Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Основные задачи и методы управления финансами).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные задачи и методы управления финансами
1.1. Сущность и методы управления финансами
1.2 Министерство финансов как важнейший орган управления финансами
2 Управление государственными финансами в условиях экономического кризиса
Предварительные итоги 2009 г. говорят о наметившейся стабилизации в отдельных отраслях экономики, что внушает определенный оптимизм. 1. Во втором полугодии происходил рост экономики в среднем на 0,5 % в месяц, снижение ВВП ожидалось на 8,5-8,7 %, инфляция - в пределах 9 %. По данным МВФ, ожидается, что в 2010г. рост ВВП в 3. России будет скромным и составит 3,5 %. На антикризисную программу в 2010 г. вместе с остатком 4. средств будет выделено 195 млрд. руб.
Преодоление негативного влияния и последствий кризиса на экономику нашей страны является одной из важнейших задач финансовой политики государства. Руководством страны была выражена уверенность в том, что наша страна справится со всеми трудностями, в ближайшее время сформирует самостоятельную финансовую систему, способную противостоять внешним вызовам и обеспечить стабильное решение собственных задач.
В результате реформ в стране сформирована новая инфраструктура финансовой системы государства. Ее нужно наполнять соответствующим содержанием. В условиях кризиса все более очевидным становится несоответствие сложившейся финансовой системы целям и задачам развития общества. Продолжающееся развитие и модернизация рыночной экономики может изменить и финансовую политику, и сам ход исторического развития финансов. Новые надежды на будущее вселяют решимость к кардинальным переменам. Россия в ближайшее время должна выйти в число мировых лидеров и в XXI в. стать экономически развитым, процветающим государством.
3 Совершенствование государственного финансового контроля
-
- Бюджетный контроль
Различаются следующие формы бюджетного контроля:
Предварительный контроль. Он проводится до совершения финансовых операций. Законодательными органами власти такой контроль осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и иных законов по бюджетно-финансовым вопросам. Предварительный контроль производится на стадии составления смет расходов бюджетных учреждений, расчетов на получение субсидий, субвенций и других средств из бюджета. Предварительный контроль служит для предотвращения нецелевого, неэффективного и нерационального расходования бюджетных средств.
Текущий контроль - производится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в течение всего финансового года. Этот контроль опирается на проверку и анализ первичных документов бюджетного учета и отчетности. Органами законодательной власти текущий контроле осуществляется в ходе рассмотрения исполнение бюджетов. В проведении текущего контроля большую роль играют бухгалтерские службы учреждении предприятий и организаций. Текущий контроль помогает оценить ход исполнения бюджета, полноты поступления доходов в бюджет, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, дать оценку действующему бюджетному законодательству, способствует соблюдению финансовой дисциплины.
Последующий контроль - проводится путем анализа и ревизий бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Законодательными органами власти такой контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета. Последующий контроль за целевым и рациональным расходованием бюджетных средств производится Федеральной службой финансово-бюджетного надзора. При этом органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора должны охватывать проверками не менее 30 % организаций, получающих в различных формах средства федерального бюджета, либо не менее 30 % объемов финансирования из федерального бюджета.[20]
В России на протяжении последних пяти лет происходят преобразования в финансово-бюджетной сфере, идет совершенствование государственного финансового контроля. Важным шагом в этом направлении является создание территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в субъектах РФ.
Разберем на примере субъекта РФ, работу механизма финансового контроля.
При проведении контрольных мероприятий в 2009-2013 гг. работниками управления выявлены следующие нарушения исполнения бюджетного законодательства РФ:
- нецелевое использование средств федерального бюджета;
- неэффективное использование материальных ресурсов и денежных средств;
- недостача и излишки денежных средств и материальных ресурсов;
- недопоступление платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
- неправомерное расходование денежных средств и материальных ресурсов:
- другие нарушения в части исполнения действующих законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.
Динамика количества проверок и материального ущерба, выявленного в результате проведенных управлением контрольных мероприятий в 2009-2013 гг., представлена в табл. 2, 3.
Таблица 2 - Количество проведенных управлением контрольных мероприятий в 2009-2013 гг., ед.
Наименование |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Общее количество контрольных мероприятий |
260 |
326 |
195 |
273 |
285 |
Количество проведенных контрольных мероприятий в расчете на 1 работника |
64 |
53 |
38 |
37 |
34 |
Таблица 3 - Динамика сумм выявленных управлением нарушений в
2009-2013 гг., млн руб.
Наименование |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Сумма выявленных нарушений |
5 643.2 |
4 098.3 |
5 251,3 |
13 860 |
21 567,5 |
Сумма выявленных нарушений в расчете на 1 работника |
104,5 |
77,3 |
138.2 |
374.6 |
551,4 |
По результатам проведенных контрольных мероприятий управление приняло следующие меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений действующего законодательства РФ: в адрес руководителей учреждений направлены предписания об устранении выявленных нарушений и представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Материалы выявленных нарушении направлены в органы прокуратуры. По фактам нецелевого использования средств федерального бюджета в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора отправлены уведомления об изменении (сокращении) лимитов бюджетных обязательств, виновные должностные лица привлечены к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (табл. 4).
