Файл: Правовые основы организации нотариата (Правовое регулирование института нотариата в России).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМ
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА НОТАРИАТА В РОССИИ
2.2. МЕСТО НОТАРИАТА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРАВОСУДИЕ
2.3. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОТАРИАТ
2.4. СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НОТАРИАТА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ВВЕДЕНИЕ
Защита прав и интересов граждан в Российской Федерации, охраняемых законом, лежит на различных государственных органах, к которым относится и нотариат.
Нотариат представляет собой систему органов, к которой относятся нотариальные конторы, как частные, так и государственные, органы исполнительной власти в населенных пунктах, где нотариальные действия исполняют органы местного самоуправления, консульские учреждения.
По статистике ежедневно к нотариусам и должностным лицам на которых возложено выполнение некоторых нотариальных действий обращаются тысячи граждан и представители юридических лиц за совершением различных нотариальных действий таких, как удостоверение сделок, засвидетельствование копий документов, оформление завещаний и многих других действий.
Актуальность. Достаточно глубокие социально-экономические и политические преобразования в нашей страны, а также возникновение и активное развитие современных рыночных отношений, закрепление равенства государственной, частной, муниципальной и прочих форм собственности, в итоге обусловили определенное видоизменение роли, общего значения достаточно традиционных правовых и институтов форм в жизни постепенного формирующегося российского гражданского общества. В целом, к таким важным, жизненно-необходимым и имеющим европейские, а также российские традиции правовым институтам, можно отнести нотариат.
Еще в недавнем прошлом в стране господствовал определенный взгляд на нотариат, как именно на вспомогательный юридический инструмент, то постепенно с существенным углублением реформ, а также принятием совершенно нового Гражданского кодекса, который основан на различных цивилизованных правовых началах и принципах, нотариальная определенная форма защиты различной собственности стала ведущей. В целом, это в итоге вызвало острую необходимость существенного изменения различных взаимоотношений современных органов государственной власти с определенной нотариальной системой, учитывая становление в стране частного нотариата. Однако в Конституции РФ институт нотариата не получил определенного должного закрепления и отражения.
Сегодня нотариат именно как звено современной системы государственного управления, а также вид государственной деятельности имеет совершенно разные, очень важные именно для углубленного исследования грани и стороны. Ключевыми из них можно назвать направления, методы и формы взаимоотношений органов государственной власти, органов местного самоуправления и нотариата, которые требуют анализ.
Таким образом, можно сказать, что изучение сущности и особенностей взаимодействия нотариата с органами государственной власти, органами местного самоуправления представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данной выпускной квалификационной работы.
Изучение вопросов развития института нотариата в Российской Федерации, его места в системе институтов, обеспечивающих гарантии прав и законных интересов граждан и юридических лиц, особенностей взаимосвязей нотариата и системы публичного управления представляется крайне актуальным, поскольку данные вопросы остаются малоизученными отечественными специалистами в области права и управления, в то время как посредством указанного института обеспечиваются широкие правовые гарантии соблюдения интересов участников гражданских, семейных и иных отношений.
Политические и социальные преобразования в России, возникновение и постоянное развитие рыночных отношений, конституционное закрепление частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности - вызвали серьезное видоизменение значению многих институтов и правовых форм в жизни гражданского общества. Нотариальная форма защиты собственности стала одной из ведущих.
При написании работы использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Азнаев А.М., Гатин А.М., Калиниченко Г.Г., Назаренко Г.В. и других. Объектом исследования является нотариат как правовой институт, в том числе, посредством которого создана система правовых гарантий соблюдения прав и законных интересов участников гражданских и иных отношений.
Предмет исследования – правовое регулирование совершения нотариусами, а также государственными органами и органами местного самоуправления отдельных нотариальных действий.
Целью работы является анализ сущности российского нотариата и правовых аспектов деятельности нотариусов, а также государственных органов и органов местного самоуправления, выявление взаимосвязей, возникающих при государственном регулировании нотариальной деятельности и деятельности отдельных публичных органов при совершении ими нотариальных действий.
Задачами работы являются:
выявление места нотариата в системе публичных отношений;
выявление особенностей взаимоотношений нотариата с органами публичного управления;
проведение анализа правового регулирования осуществления органами государственной власти и местного самоуправления отдельных нотариальных действий.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМ
В первую очередь следует рассмотреть понятие государственной власти. Определенное понятие всегда складывается из ряда ключевых, особенно значимых черт, различных признаков явлений, отражающихся в данном понятии. Именно поэтому, для того чтобы раскрыть определенное понятие государственной власти, следует рассмотреть, а также охарактеризовать именно те черты и признаки, которые присущи современной государственной власти.
Следует отметить, что государственная власть, как и прочая власть, является способностью или же возможностью с помощью определенных средств оказывать воздействие на поведение кого либо, а также повелевать, направлять, подчинять своей воле других. Очень часто именно так чаще всего и определяется власть [20][1].
Можно сказать, что на сегодняшний день государственная власть – это определенная разновидность социальной власти, то есть общественной власти, той власти, которая возникает, проявляется в определенных отношениях между различными людьми. Как определенный тип общественной власти современная государственная власть является способность или же возможность оказывать воздействие не на чье-либо поведение, а именно на поведение людей, распоряжаться, управлять людьми и их объединениями, а также подчинять своей воле людей.
