Файл: Правовые основы организации нотариата (Правовое регулирование института нотариата в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо судов общей юрисдикции также созданы арбитражные, конституционные (уставные) суды. Их деятельность также связана с осуществлением правосудия. На сегодняшний день рассмотрение судами определенных дел об административных правонарушениях также можно отнести к правосудию.

Таким образом, прежде чем сформулировать какое-либо определение правосудия, нужно выделить его ключевые признаки.

Правосудие осуществляется лишь судом. То есть это определенный особый вид государственной деятельности, которая составляет компетенцию специализированного правоохранительного органа, а именно суда.

Реализация правосудия в четко определенной процессуальной форме, которая установлена законом.

Далее сформулируем определение правосудия.

Правосудие является деятельностью различных специальных государственных органов, а именно судов, по рассмотрению, а также разрешению определенных гражданских и уголовных, а также административных, арбитражных дел. Данная деятельность осуществляется в особом процессуальном порядке при четком соблюдении всех требований действующего законодательства.

Как правовой институт современный нотариат является близким по ключевым своим принципам и целям деятельности именно к суду. Нотариат и суд объединяет, в первую очередь, единство основной цели, а именно обеспечение активной защиты всех прав юридических лиц и граждан. Образно выражаясь, нотариат является органом превентивного и предупредительного правосудия. Это те случаи, когда нотариус непосредственно обеспечивает защиту прав гражданина, чем предупреждает необходимость обращаться к судье за защитой этих прав. В других случаях, когда все же не удается предотвратить обращение к правосудию, нотариальные действия максимально облегчают и упрощают деятельность правосудия в целом, нотариат существует именно для того, чтобы вообще не доводить какое-либо дело до суда. Основной миссией нотариата является предупреждение гражданско-правовых споров.

Можно сказать, что нотариат на сегодняшний день не относится к ветвям государственной власти. Но он действует именно от имени современного государства, а это предопределяет его особый публично-правовой статус [19][14].

На протяжении длительного времени в современной теории гражданского процессуального права преобладала точка зрения такого ученого, как Н.Б. Зейдера. Он говорил о том, что нотариат следует отнести к органам именно судебной власти, так как они осуществляют защиту гражданских прав. Именно этим и обуславливалось то, что традиционно нотариат изучался именно в рамках такого учебного предмета, как гражданское процессуальное право [12][15].


На сегодняшний день при достаточно четкой реализации принципа разделении всех властей, современный нотариат занял другое место во всей правовой системе. Теперь он является инструментом именно предупредительного правосудия. Различные суды правосудие осуществляют в рамках конституционного и гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Что же касается нотариата, то он обеспечивает активную защиту законных интересов и прав и юридических лиц, и граждан именно путем совершения различными нотариусами всех предусмотренных действующим законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Ключевое, что на сегодняшний день связывает нотариат с современным правосудием – это то, что вся их деятельность, в первую очередь, направлена именно на защиту различных прав граждан. Стоит отметить, что нотариат и суд применяют достаточно своеобразные определенные властные полномочия.

Нотариат играет большую роль в защите прав граждан без обращения к правосудию, и облегчает осуществление правосудия тогда, когда возникает потребность обратиться за такой защитой в суд.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что суд и нотариат являются самостоятельными системами, функционально и организационно, взаимно независимыми. Однако они имеют точки пересечения.

Следует процитировать следующие слова автора: «И в деятельности правосудия, и в деятельности нотариата главное — правоохранение» [16].

2.3. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОТАРИАТ

Необходимо отметить, что помимо разделения государственных органов в зависимости от того, являются ли они коллективным образованием или же воплощаются в определенном одном лице, которое занимает государственную должность, – есть также и прочие основания классификации органов государства.

Так, например, по юридическому источнику их легитимности, все органы государства можно поделить на следующие виды:

Органы, которые устанавливаются Конституцией страны, а также различными федеральными законами и конституциями, определенными уставами субъектов РФ для выполнения функций и задач государства. Сюда относится Президент России и Федеральное Собрание РФ, министерства и Правительство страны, и прочие различные федеральные органы исполнительной власти РФ, прокуратура и суды, органы, как законодательной, так и исполнительной власти всех субъектов РФ [1].


Определенные органы, которые учреждаются в четко установленном законом РФ порядке для обеспечения исполнения различных полномочий, функционирования всех указанных выше государственных органов. Сюда относится Администрация Президента России, различные аппараты палаты Федерального Собрания России и Правительства, высших судебных органов РФ, а также органов законодательной, исполнительной власти субъектов Российской Федерации [1].

Определенные государственные органы, которые относятся к первому виду, являются первичными органами, соответственно, ко второму – вторичными, то есть производными от первых.

По действию в пространстве, то ест именно в соответствии с территорией, на которую и распространяется деятельность различных государственных органов, все они делятся на федеральные органы, а также органы субъектов Российской Федерации. По этому критерию, суды и прокуратура, а также вооруженные силы относятся именно к федеральным органам. По такому критерию, как действие во времени все государственные органы можно поделить на две группы: постоянные; временные. Большинство органов государства в нашей стране, а также ее субъектов, по Конституции, законам РФ действуют именно на постоянной основе. Однако также могут существовать и государственные органы, создание, а также деятельность которых носит определенный временный характер.