Таблица 4 - Динамика сумм устраненных нарушений в 2009-2013 гг., млн.
руб.
Наименование |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Сумма устраненных нарушений |
448,2 |
325,2 |
1 425,2 |
3 941,4 |
17 870,1 |
Сумма устраненных нарушений в расчете на 1 работника |
8,3 |
6,1 |
37,5 |
106,5 |
526,5 |
Сведения о результатах проведенных ревизий направлены в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, в чью компетенцию входит рассмотрение нарушений законодательных и нормативно правовых актов Российской Федерации, выявленных управлением.
По результатам рассмотрения предписаний и представлений руководителями проверяемых учреждений изданы приказы, согласно которым виновные должностные лица привлечены к ответственности (См: табл. 5).
Таблица 5 - Динамика привлечения лиц к дисциплинарной и материальной
ответственности по результатам проведенных управлением
контрольных мероприятий в 2009-2013 гг., ед.
Наименование |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Лица, привлеченные к ответственности |
64 |
58 |
87 |
161 |
112 |
Лица, привлеченные к ответственности, к числу контрольных мероприятий |
260 |
326 |
195 |
273 |
286 |
В 2005-2009 гг. управлением бюджетно-финансового надзора по субъекту проведено более 400 проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и валютного контроля. Ежегодное увеличение числа проверок связано с увеличением внеплановых проверок, проводимых на основании информации, полученной от Банка России (уполномоченных банков и других источников).
По результатам проверок управлением возбуждено около 1 300 дел. Это напрямую связано с увеличением количества правонарушений валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и валютного контроля. Всего за это время руководством управления вынесено около 1 000 постановлений о назначении административного наказания, из которых вступили в законную силу 600 (табл. 6,7 ).
Таблица 6 - Показатели деятельности управления в сфере валютного
контроля в 2009-2013 гг., ед.
Наименование |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Проведенные проверки |
18 |
16 |
123 |
139 |
142 |
Возбужденные дела |
32 |
37 |
554 |
491 |
356 |
Таблица 7 - Динамика вынесенных управлением и вступивших в законную силу постановлений в сфере валютного контроля в 2009-2013 гг., ед. |
|||||
Наименование |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Вынесенные постановления о назначении административного наказания |
30 |
30 |
345 |
308 |
291 |
Постановления, вступившие в силу |
23 |
24 |
168 |
267 |
236 |
финансы государственный управление контроль
Как показывает практика, причинами, способствующими совершению административных правонарушений, являются:
ненадлежащий уровень внутреннего контроля по соблюдению требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
отсутствие должностных лиц, ответственных за ведение валютных операций, оформление и переоформление паспортов сделок и подготовку отчетности по внешнеэкономической деятельности;
несвоевременное представление информации в соответствующие кредитные организации, неправильное оформление договоров.
Анализ данных за 2009-2013 гг. по количеству вынесенных постановлений и постановлений, вступивших в законную силу, наглядно демонстрирует увеличение выявленных нарушений. Так, в 2009 г. управлением вынесено 345 постановлений о назначении административного наказания, в 2010 г. - 348; из них постановлений, вступивших в законную силу в 2009г.-168, в 2010г.- 267.
Увеличение количества постановлений, вступивших в законную силу, связано с изменением порядка получения от банков информации о наличии в деятельности организаций признаков нарушения валютного законодательства и качеством проводимых проверок.
По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях предъявляются штрафные санкции к нарушителям валютного законодательства Российской Федерации (См: табл. 8).
Таблица 8 - Динамика выявленных и взысканных управлением сумм
штрафных санкций в сфере валютного контроля в 2009-2013 гг.
тыс.руб.
Наименование |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Предъявленные штрафные санкции |
6 424,3 |
1 071,7 |
5 736 |
21 504,4 |
19401,4 |
Взысканные штрафные санкции |
695,6 |
745,5 |
4 427,6 |
16 525,3 |
13578,2 |
Управлением в 2009-2013 гг. всего предъявлено штрафных санкций на сумму более 50 млн. руб., взыскано в доход федерального бюджета денежных средств на сумму около 30 млн. руб.
В связи с вышеизложенным было бы целесообразно:
- методы государственного финансового контроля (ревизия, проверка, обследование, надзор анализ, аудит бюджета) закрепить на законодательном уровне;
- содержание и механизм реализации этих методов регламентировать Бюджетным кодексом Российской Федерации;
3)установить государственный статус ревизора независимо от его принадлежности к органам внешнего или внутреннего контроля.
Таким образом, развивающаяся и адаптирующаяся к требованиям современного общества система государственного финансового контроля способствует эффективному использованию общественных финансов, направленному на достижение конкретного результата, обеспечению прозрачности финансовых потоков, улучшению благосостояния всех граждан России.
Заключение
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.
Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы.
Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.