Государственная власть является публичной властью, то есть властью, которая носит не частный, а именно всеобщий, определенный всенародный характер. Власть распространяется на все общество, а также на всех его членов, всевозможные их объединения [5][2].
Очень часто государственную, а также публичную власть отождествляют, при этом полагая, что определенная публичная власть является государственной властью. Однако государственная власть не является единственной разновидностью публичной власти. К последней можно отнести определенную власть первобытного общества. Она также носила всеобщий и всенародный характер, и являлась властью всего общества, она распространялась абсолютно на всех его членов [4][3].
Хотелось бы отметить, что государственная власть является политической властью. Ее определенный политический характер, в первую очередь, выражается в том, что она является некоторой властью государства, политической организации. Можно сказать, что функционирует в определенном социально неоднородном обществе, то есть обществе, которое разделено на разнообразные социальные группы, а именно классы и сословия, страты и прочее [4].
Современная государственная власть является легитимной властью. Определенная легитимность государственной власти, в первую очередь, выражается в признании данной власти всем населением страны в качестве публичной. Государственная власть – это власть всего общества, а общество и население государства должно признавать данную власть в качестве таковой, считать ее своей властью, подчиняться ей [4].
В ситуации, если общество не признает существующую государственную власть, а также отвергает ее, данная власть не имеет права на дальнейшее существование. Она должна быть заменена прочей государственной властью. Именно поэтому государственная власть должна иметь некоторый кредит доверия у населения [6].
Государственная власть является территориальной властью. Как и государство, она функционирует лишь в пределах территории государства. Хотелось бы отметить, что центральная власть действует именно в пределах всей территории государства, региональная действует именно в пределах территории определенного региона, а местная – в пределах определенной территории соответствующих административно-территориальных образований [6].
Государственная власть является суверенной властью, то есть властью, которая обладает некоторым суверенитетом. Можно сказать, что суверенитет определенной государственной власти, в первую очередь, выражается в ее верховенстве именно внутри государства, независимости на международной арене [6][4]. Хотелось бы отметить, что верховенство, в первую очередь, проявляется в том, что определенная государственная власть возвышается над прочей социальной властью в государстве и при некоторых обстоятельствах может данную власть запретить [10].
Государственная власть является властью, осуществляемой с помощью разнообразных средств, методов. Современная государственная власть, как и прочая власть, может осуществляться, применяя разнообразные средства, методы. Ими могут являться сила авторитета и традиции, определенная идеология и религия, пропаганда, различные поощрительные меры и прочее. Однако государственная власть располагает также своими, специализированными средствами, методами, которых нет у прочей социальной власти [4].
После рассмотрения ключевых черт и признаков государственной власти, можно сказать, что государственная власть является способностью или же возможностью государства осуществлять определенное политическое руководство обществом с помощью разнообразных, в том числе специальных, методов и средств. Хоть в этом определении далеко не все из отмеченных признаков получили отражение, однако его можно применять в качестве так называемого рабочего определения государственной власти [4].
Хотелось бы отметить, что определенный вопрос о структуре государственной власти является вопросом о ее внутреннем строении, а также о тех ключевых элементах, из которых она и состоит. Как представляется, некоторую структуру государственной власти следует рассматривать с различных позиций и точек зрения. Все это даст возможность получить намного более глубокие представления о государственной власти, а также тех элементах, которые ее составляют [19][5].
В первую очередь следует рассмотреть определенную структуру государственной власти именно с точки зрения структуры власти в принципе. В данной ситуации следует отвлечься от того, что современная власть находится в непрерывном движении и функционировании. Следует рассматривать власть в состоянии покоя, то есть в статике [19]
В современной научной литературе при данном подходе ученые и исследователи выделяют 2 ключевых структурных элемента власти, а это: воля; сила.
Можно сказать, что воля является определяющим элементом власти. Абсолютно любая власть всегда является проявлением чьей-либо воли, например, воли отдельного человека, а также коллектива людей или класса, народа. Вообще властвовать – означает претворять свою волю в жизнь, а также кому-то ее навязывать [20]. Таким образом, можно говорить о том, что государственная власть является чьей-то волей. На сегодняшний день считается, что это или воля народа, или же воля определенных классов, или же воля определенных социальных групп [2].
Вторым структурным элементом власти является сила. Хотелось бы отметить, что сила подкрепляет волю, она способствует ее претворению в жизнь. Можно сказать, что без силы воля вообще не способна утвердиться, а также не способна оказывать воздействие на поведение других [16]. Вообще сила власти может выражаться в ее авторитете, а также в идеологическом воздействии, и в принуждении, в насилии. Определенная сила государственной власти особенно ярко проявляется именно в государственных органах, в первую очередь, в различных органах принуждения – армии и полиции [2].
Совершенно иначе будет выглядеть определенная структура государственной власти, то есть если государственную власть рассматривать именно в динамике или же в действии [5][6]. В данной ситуации государственная власть является определенными отношениями, которые складываются между властвующими, а также подвластными, как претворение в жизнь воли властвующих, подчинение данной воле подвластных.