Файл: Кадровое обеспечение органов местного самоуправления: состояние и пути оптимизации (Способы и методы анализа кадрового обеспечения муниципальной службы).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы кадрового обеспечения в органах муниципального управления
1.1 Общие положения о муниципальной службы, муниципальной должности, муниципального служащего
1.2 Основные характеристики и направления кадровой работы в органах муниципального управления
1.3 Способы и методы анализа кадрового обеспечения муниципальной службы
2.1 Общая характеристика администрации
2.2 Анализ кадрового обеспечения администрации городского округа «Город Лесной»
Таким образом, объективное представление о состоянии кадрового обеспечения может быть получено только при помощи социальной диагностики, носящей системный характер и выявляющей условия и факторы, влияющие на кадровую динамику.
При диагностике кадрового обеспечения в органах муниципального управления необходимо использовать комплекс методов, что даст возможность сопоставить формализованные сведения о кадровом составе с субъективным анализом мотивации, профессиональных ориентаций и инетересующих проблем сотрудников органов муниципального управления.
Глава 2 Анализ кадрового обеспечения органов местного самоуправления и путей его оптимизации на примере городского округа «Город Лесной»
2.1 Общая характеристика администрации
Администрация городского округа «Город Лесной» - исполнительнораспорядительный орган городского округа «Г ород Лесной», расположенный в муниципальном образовании Свердловской области городской округ «Город Лесной» по адресу ул. К. Маркса, д. 8 [31].
Основная контактная информация администрации городского округа:
- телефоны: (34342) 6-88-48, 6-88-38;
- факс: (34342) 6-88-51;
- официальные сайты: admles@gorodlesnoy.ru; lesnov@gov66.ru;
www.gorodlesnoy.ru [31].
Данный исполнительный орган власти наделён полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Свердловской области. Администрация городского округа образована в соответствии с Уставом городского округа «Город Лесной» [43, с.27].
Администрация создана в 1992 году как администрация города Свердловск-45, с 1996 года - администрация муниципального образования «Город Лесной», с 2006 года - администрация городского округа «Город Лесной». Осуществляет свою деятельность под руководством главы администрации в соответствии с нормативно-правовой базой [43, с.27].
Администрация в своей деятельности руководствуется законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Свердловской области, подзаконными нормативными актами федеральных государственных органов исполнительной власти и органов государственной исполнительной власти
Свердловской области, Уставом городского округа «Город Лесной», решениями Думы городского округа «Город Лесной» и постановлениями и распоряжениями главы городского округа [43, с.27].
Администрация городского округа в своей деятельности подконтрольна и подотчётна главе и Думе городского округа «Город Лесной», а также подотчётна населению городского округа [43, с.27].
Администрация обладает правами юридического лица в соответствии с федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Для осуществления своих полномочий наделяется имуществом на праве оперативного управления, имеет печать с изображением герба муниципального образования городской округ «Г ород Лесной», штампы и бланки со своим наименованием.
Администрация городского округа обладает правами по созданию отраслевых (функциональных) структурных подразделений в своем составе. Структура администрации городского округа утверждается Думой по представлению главы администрации городского округа и включает в себя (Приложение А):
- Руководящее звено - глава администрации городского округа «Г ород Лесной»; первый заместитель главы администрации; заместитель главы администрации по финансам и бюджетной политике; заместитель главы администрации по вопросам образования, культуры и спорта; заместитель главы администрации по режиму и безопасности; заместитель главы администрации по правовым и организационным вопросам.
- Аппарат администрации - управление правового и кадрового обеспечения, отдел учёта и отчётности, отдел информационных технологий, информационно-аналитический отдел, контрольно-организационный отдел, архивный отдел.
- Специальные структурные подразделения - отраслевые (функциональные) структурные подразделения (управление по архитектуре и градостроительству, отдел энергетики и жилищной политики, комитет экономического развития торговли и услуг, отдел по физической культуре, спорту и молодёжной политике, отдел режима, отдел по защите населения и общественной безопасности) и отраслевые (функциональные) органы администрации (комитет по управлению имуществом, управление по финансам и бюджетной политике, отдел культуры, управление образования) [31].
Экономическую основу деятельности администрации городского округа составляют средства из бюджета муниципального образования городской округ «Город Лесной», муниципальное имущество, переданное администрации для осуществления своих полномочий, а также в соответствии с законом иное имущество, предназначенное для осуществления ею предоставленных полномочий [8]. Администрация городского округа «Город Лесной» не принимала участие в конкурсах в области качества и на сегодняшний день не имеет сертификата соответствия.
2.2 Анализ кадрового обеспечения администрации городского округа «Город Лесной»
В администрации городского округа «Город Лесной» кадровый штат состоит из 164 человек, из которых: 129 - муниципальные служащие, 13 - технические работники, 20 руководителей муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, 2 человека, замещающие муниципальные должности (глава городского округа-председатель думы и заместитель председателя думы).
Характеризуя демографический портрет социально-профессиональной группы муниципальных служащих, можно отметить тенденцию преобладанияя женщин - 80% над мужчинами - 20% (Таблица 1).
Таблица 1 - Соотношение мужчин и женщин среди муниципальных служащих администрации ГО «Город Лесной»
Пол |
Количество человек |
Женщины |
103 |
Мужчины |
26 |
Одновременно с этим отмечается гендерная специфика в профессиональном расслоении: высоко статусные позиции больше занимают мужчины, нежели женщины.
