Файл: Понятия «затраты», «расходы», «издержки» (Расходы, затраты, издержки: основные понятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты Различия в понятиях «затраты», «издержки», «расходы»

Расходы, затраты, издержки: основные понятия

В современной экономической литературе и в учебно-методических пособиях встречаются такие понятия как: «затраты», «издержки», «расходы». Менеджеру следует проявлять значительную осторожность при использовании этих понятий для оценки результатов хозяйственной деятельности предприятия. Для разложения различий в использовании этих понятий в оценке управленческой хозяйственной деятельности нами с возможно большей тщательностью и отчетливостью рассмотрены работы отдельных теоретиков, где охарактеризовываются их определения. В одних работах наблюдается смешение этих понятий, в других - четкое разграничение. Действительно, их можно понимать по-разному. Начина с А.Смита и Д. Рикардо существует множеств различных теорий о трактовке понятий: «затраты», «издержки», «расходы». А.Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) вводит понятие абсолютных издержек [3,5].

Глава 2. Анализ расходов, затрат и издержек

2.1 Расходы предприятия их особенности и структура

2.2 Издержки предприятия их особенность и структура

Глава 3. Мероприятия по снижению издержек, затрат и расходов

3.1 Мероприятия по снижению издержек, затрат и расходов в организации

Заключение

Библиография

Разработка стандартов должна осуществляться службами организации, ответственными за соответствующие статьи расходов. Обычно технологическая служба определяет стандарты по использованию материалов, служба снабжения определяет стандарты цен на материалы, производственный отдел устанавливает стандарты выработки по операциям, а служба персонала - часовые ставки оплаты труда по профессиям. В производственной бухгалтерии осуществляется сводка этих стандартов и устанавливаются стандарты накладных расходов. Для установления стандартов накладных расходов, исходя из стандартов выпуска продукции, все затраты по статьям подразделяются на постоянные и переменные и составляется скользящая смета.

Характерной особенностью смет, где разрабатываются стандарты, является применение принципа скользящих (гибких) смет. Сущность этого принципа заключается в том, что устанавливается так называемый нормальный объем производства. Уровень его зависит от политики компании и окружающих условий: он может соответствовать 100 % мощности, он может быть установлен по объему имеющихся заказов или прогноза предполагаемых продаж. После определения нормального объема производства делается расчет расходов на него по каждой статье накладных расходов. Затем исчисляются расходы для ряда уровней производства ниже и выше нормального объема производства.

Скользящая смета используется в нескольких направлениях. Прежде всего, она позволяет убедиться в правильности составления сметы. В последующем она применяется в ряде управленческих решений, связанных с изменениями объемов производства. Скользящая смета используется и в контрольных целях для периодической оценки работы руководителей цехов и участков: сравнение фактических расходов со сметой в зависимости от достигнутого объема производства позволяет установить экономию или перерасход.

Систему «стандарт-кост» можно рассматривать во взаимосвязи с планированием себестоимости. При планировании себестоимости фактические показатели прошлого года могут избавляться в процессе анализа от различного рода потерь. Чтобы смета отвечала конкретным условиям планируемого периода, при планировании сметы расходов на будущий период рекомендуется учитывать различные изменения условий: изменение в составе оборудования, изменения номенклатуры изделий, методов производства и используемых материалов, изменения в организации, персонале, бюджете рабочего времени и производительности, изменения цен, изменения в политике управления, изменения длительности производственного цикла, случайные колебания.


Если ожидаемые фактические стандарты разрабатываются для использования в системе «стандарт-кост», те же стандарты должны быть использованы для планирования себестоимости в годовом плане прибыли и для целей контроля расходов. Тогда очевидно, что ожидаемые фактические стандарты и плановая себестоимость являются идентичными, отклонения от плана и от стандартов должны быть идентичными.

