Файл: Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и необходимость учетной политики предприятия
1.2 Методика формирования учетной политики предприятий в соответствии с МСФО
1.3 Правовые аспекты формирования учетной политики
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ООО "ADVERT SPACE"
2.1 Характеристика деятельности и финансовые показатели ООО "Advert Space"
2.2 Анализ финансовой отчетности ООО "Advert Space"
2.3 Методика составления учетной политики в ООО "Advert Space"
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ВВЕДЕНИЕ
Во время совершения рыночных преобразований российской экономики значительно модифицировались требования, которые предъявляются к ведению финансового учета в целях управления налоговой политикой, появились тенденции к соответствию стандартов российского финансового учета к международным стандартам отчетности. Большое разнообразие целей и задач, требуемых новыми собственниками, определило формирование множественности подходов к организации налогового учета на отдельно взятом предприятии, что предъявляет дополнительные требования к формированию учетной политики в которой закреплены основные ее положения.
Несмотря на большое количество публикаций о необходимости формирования учетной политики раскрывающей все положения налогового учета, большинство организаций не отражает необходимые статьи в своей учетной документации. Ввиду этого тема учетной политики, ее целей, задач, формирования и применения положений налогового учета в ней является особо актуальной.
Предметом курсовой работы выступает учетная политика организации.
Объектом курсовой работы выделяем особенности учетной политики ООО "Advert Space".
Целью курсовой работы является проведение обоснования современной учетной политики на предприятиях Российской Федерации и рассмотрение методов принятия решений в бухгалтерском учете в целях выработки оптимального механизма создания учетной политики отдельно взятого экономического субъекта для повышения эффективности налоговой политики. Следование указанной цели требует постановки и решения следующих задач:
- изучение сущности учетной политики в организациях Российской Федерации;
- раскрытие основной методики формирования учетной политики;
- исследования методики составления учетной политики в ООО "Advert Space" с выделением недостатков;
- разработка рекомендации по совершенствованию учетной политики российских компаний.
Теоретическая и методологическая основа курсовой работы базируется на трудах ведущих специалистов в области финансового учета, нормативные и законодательные документы Российской Федерации, в первую очередь, Федеральный Закон «О бухгалтерском учете», Международные стандарты финансовой отчетности, Налоговый Кодекс Российской Федерации и др. Также при проведении исследования были использованы публикации в российских и зарубежных изданиях, материалы научных конференций, бухгалтерская, общеэкономическая и юридическая литература.
Методологической базой исследования, проведенного в данной работе, стали системный и сравнительный анализ, анализ причинно-следственных связей, наблюдение, сравнение и группировка, а также использование индуктивного и дедуктивного методов научного познания.
Курсовая работа построена в соответствии с логикой исследования и включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и необходимость учетной политики предприятия
Учетную политику можно рассматривать с двух сторон:
1) как учетную политику государства по отношению к предприятию. При этом законодательно регулируют и устанавливают ее основы с помощью нормативных актов таких составляющих, как принципы и формы отчетности, критерии классификации активов, обязательств, доходов и расходов, содержание статей отчетности и пр., то есть ее части, которые могут видоизменятся как результат модификации текста и содержания;
2) со стороны внутренней учетной политики, характерной для организации, компании и предприятия.
Под термином "учетная политика предприятия" понимают установленную руководством и закрепленную документально совокупность способов ведения учета с помощью использования метода наблюдения, стоимостного измерения, текущих группировок и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности за определенный период [1, с. 16].
При выборе учетной политики учитывают влияющие факторы, которые отражены на рисунке 1.
Факторы, воздействующие на формирование учетной политики
Форма собственности и организационно-правовой статус предприятия
Текущие и долгосрочные цели предпринимательства
особенности деятельности - производственной, коммерческой
Кадровое обеспечение
Ситуация в государстве инфраструктура рынка, состояние налогового, бухгалтерского учета
Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование учетной политики [2, с. 174]
В МСФО и Методических рекомендациях к ней определены центральные правила и принципы, установлен перечень общественно признаваемых приемов и способов ведения финансового и управленческого учета, обязанных быть конкретизированными в каждой отдельно взятой организации, основываясь на особенностях ее деятельности и условий реализации данной деятельности, квалификации управленческого персонала и уровня сложности разрешаемых ими задач, наличествующей технической базы управления.
Проблемы, связанные с выбором, применением и раскрытием учетной политики, рассматривают в МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в расчетных бухгалтерских оценках и ошибки» [3].
