Файл: Кадровое обеспечение органов местного самоуправления: состояние и пути оптимизации (Способы и методы анализа кадрового обеспечения муниципальной службы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 323

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Развитие и улучшение системы государственного и муниципального управления являются ключевым звеном успешного решения проблем, стоящих перед обществом и государством. Именно органы государственной и муниципальной службы способны напрямую повлиять на развитие разрабатываемых в стране реформ и обеспечить их реализацию для эффективной модернизации жизни страны в целом.

Для того, чтобы эта модернизация обернулась успехом, необходимо усовершенствовать систему кадрового обеспечения органов государственного и муниципального управления. Кадровое обеспечение в государственном и муниципальном управлении - это деятельность, направленная на подбор профессионально подготовленных кадров всех органов власти, способных в конкретных современных условиях в рамках закона и должностных полномочий эффективно осуществлять задачи и функции государственных и муниципальных органов, предполагающая применение всевозможных ( по большей мере) закрепленных в нормативно-правовых актах механизмов и технологий формирования и использования кадров [41].

На данный момент вопрос подбора высококвалифицированных муниципальных служащих является одной из наиболее сложных проблем любой государственной системы.

Объект исследования - администрация городского округа «город Лесной» Свердловской области.

Предмет исследования - механизмы кадрового обеспечения администрации городского округа «город Лесной».

Целью курсовой работы является анализ кадрового обеспечения органов местного самоуправления: состояние и пути оптимизации.

Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:

  • изучить понятие, особенности, правовой статус муниципальных служащих;
  • исследовать сновные характеристики и направления кадровой работы в органах местного самоуправления;
  • изучить способы и методы анализа кадрового обеспечения в органах муниципального управления;
  • проанализировать систему кадрового обеспечения муниципального образования на примере администрации городского округа «город Лесной».

Информационной базой для проведения анализа кадрового обеспечения выступают Федеральные и местные законы, касающиеся муниципальной службы в РФ, кадровая документация администрации и результаты опроса среди муниципальных служащих администрации.


Глава 1 Теоретические основы кадрового обеспечения в органах муниципального управления

1.1 Общие положения о муниципальной службы, муниципальной должности, муниципального служащего

Муниципальная служба- профессиональная деятельность, осуществляемая на должностях муниципальной службы, которые замещаются путем заключения трудового договора (контракта), на постоянной основе [28].

Муниципальная служба - ведущая деятельность в органах местного самоуправления (МСУ). Она осуществляется в представительных, исполнительных и других органах местного самоуправления).

Муниципальную службу зачастую понимают, как службу в местной администрации. Администрации делятся на подразделения (организационные отделы) или должностные лица, исполняющие обязанности по обеспечению деятельности органов МСУ [37, с.23].

Правовая база муниципальной службы

  1. Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации МСУ в Российской Федерации" содержит полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ, касаемые муниципальной службы.
  2. Федеральный закон № 25 "О муниципальной службе в Российской Федерации'' 2007 г. содержит принципы профессиональной организации муниципальной службы.

Федеральное законодательство определяет к компетенции субъектов РФ принятие законов, которые регулируют муниципальную службу, с учетом специфики территориального сообщества.

В Федеральных законах "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 2003г., "О муниципальной службе в Российской Федерации" 2007г. и "о государственной гражданской службе

Российской Федерации" 2004г, содержатся основопологающие задачи и принципы государственной й муниципальной службы:

  • муниципальная и государственная служба относятся к институтам публичного права;
  • муниципальная служба на территории муниципального образования должна решать государственные задачи по исполнению положений Конституции РФ, федеральных законов и т.д.;
  • установлен принцип профессионализма и компетентности государственных и муниципальных служащих [29].

Позиции государственной и муниципальной службы настолько сопряжены, что предполагается возможность для муниципальных служащих перехода на государственную службу (куда включается и стаж муниципальной службы).


Муниципальная должность

Важной составляющей любой управленческой структуры, в том числе и структуры МСУ, является должность. Служебная деятельность в этом случае

осуществляется на основе замещения должности. Определение муниципальной должности, её признаки содержатся в Законе об основах муниципальной службы [6, с.15].

В соответствии с этим законом, муниципальная должность - это должность, которая предусмотрена уставом муниципального образования с закрепленными полномочиями на решение тех или иных вопросов местного значения, а также ответственностью за их осуществление.

Законодательство выделяет два вида муниципальных должностей:

  1. Выборные должностные лица, которые избираются: непосредственно населением (депутаты, выборные органы выборные должностные лица); а также представительным или иным выборным органом МСУ из своего состава.
  2. Должности, замещаемые путем заключения трудового договора - это и есть муниципальная должность муниципальной службы (муниципальные служащие). Существуют должности с полномочиями на решение вопросов местного значения, а также должности с обязанностями по исполнению, обеспечению полномочий органов МСУ [28].

Муниципальные должности муниципальной службы нужно отличать от технических должностей в органах МСУ.