То есть они связаны с разрешением важных задач, которые вызваны различными временными обстоятельствами, в пример можно привести введение в стране военного положения. Именно на основе принципа разделения властей, и в зависимости от того, к какой же ветви власти они относятся, все органы государства подразделяются на: законодательные, исполнительные, судебные. Основываясь на конституционно выделяемых на основе разделения властей различных структурные подразделения государственного механизма, а также учитывая все выполняемые составляющими их органами функции, то есть именно на основе структурно-функционального анализа, можно выделить некоторые виды или же подсистемы органов, которые и образуют весь механизм современного Российского государства.

Президент РФ. Можно сказать, что с определенным принципом разделения властей сообразуется то, что по действующей Конституции РФ Президент РФ именно как глава государства не может относиться к какой-либо ветви власти. Это также закреплено в Конституциях таких стран, как Франция, Германия и Италия.

Органы представительной, а также законодательной власти. Хотелось бы отметить, что представительным и определенным законодательным органом РФ является Федеральное Собрание. Этот орган состоит из 2 палат, а именно Совета Федерации, а также Государственной Думы. Федеральное Собрание наделено достаточно широкими полномочиями.


Различные органы исполнительной власти. По действующей Конституции РФ, определенную исполнительную власть в стране осуществляет Правительство России. Этот орган состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, а также его заместителей, федеральных министров. Понятием определенной системы различных исполнительных органов государственной власти или же органов государственного управления как некоторой составной структурной части всего механизма государства, вместе с федеральным Правительством и прочими федеральными органами исполнительной власти, охватываются также исполнительные органы государственной власти в различных субъектах РФ.

Суд и прокуратура, прочие органы, которые непосредственно стоят на страже правопорядка и законности в стране. Можно сказать, что судебная власть является одной из ветвей власти. Это такая же определенная опора государства, как исполнительная и законодательная власти. По действующей Конституции, определенное правосудие в нашей стране осуществляется лишь судом с помощью конституционного и гражданского, административного, а также уголовного судопроизводства.

В России нотариат является системой органов, различных должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате предоставляется право совершать какие-либо нотариальные действия. В данную систему включается Министерство юстиции РФ, различные министерства юстиции республик, которые входят в состав РФ, управления юстиции субъектов страны, различные государственные нотариальные конторы, отдельные нотариусы, которые занимаются частной практикой, должностные лица органов исполнительной власти, консульских учреждений, прочие должностные лица, которые по законодательству наделены определенным правом совершать какие-либо нотариальные действия [3].

Более узким кругом полномочий обладают должностные лица различных консульских учреждений Российской Федерации. Можно сказать, что должностные лица отдельных органов исполнительной власти на сегодняшний день совершают только ряд нотариальных действий и лишь в ситуации отсутствия нотариуса в каком-либо населенном пункте.

Определенные взаимоотношения органов, которые входят в современную систему нотариата, регулируются Основами законодательства Российской Федерации о нотариате. Хотя нотариус в своей профессиональной деятельности является независимым и подчиняется лишь закону, также он входит и в состав определенной иерархической пирамиды. Он является нижним ее звеном.


Нотариус находится в определенных трудовых отношениях с каким-либо органом юстиции некоторого субъекта Российской Федерации, который и устанавливает всем нотариальным конторам ключевые правила трудового распорядка, занимается контролем соблюдения трудовой дисциплины, а также осуществляет прочие контрольные и организационные функции. Все это касается определенного государственного нотариуса. Что же касается частного нотариуса, то он в своей профессионально-трудовой деятельности является свободным.

Хотелось бы отметить, что на самом верху пирамиды находится Министерство юстиции РФ, различные министерства юстиции определенных республик, которые входят в состав страны. В целом, в них есть управления, в состав которых включаются различные отделы нотариата. Все они вырабатывают определенную стратегию активного развития нотариата, а также разрабатывают различные методические указания и инструкции по специализированным вопросам, осуществляют четкий контроль за всей нотариальной деятельностью. В соответствии Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утверждённым приказом Минюста России №26 в сфере нотариата Управление осуществляет следующие полномочия:

открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъекте (субъектах) Российской Федерации;

осуществляет в установленном порядке контроль над исполнением нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, профессиональных обязанностей;

выдаёт сертификаты о прохождении квалификационного экзамена;

ведёт реестр выданных лицензий на право нотариальной деятельности;

объявляет конкурс и совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации образует конкурсную комиссию на замещение вакантной должности нотариуса;

образует в установленном порядке квалификационную комиссию по приёму экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, с участием представителей нотариальной палаты субъекта Российской Федерации;

совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации организует прохождение стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса;

совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации принимает решение о наделении нотариусов, занимающихся частной практикой, полномочиями по совершению нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство и принятии мер к охране наследственного имущества при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы;