Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Основные задачи и методы управления финансами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема данной работы актуальна потому, что управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощью совокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.

Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики и управление финансами отдельных субъектов управления.

Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и общества и общества в целом.

Финансовая и прежде всего бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и положения широких слоев населения.

Цель данной работы является рассмотрение современных проблем управления финансами.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть основные задачи и методы управления финансами;

- изучить управление государственными финансами в условиях экономического кризиса;

- выявить совершенствование государственного финансового контроля.

Предмет исследования – особенности современных проблем управления финансами.

Объект исследования – современные проблемы управления финансами.

В данной работе использовались следующие методы исследования: комплексный анализ, синтез и статистический.

Для написания данной работы были использованы материалы и источники таких авторов, как Бочарова В.В., Вахрина П.И. и др. 

1. Основные задачи и методы управления финансами


1.1. Сущность и методы управления финансами

Управление финансами - это сознательное воздействие органов законодательной и исполнительной власти на финансы страны в целом и ее территорий, хозяйствующих субъектов, а также финансовые процессы, финансовую деятельность в целях достижения и поддержки макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. [1]

Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.[2]

В соответствии со структурой финансовой системы управление финансами по видам объектов управлении подразделяют:

  1. управление финансами федеральных органов власти страны;
  2. управление финансами субъектов федерации;
  3. управление финансами муниципальных образовании;
  4. управление финансами хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).

Управление финансами осуществляется с использованием административно-распорядительных и экономических методов.

В управлении финансами выделяются объекты, субъекты и инструменты управления.

К объектам управления финансами относят сферы финансовых отношении: государственные финансы (бюджеты разных уровней, государственные внебюджетные социальные фонды, государственный кредит, фондовый рынок), страхование, местные финансы (бюджеты муниципальных образований, местные внебюджетные фонды), финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Субъектами управления финансами является совокупность организационных структур власти, которые регулируют и контролируют финансовые процессы в экономике (законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном и местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях).[3]

Инструментом управления финансами служит финансовый механизм, являющийся составной частью хозяйственного механизма. Он представляет собой совокупность видов и методов организации финансовых отношений и используется для оказания воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики государства. Финансовый механизм нацелен на решение конкретных задач, достижение реального эффекта, удовлетворение потребностей общества. Структура финансового механизма сложна в связи с разнообразием финансовых отношений. Выделяют три основные группы, отражающие экономическое содержание финансов: государственные и муниципальные финансы, финансы организаций разных организационно-правовых форм, включая и страховые организации, финансы домохозяйств.[4]


В структуре финансового механизма выделяют такие функциональные звенья, как мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др. Финансовый механизм приводит в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование.

Построение финансового механизма осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве.

Управление финансами выполняет следующие функции:

  1. финансовый анализ;
  2. финансовое прогнозирование;
  3. планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности;
  4. оперативное регулирование финансов;
  5. контроль за состоянием финансов.

Контроль за состоянием финансов создаст обратную связь в тени управления, предоставляя органам управления необходимую информацию о соблюдении законов, норм правил формирования и использования финансов.

Управление финансами тесно связано с управлением кредитом, с функционированием банковской системы, так как кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов. Система государственных органов управления финансами и их функции.

Общее (стратегическое) управление финансами Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти - Федеральное Собрание и его две палаты - Государственную Думу и Совет Федерации, Администрация Президента РФ и Правительство РФ.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики. Финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу, контролю и исполнению финансовых планов.

Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период.

Ниже предоставлена таблица об органах управления финансами и их функциях.

Таблица 1 - Органы управления финансами

Органы управления

Функции

Президент РФ

Бюджетное послание

Парламент (Федеральное Собрание РФ, Совет Федерации, Государственная Дума)

Устанавливает, налоги, утверждает федеральный бюджет

Правительство РФ

Разрабатывает федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов

Министерство финансов РФ

Реализация финансовой политики

Федеральная налоговая служба

Контроль за правильностью исчисления, внесения в бюджет налогов

Федеральная таможенная служба

Контроль за исчислением, внесением таможенных платежей

Банк России

Формирует денежно-кредитную политику, осуществляет кассовое исполнение бюджета наряду с Федеральным казначейством

Счетная палата РФ

Контроль выполнения финансового законодательства, расходования федеральных средств


Так с согласия Госдумы он назначает Председателя Правительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.

Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом государственного управления финансами.

Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Совет федерации и Госдума контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначает и освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половину состава ее аудиторов назначает Совет федерации.

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.

Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом.

1.2 Министерство финансов как важнейший орган управления финансами

Его основными задачами в области управления финансами является выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферу, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, таможенных платежей (в части исчисления и порядка оплаты), включая определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.


Министерство финансов РФ

Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции.[5]

Разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:

  1. организации и функционирования бюджетной системы РФ, определения основ бюджетного процесса;
  2. федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка его исполнения в очередном финансовом году и отчетность о его исполнении;
  3. разграничения бюджетных полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
  4. финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;
  5. налоговой, валютной политики и политики в сфере таможенных платежей;
  6. регулирования деятельности субъектов и участников страхового рынка;
  7. эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий, РФ;
  8. управления государственным долгом и финансовыми активами РФ;
  9. регулирования в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
  10. контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.

Разрабатывает и утверждает:

  1. порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета;
  3. порядок составления и представления бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы;
  4. формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативно-правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  5. условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела;
  6. методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий РФ;
  7. порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.

Осуществляет:

  1. составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, обеспечение его исполнения;
  2. прогнозирование и кассовое планирование исполнения федерального бюджета;
  3. ведение учета операций по исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
  4. экспертизу проектов Финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства РФ по законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;
  5. управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
  6. функции эмитента государственных ценных бумаг РФ;
  7. координацию бюджетно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики;
  8. участие от имени Правительства РФ в деятельности Парижского клуба и других клубов и форумов, подписание от имени Правительства РФ многосторонних соглашений с должниками в рамках указанных клубов и форумов.