С другой стороны, если в системе «стандарт-кост» используются стандарты, отличающиеся от ожидаемых фактических, возникает разница между стандартной и плановой себестоимостью. Как правило, стандарты, отличающиеся от ожидаемых фактических, будут «жестче» чем в плане. Но даже в этом случае калькулирование стандартной себестоимости может быть все-таки использовано для планирования (хотя смета в этом случае должна включать суммы планируемых отклонений между ожидаемой фактической и стандартной себестоимостью). Таким образом, система планирования себестоимости и система «стандарт-кост» дополняют друг друга, при использовании текущих стандартов они по существу сливаются в одну систему, т.е. происходит процесс интеграции. Главным отличием функционального метода учета расходов от традиционных способов распределения расходов, является использование нескольких баз распределения накладных расходов на отдельную товарную группу в зависимости от причин, определяющих возникновение расходов в процессе движения товаров данной товарной группы по фирме. Благодаря этому приему возрастает точность учета.

Функциональный метод учета расходов использует двухэтапный распределительный процесс. На первом этапе накладные расходы детально систематизируются, затем группируются, причем не по экономическому содержанию и местам возникновения, как в традиционном учете, а по отдельным хозяйственным операциям.

Расходы могут быть либо непосредственно отнесены к конкретной операции, либо распределены между операциями в зависимости от выбранной распределительной базы.

На втором этапе расходы распределяются между изделиями, в зависимости от количества произведенных над товарами хозяйственных операций, пропорционально определенным базам. Поиск баз распределения, которые бы наиболее обоснованно относили накладные расходы к конкретным изделиям, является наиболее трудоемким этапом внедрения функционального метода учета расходов. Под хозяйственной операцией понимается событие или сделка, следствием которой является появление расходов в организации, например, разработка планов закупки и реализации продукции; прием поступающих от производителя товаров; контроль качества и количества товаров; отпуск товаров со склада для реализации; перемещение товарных запасов внутри фирмы и так далее. Количество видов хозяйственных операций зависит от сложности функционирования организации. Однако не на все виды продукции в равной степени относятся расходы на выполнение тех или иных хозяйственных операций. 


Применение функционального метода учета расходов решает проблемы искажения себестоимости путем объединения расходов в статьи в соответствии с видом хозяйственной операции, которая может быть определена как первичный носитель расходов, и дальнейшего распределения накладных расходов между видами продукции в зависимости от количества отдельных хозяйственных операций, необходимых для их реализации.

Там, где это приемлемо, компании предпочитают непосредственно переносить расходы на центры деятельности, чтобы избежать какого бы то ни было искажения себестоимости продукции в результате неправильного распределения расходов.
Второй этап в процессе расчета себестоимости - перенесение расходов из центров деятельности на себестоимость товаров. Он осуществляется путем отбора и использования вторичных распределительных баз.

При выборе баз необходимо учитывать два фактора: доступность данных, касающихся базы распределения; точность, с которой распределительная база измеряет уровень реального участия товара в расходах.

Подробную информацию, характеризующую отдельную базу распределения, довольно трудно собрать.

Поэтому первоначально лучше выбирать такую базу распределения, информация о которой уже имеется.

Также следует принимать во внимание взаимозаменяемость некоторых баз распределения. При таком подходе расходы на получение информации о распределительных базах сводятся к минимуму.
Высокотехнологичные компании имеют отточенные системы сбора информации, относящейся к распределительным базам. Это становится осуществимым, благодаря внедрению сетевых компьютерных систем, которые в соответствии с установленными алгоритмами собирают большой объем данных о каждом шаге процесса движения товара в фирме.

Выбирая распределительную базу для каждого центра деятельности, финансисты должны быть уверены в точности определения «степени потребления» деятельности тем или иным видом продукции. Если корреляция между распределительной базой и затратами на продукт отсутствует, то расчеты приведут к ошибочному результату.

Рационализация распределения накладных расходов по товарам требует большой подготовительной работы и финансовых вложений, в том числе и в приобретение компьютерной техники, и установку сетей. Но все-таки руководители должны задуматься над постановкой учета на службу управления уже сейчас.

Основной целью внедрения функционального учета расходов является управление расходами через управление хозяйственными процессами. Расходы возникают при осуществлении каких-либо функций, и повышение эффективности выполнения различных функций ведет к оптимизации структуры расходов на предприятии.


Комбинация функционального метода распределения расходов, «директ-костинга» и расчета сумм покрытия дает компаниям возможность действительно получить полную и реальную картину расходов для планирования и принятия стратегических решений и их реализации.

