим, что в характере Михаила преобладают демонстративный тип (высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения) и тревожно-боязливый тип (основная черта – склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности), а также педантичность (ригидность, инертность психических процессов о долгом переживании травмирующих событий).
С учетом этих акцентуированных черт характера психолог предлагает следующие мероприятия, направленные на реабилитацию Михаила.
Чтобы помочь Михаилу отвлечься от семейных переживаний можно предложить ему смену деятельности или делегировать ему важные задания с большой степенью ответственности, чтобы он был максимально вовлечен в процесс работы и мог абстрагироваться от проблем.
Также, можно направлять его на курсы по разработке дизайна проектов. Там он и познакомится с новыми интересными людьми, получит опыт, необходимый для его работы и работы всего отдела, и опять же сможет отвлечься.
Можно отправить его с оздоровительный санаторий, чтобы он мог расслабиться, получить удовольствие от отдыха, избавиться от стресса и напряжения и забыть о своих трудностях личной жизни.
Именно досуг и его содержание влияет на образ жизни. Люди, которые его окружают тоже занимают немаловажное место в его интересах. Если найти замотивированных людей каким-нибудь интересным делом, который может быть по душе Михаилу, то коллективный дух найдет свое отражение в любом случае. Ему нужно почувствовать, что он является важной частичкой этого общества, быть признанным, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку другим его участникам. А связано это с тем, что занятия творчеством, занимательным досугом или интеллектуальной деятельностью создают стабильную ситуацию успеха, на фоне которой реабилитационные процессы происходят быстрее и имеют устойчивый характер.
Так как Михаил является уникальным и ценным специалистом в области разработки дизайн-проектов, коллективу просто необходимо оказать ему поддержку, так как потеря такой важной единицы для коллектива окажет очень негативный эффект на прибыль компании.