Муниципальный служащий

В седьмой статье закона об основах муниципальной службы муниципальный служащий определяется как гражданин РФ, который достигнув возраста восемнадцати лет, исполняет обязанности по конкретной муниципальной должности муниципальной службы за денежную плату, которая выплачивается из средств местного бюджета.

Основной признак муниципального служащего - отнесение должности к муниципальной и, соответственно, исполнение обязанностей по этой должности. Этот признак отделяет муниципальных служащих от других. Главным в данном признаке является исполнение обязанностей на основании трудового договора, который заключается между гражданином и органом МСУ.

В связи с этим лица, которые не замещают муниципальные должности муниципальной службы и исполняют обязанности по техническому и иному обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.

Другим признаком муниципального служащего является исполнение и обеспечение полномочий органов МСЦ на профессиональной и постоянной основе.

Следующий признак муниципального служащего - выплата денежного вознаграждения из средств, выделенных из местного бюджета за исполнение им обязанностей по муниципальной должности. Таким образом, организационные, функциональные и финансовые признаки подчеркивают «прикрепленность» муниципальной должности и муниципального служащего к органам МСУ и соответственному муниципальному образованию.


Основа правового статуса муниципального служащего - его права и обязанности. Согласно Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) муниципальный служащий имеет перечисленные далее права и обязанности.

Требования, предъявляемые к муниципальному служащему

Нравственные требования связаны с наличием властных и распорядительных полномочий и этикой управления (решительность, профессионализм, способность к лидерству и т.д.);

Исполнительская дисциплина основывается на дисциплинированности, внимательности, исполнительности, пунктуальности, педантичности и законопослушности муниципального служащего [47, с.86].

На ряду с этим существуют качества, связанные с постоянным ростом объём общения. Это общение возрастает не только количественно, но и становится более разнохарактерным: включаются новые слои населения, которые различаются социальным статусом, интересами, уровнем доходов и т.д., следовательно, муниципальный служащий должен быть коммуникативным, открытым, сдержанным, тактичным, воспитанным; иметь уважение к чужой точке зрения, уметь слушать и слышать, владеть словом, уметь достойно себя подать.

Муниципальный служащий должен в первую очередь представлять государственные интересы, оставляя в стороне индивидуальные и частные интересы, цели и задачи политических партий и других общественных объединений.

Государственные интересы включают в себя следующие пункты:

  • постоянная готовность вступить на защиту Конституции, федеральных законов и законов субъектов федерации;
  • честная служба государству;
  • стремление выбрать и использовать наиболее эффективные и способы выполнения государственных задач и функций;
  • отсутствие в работе муниципального служащего дискриминации одних субъектов и предоставления особых привилегий другим субъектам за особое вознаграждение или без него;
  • никогда не принимать никаких благ, используя при этом свои служебные полномочия;
  • не делать никаких личных обещаний, которые связанны с обязанностями муниципальной службы;
  • никогда не использовать конфиденциальные данные, полученных во время исполнения своих должностных обязанностей, для получения личной выгоды;
  • не заниматься предпринимательской деятельностью;
  • разоблачать коррупцию и бороться с ней.
  • придерживаться делового режима и сблюдать корректность в общении с гражданами и коллегами;
  • публично не высказывать личное мнение о действующих ныне политических деятелях и т.д.

Что касается уровня профессионального образования, то в сфере муниципальной службы устанавливаются следующие требования:

  1. для замещения высших, главных, ведущих и старших должностей муниципальной службы обязательным является наличие высшего профессионального образования;
  2. для замещения младших должностей муниципальной службы - достаточным можеть быть наличие среднего профессионального образования.

К стажу муниципальной службы (или стажу работы по специальности) также устанавливаются квалификационные требования:

  1. для замещения высших должностей стаж должен составлять не менее 6 лет стажа муниципальной службы или не менее 7 лет стажа работы по специальности;
  2. для замещения главных должностей стаж должен составлять не менее 4 лет стажа муниципальной службы или не менее 5 лет стажа работы по специальности;
  3. для замещения ведущих должностей стаж должен составлять не менее 2 лет стажа муниципальной службы или не менее 4 лет стажа работы по специальности;
  4. для замещения старших и младших должностей муниципальной службы - без предъявления требований к стажу [22, с.65].

К минимальным профессиональным требованиям, предъявляемым к муниципальным служащим, относятся нижеперечисленные пункты.

Профессиональные знания:

  • Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ;
  • Устава области, областных нормативных правовых актов;
  • муниципальных правовых актов и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей;
  • основ управления и организации труда;
  • делопроизводства;
  • порядка прохождения муниципальной службы;
  • норм делового общения;
  • форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления;
  • правовых аспектов в области информационно-коммуникационных технологий;
  • программных документов и приоритетов государственной политики в области информационно-коммуникационных технологий;
  • правовых аспектов в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг населению и организациям посредством применения информационно-коммуникационных технологий;
  • возможностей и особенностей применения современных информационно-коммуникационных технологий в муниципальных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота;
  • общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности;
  • порядка работы со служебной и секретной информацией;
  • правил охраны труда и противопожарной безопасности [26, с. 103].