Анализ существующих указывает нам в очередной раз определенные проблемы в их использовании на современных российских предприятиях, отдельные методы не решают проблему эффективного управления предприятием в условиях рыночной экономики, необходим системный подход к управлению расходами.

Сделать это предприятие самостоятельно не в силах. Аудиторская компания способна разрешить большинство подобных задач за месяцы.

Заключение

Так, под затратами понимаются выраженные в денежной форме расходы (издержки) на что-либо. В то же самое время есть авторы, которые указывают на разницу между ними. Фактически они не имеют явных и четко выраженных различий и иногда в литературе пересекаются друг с другом, но важно уметь различать данные понятия, чтобы при формировании анализа экономической деятельности не совершать ошибки. Первое отличие, которое разграничивает эти понятия между собой, то, что они используются в зависимости от сферы применения. «Расходы» применяются в бухгалтерском учете, «затраты» в определении финансовой деятельности, «издержки» при изучении экономической теории и анализа.

Представление о затратах предприятия основывается на трех положениях:

1. Затраты определяются использованием ресурсов, отражая сколько и каких ресурсов израсходовано при производстве и реализации продукции за определенный период.

2. Объем использованных ресурсов может быть представлен в натуральных и денежных единицах, однако в экономических расчетах прибегают к денежному выражению затрат.

3. Определение затрат всегда соотносится с конкретными целями, задачами, т.е. объем использованных ресурсов в денежном выражении сравнивают с результатами деятельности (стоимостью выпущенной/реализованной продукции или оказанных услуг) предприятия в целом или по производственным подразделениям предприятия.

Понятия «затраты» и «издержки» имеют несколько видов различий между собой:

1. Понятие «издержки» шире понятия «затраты», так как включает в себя затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции.

2. Затраты - это оценка использованных производственных ресурсов в натуральной форме, и под затратами ресурсов, выраженными в денежной форме, понимают издержки производства. Издержки - это не просто затраты, а затраты ресурсов, принявшие на рынке стоимостную форму.


3. Под понятием затрат понимают любые денежные траты в результате хозяйственной деятельности, а те, что подтверждены и включены в себестоимость производимой продукции, определяют как расходы.

В то же самое время к издержкам относят все платежи, по которым обязательства перед контрагентами выполнены, когда как в расходы включаются те платежи, которые являются невыполненными обязательствами. Затраты также имеют свойство запасоемкости, т.е. если затраты не были использованы при производстве и после не списаны, то затраты превращаются в запасы. Расходы в свою очередь не могут обладать данным свойством, так как расходы должны быть документально подтверждены и их стоимость должна быть полностью перенесена на реализованную за период продукцию6 . Следовательно, термин «затраты» шире термина «расходы», но все же при условии, когда вся произведенная продукция в отчетном периоде продана и, соответственно, включенные в производственную себестоимость затраты отчетного периода соотнесены с полученным доходом, они совпадают. Расходы также уменьшают капитал организации, так как они списываются на полную сумму, затраты могут оставаться внутри фирмы.

Затраты есть стоимостная оценка использованных ресурсов. Признание затрат означает "перетекание" одних видов активов в другие либо равновеликое увеличение активов и обязательств, что не уменьшает капитала организации, а поэтому не приводит к признанию расходов. Расходом признаются затраты, не приведшие к образованию актива, либо списание оборотного актива, не связанное с его производственным потреблением, списание необоротного актива по любым причинам.

Проанализировав данные термины, следует отметить, что нет единства среди авторов учебной и научной литературы, так и в законодательных актах в трактовке понятий «затраты», «расходы», «издержки», но стоит различать данные термины, чтобы грамотно оптимизировать их.