Что касается возрастной структуры, то тенденции возрастной градации отмечаются в сторону старших групп. Несмотря на то, что категория специалистов от 30 до 39 лет получила наибольшее процентно-числовое значение, более половины муниципальных служащих находятся в группе от 40 лет и выше (Таблица 2).
Таблица 2 - Возрастная структура муниципальных служащих администрации ГО «Город Лесной»
Возраст |
Количество человек |
до 30 лет |
11 |
30-39 лет |
50 |
40-49 лет |
38 |
50-59 лет |
28 |
от 60 лет |
2 |
Из всех должностей, необходимых для полноценного функционирования МО, на данный момент не заняты только 5 (Таблица 3); при этом свежих вакансий за время прохождения практики не появилось, и ранее эти вакансии не сменялись. В количественном соотношении эта цифра крайне мала и стабильна, что говорит об отсутствии проблемы текучести кадров в данном органе местного самоуправления.
Таблица 3 - Вакансии на муниципальную службу в администрации городского округа «Город Лесной»
Орган администрации |
Вакансия |
Муниципальное казенное учреждение |
Ведущий специалист |
«Управление по финансам и бюджетной |
|
политике», бюджетный отдел |
|
Муниципальное казенное учреждение «Управление по финансам и бюджетной политике», контрольно-ревизионный отдел |
Ведущий специалист |
Администрация, отдел информационных технологий |
Ведущий специалист |
Администрация, отдел режима |
Специалист 1 категории |
Администрация |
Г лава администрации |
Анализ ситуации показал, что в данном МО наблюдается дефицит профессиональных кадров органов местного самоуправления. И если количественные показатели более или менее удовлетворительны: практически полностью укомплектован штат сотрудников администрации городского округа (Таблица 3), то качественные показатели вызывают серьёзные нарекания. Поэтому уместно говорить о неукоплектованности органов местного самоуправления именно квалифицированными кадрами.
Следует начать с профессиональной принадлежности. Практически все муниципальные служащие имеют высшее образование - 98% (Таблица 4 ).
Таблица 4 - Уровень образования муниципальных служащих администрации ГО «Г ород Лесной»
Уровень образования |
Количество человек |
Среднее профессиональное |
3 |
Высшее |
126 |
2 и более высших образований |
12 |
Ученая степень |
3 |
Из них 13% получили образование по направлению «государственное и муниципальное управление». В основном должности в аппарате органов местного самоуправления замещают специалисты гуманитарных, социальных и смежных направлений: экономисты - 36%, юристы - 26%. Стоит отметить тот факт, что среди работников встречаются специалисты, далёкие по своему профессиональному образованию от управленческой сферы. Их процент достаточно внушителен (Таблица 5). Среди них есть специальности, связанные с такими направлениями обучения, как: товароведение, социология, прикладная информатика, социальная педагогика, психология, дизайн, химия и биология, история, филология, искусствоведение, архитектура, философия, физическая культура, технология ткани и трикотажа, машиностроение, дошкольная педагогика, моделирование и конструирование, химическая технология пластических масс, делопроизводство и архивоведение, городской кадастр, профессиональное обучение.
Таблица 5 - Распределение муниципальных служащих администрации ГО «Город Лесной» по полученным в ВУЗе специальностям
Специальности |
Количество человек |
Гос. и муниципальное управление |
16 |
Экономика и управление |
45 |
Юридические специальности |
33 |
Другие специальности |
32 |
Итого |
126 |
Данный факт весьма красноречив. Он характеризует общий подход и укоренившееся восприятие работы на муниципальной службе. Сложно представить обратную ситуацию, где специалист в сфере государственного и муниципального управления занимался инженерным проектированием, конструировал дома, кроил одежду и т.д. Для большинства работников, муниципальное управление - это специфичная профессия, которой может научиться каждый и для этого достаточно годовой практики.
Несмотря на факт несоответствия полученного в ВУЗе образования профессиональным требованиям, предъявляемым муниципальными должностями, стоит отметить высокий стаж муниципальной службы муниципальных кадров администрации ГО «Город Лесной» (Таблица 6).
Таблица 6 - Стаж муниципальной службы муниципальных кадров
администрации ГО «Город Лесной»
Стаж муниципальной службы |
Количество человек |
до 1 года |
2 |
1-5 лет |
28 |
5-10 лет |
32 |
10-15 лет |
27 |
15-20 лет |
16 |
20-25 лет |
19 |
более 25 лет |
5 |
Больше половины муниципальных кадров имеют стаж муниципальной от 10 лет и более, а значит имеют достаточный профессиональный опыт и навыки для замещения муниципальных должностей муниципальной службы.
Следует рассмотреть вопрос недостаточно благоприятных условий труда. Работа на муниципальной службе зачастую связана с бюрократическими процедурами, бумажной волокитой, беспрерывным документооборотом. Ежедневно печатаются тысячи экземпляров различных постановлений, распоряжений, приказов, копий личных документов, результатов проверок, ответов на различные запросы и т.д.
Сюда же следует отнести и типичную проблему невысоких заработных плат (Таблица 7). В результате опроса, проведенного среди муниципальных служащих администрации, получились следующие данные: наибольший процент опрошенных имеют заработную плату от 26000 до 30000 рублей. Если обратиться к статистике, то можно сказать, что эта цифра меньше среднестатистической: в I квартале 2016 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в городском округе «Город Лесной» составила 31424 рубля [4]. Подкрепляется этот факт и отношением муниципальных служащих к своему доходу: свое материальное положение как среднее оценивают 64,29% и как плохое 16,07% и только 8,93% описывают свое социальное положение как хорошее.