Согласно МСФО 8 учетная политика подразумевает определенные принципы, положения, правила и практику, принятых к применению для индивидуальных предпринимателей или организаций норм ведения финансового учета и составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации "О бухгалтерском учете" [4], а также международными или национальными стандартами и типовым планом счетов бухгалтерского учета, а также основываясь на потребностях и особенностях деятельности.
Следовательно, учетная политика организации является необходимым элементом ее функционирования.
1.2 Методика формирования учетной политики предприятий в соответствии с МСФО
Под термином "формирование учетной политики" на наш взгляд, необходимо понимать предпочтение некоторой совокупности имеющихся способов ведения финансового учета и определение порядка его применения в конкретной хозяйственной ситуации. Базой для целей формирования учетной политики организации являются МСФО, допускающие альтернативные способы отражения хозяйственных операций, активов, собственного капитала, обязательств, результатов деятельности. Следовательно, формирование учетной политики организации состоит в выборе одного из способов, предлагаемых в каждом стандарте, их обосновании, основываясь на условиях деятельности организации, и их принятия в качестве исходных положений для ведения финансового учета и представления отчетности [5, с. 17].
Осуществление процесса формирования учетной политики содержит несколько этапов, отраженных на рисунке 2.
1 этап: установление объектов финансового учета, в отношении которых необходима разработка учетной политики
2 этап: обнаружение, проведение анализа и оценки факторов, от которых зависит выбор способа ведения финансового учета
3 этап: определение и формирование исходных положений учетной политики, в том числе в сфере налогового учета
4 этап: проверка эффективности выбранных способов, предпочтение единого способа учета для крупных организаций
5 этап: мониторинг полученных результатов
6 этап: оформление и закрепление во внутренней документации выбранной учетной политики
Рис. 2. Этапы формирования учетной политики предприятия [6, с. 348]
При внесении изменений в действующую учетную политику организация обязана использовать следующий порядок учета:
1) новшества в учетной политике обязаны применяться в ретроспективе за исключением тех случаев, когда размер соответственной корректировки, который относится к предшествующим периодам, не поддается аргументированному определению;
2) каждая принятая корректировка обязана отображаться в отчетности как корректировка сальдо нераспределенной прибыли на начало периода;
3) сравнительные данные должны пересчитывать, кроме случаев, когда это практически неосуществимо, с целью отображения новой учетной политики;
4) если изменения в учетной политике проявляют существенное влияние на текущий или каждый из предшествующих отчетных периодов, либо в случаях, когда она может оказывать существенное влияние на последующие периоды, организация обязана раскрыть основания изменения, а также отразить сумму корректировки для текущего и для каждого из представленных периодов, сумму корректировки, которая относится к периодам, предшествующим включенным в сравнительную информацию, а также фактическую информацию, что сравнительные данные были пересчитаны либо что сделать это на практике невозможно [7, с. 55].
Изменения и дополнения в существующую учетную политику могут вноситься на основании законодательства либо по требованию органов, определяющих стандарты учета, либо в случаях, при которых вводимое изменение приведет к наиболее фактическому отображению событий или операций в финансовой отчетности организации. Добровольные изменения в учетной политике используются на основании ретроспективного подхода, заключающегося в использовании обновленной учетной политики к событиям и операциям так, как если бы данная новейшая учетная политика применялась и ранее. Подобная учетная политика используется в отношении событий и операций с момента возникновения подобных статей.
Таким образом, формирование учетной политики является выбором определенной совокупности существующих способов ведения финансового учета и установления порядка их использования в конкретной хозяйственной ситуации. Следовательно, учетная политика подразумевает определенный порядок реализации первичного наблюдения, последующего стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности организации, либо реализации методов ведения финансового учета. Элементом учетной политики является налоговая политика, которая также подлежит разработки и отражению в нормативных документах организации.
1.3 Правовые аспекты формирования учетной политики
Система нормативного регулирования финансового учета в области формирования учетной политики российских организаций состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.
К законодательным документам относят федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, которые регулируют бухгалтерский учет в России. Такими документами, влияющими на учетную политику предприятия, являются Федеральный закон Российской Федерации "О бухгалтерском учете" [4], законы Российской Федерации "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [8], Налоговый кодекс Российской Федерации [9] и другие.
Организационные документы - внутренние документы по ведению бухгалтерского учета, которые формируют учетную политику организации. К таким документам относят: рабочий план счетов бухгалтерского учета разработанный для внутреннего учета, систему финансового документооборота, должностные инструкции учетных работников и прочие документы, разработанные организацией на основе документов первых трех уровней.
Нормативной базой учетной политики организаций являются следующие документы:
- Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н [10];
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н [11].