Библиография

  1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (действ. ред.) // Собрание законодательства РФ. – 2015. − № 32. − Ст. 3340.
  2. Приказ Минфина РФ от 6.05.1999 г. № 33н (действ. ред.) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99» // СПС «Консультант Плюс: Налоги Бухучёт».
  3. Давид Рикардо. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное / Научная редакция, составление П.Н. Клюкина. – Москва: Эксмо, 2007. – 960 с.
  4. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРАМ, 2008. – 512 с.
  5. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / А. Смит. – М.: Эксмо, 2007.
  6. Коуз, Р. Г. Природа фирмы / под ред. О. И. Уильямсона, С. Дж. Уинтера: пер. с англ. М. Я. Каждана; ред. пер. В. Г. Гребенников. – М.: Дело, 2001.
  7. Маркс, К. Соч.: 2-е изд., т.23. /К. Маркс, Ф. Энгельс //http: //libelli.ru/library/tema/sc/marxism/me_ss2.htm. 15. Молвинский, А. Как разработать систему управления затратами / А. Молвинский // Финансовый директор. – 2015. – №5.
  8. Маршалл А. Принципы экономической науки: в 3 т. / А. Маршалл; пер. с англ. – М. : Прогресс, 1993. – Т. I. – 415 с.
  9. Чемберлин Э.Теория монополистической конкуренции. – М., 1996. – С. 170.
  10. Шаститко А. Предметно-методологические особенности новой институциональной экономической теории / А. Шаститко // Вопросы экономики. – 2003. – № 1. – С. 24-41.
  11. Апчерч А. Управленческий учет: принципы и практика: пер. с англ. / А. Апчерч. – М. : Финансы и статистика, 2002. – 952 с.
  12. Хоргрен Ч. Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: пер. с англ.
  13. Азрилиян, А.Н. Новый экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2014.
  14. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева. – М.: Финансы и статистика, 2015.
  15. Борисов, А. Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2004. – 860 с.
  16. Бескоровайная С.А. Вопросы сущности и терминологии при исследовании понятий «затраты», «расходы», «издержки». // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии, 2010. № 8. С. 12-17.
  17. Богданович Т.А., Власова Н.С., Пикайкина А.А.Затраты, издержки, расходы: трактовка с позиции ресурсов // В сборнике: Современная экономика: проблемы, перспективы, информационное обеспечениематериалы VII международной научной конференции, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 15-летию кафедры теории бухгалтерского учета. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина». 2017. С. 342-347.
  18. Грузинов, В. П. Экономика предприятия: учебное пособие / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. – М.: Финансы и статистика, 2015.
  19. Грищенко, О.В. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / О.В. Грищенко. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2014.
  20. Галлямова Л.О. Экономическая сущность категорий «расходы», «затраты», «издержки» Университет Наук. 2017. № 15. С. 47–55.
  21. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль.–Современная версия. – М.: Эксмо, 2003. – 735 с
  22. Дьяченко, О.Г. Понятийный аппарат «затраты», «издержки», «расходы» / О.Г. Дьяченко, Т.А. Бородина // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2010. – №11.
  23. Друри, К. Управленческий и производственный учет: учебник / К. Друри. – М.: ЮнитиДана, 2014.
  24. Ковалев, В. В. Экономический словарь: экон. термины и экон. сленг: 3000 слов / В. В. Ковалев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 284 с.
  25. Кот, Е.М. Теоретические и исторические аспекты бухгалтерского учета затрат, расходов и издержек на производство продукции / Е.М. Кот, И.Ф. Пильникова // Аграрный вестник Урала. – 2014. – №12.
  26. Котляров, С.А. Управление затратами: учебное пособие / С.А. Котляров. – СПб.: Питер, 2015.
  27. Каменец Н.В. Экономические категории «издержки», «затраты», «расходы», «себестоимость»: взаимосвязь и отличие Глобальный научный потенциал. 2016. № 12 (69). С. 113–115.
  28. Клёнин А. Анализ понятийного аппарата затрат, расходов и издержек Предпринимательство. 2011. № 3. С. 97 – 100.
  29. Лебедев, В.Г. Управление затратами на предприятии: учебник / В.Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова, В.П. Кустарев; под общ. ред. Г.А. Краюхина. – СПб.: Питер, 2015.
  30. Мерзликина Е.М., Пилюгин Я.В. Понятие расходов в исследовании эффективности деятельности экономического субъекта // Медиаэкономика 21 века. 2017. № 3. С. 16-23.
  31. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: ок. 65000 слов и фразеол. выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – 26-е изд., перераб. и доп. – М.: Оникс : Мир и образование, 2008. – 736 с
  32. Якупов И.Ф., Сафиуллина К.Г.Экономическая сущность затрат на производство продукции // В сборнике: Современные проблемы социально-экономического развития сборник материалов 5-й Международной научно-практической конференции. 2014. С. 93-94.