Файл: Современные проблемы финансов предприятий (Основные задачи и методы управления финансами).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Основные задачи и методы управления финансами
1.1. Сущность и методы управления финансами
1.2 Министерство финансов как важнейший орган управления финансами
2 Управление государственными финансами в условиях экономического кризиса
Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.
Оперативное управление финансами - главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.[16]
Финансовый контроль, с одной стороны - одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.
Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микро-уровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.
Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.[17]
Финансовый контроль включает:
- проверку соблюдения экономических законов (оптимальности распределения и перераспределения национального дохода);
- составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль);
- эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;
налоговый контроль.
Финансовый контроль преследует следующие задачи:
- содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;
- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
- выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.[18]
Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране - бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация - главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.
В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти. Главная цель - обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств; ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций; внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля - хозяйственная и финансовая деятельность; общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;·независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.
К методам финансового контроля относятся:
Проверка - производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
Обследование - охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций и учреждений.
Надзор - проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил.
Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.
Ревизия - наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.[19]
Контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы предприятий, организаций и учреждений.
Таким образом, управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы.
Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.
В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами - финансовый аппарат.
2 Управление государственными финансами в условиях экономического кризиса
В 2008 г. (до начала кризиса) хорошими темпами развивалось и модернизировалось производство, иностранные и российские инвестиции активно работали на нашу экономику. К концу 2008 г. положение дел в экономике страны обострилось под влиянием глобального мирового финансового кризиса, вышедшего за рамки финансового и ставшего экономическим или финансово-экономическим с социальными последствиями. Источником кризиса стала финансовая система США. Нет ни одной страны в мире, которую бы он не затронул.
Коммерческие банки России в конце 2008 и в начале 2009 г. испытывали большую потребность в финансовых ресурсах, так как рынок межбанковских кредитов в стране не действовал с сентября 2008 г. Наличие долгосрочных ресурсов по доступной цене за счет государственной поддержки финансового сектора позволило бы восстановить кредитный потенциал региональной банковской системы в целях поддержки реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса. Стремясь предотвратить кризис ликвидности, в августе 2008 г. Министерство финансов РФ разместило в коммерческих банках 166 млрд. руб.; в сентябре - 763 млрд. руб.; еще 300 млрд. руб. были высвобождены ЦБ РФ путем снижения требований к резервам банков. В октябре 2008 г. государство предоставило российским банкам суббординированный кредит на сумму 950 млрд. руб. сроком не менее чем на 5 лет, в том числе Сбербанку России - 500 млрд. руб., банку ВТБ - 200 млрд. руб., Россельхозбанку - 25 млрд. руб. Однако, это не изменило положения дел на фондовом рынке, так как банки тратили выделенные средства в значительной мере на покупку валюты. Золотовалютные резервы страны за сентябрь и октябрь 2008 г. снизились на 97,6 млрд. долл., около 60% из них были потрачены на валютном рынке в целях поддержания курса рубля.
Российский фондовый рынок по итогам октября 2008 г. продемонстрировал худшие результаты среди всех рынков мира. Специфическим фактором в развитии кризиса в нашей стране являлось наличие огромного внешнего долга российских компаний, который достигал в совокупности 527 млрд. долл. на начало октября 2008 г. Другим негативным фактором стало резкое падение цен на нефть ниже 70 долл. за баррель, т.е. того уровня, исходя из которого на 2009 г. бюджет был рассчитан как бездефицитный.
За полгода в октябре 2008 г. российский рынок потерял около 70% капитализации, тогда как остальные страны потеряли около 25 или 30%. Падение промышленного производства в России в декабре 2008 г. составило 10,3%, а в целом за IV квартал оно составило 6,1 % (по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.). Основной причиной падения российского фондового рынка в январе 2009г. стала политика управляемой девальвации рубля, проводимая Банком России. По данным Росстата, промышленное производство в январе 2009 г. упало на 16 % по сравнению с январем 2008 г. Это самый глубокий обвал с 1994 г.
Наиболее сильный спад произошел в обрабатывающих отраслях, где производство снизилось на 24,1 %, строительство сократилось на 16,8 %. К середине февраля 2009 г. среднесуточная добыча газа к уровню 2008 г. в целом по России снизилась на 9,9%, в «Газпроме» - на 13,3%. Наиболее сильным во всем мире оказалось падение спроса в автомобильной промышленности. Производство легковых автомобилей в РФ сократилось более чем на 60%.
В связи со сложившимися обстоятельствами в 2009г. остро встал вопрос о корректировках федерального бюджета на ближайшие три года и сокращении бюджетных расходов. В марте 2009г. было принято решение правительства временно отказаться от трехлетнего бюджета и оптимизировать ряд расходных статей бюджета на 2009г. Законченный проект федерального бюджета на 2009г. был одобрен Правительством РФ и имел остро выраженный антикризисный характер. Он усматривал сокращение расходов на управление ( на 38,7 млрд. руб.) и 5 %-й дефицит ВВП. Сокращены расходы на содержание всех ведомств, кроме судебной системы. Объем теневого рынка, по рассмотрению правительственных экспертов, составляет ВВП РФ. Эта цифра отражает потенциальный экономический эффект усиления государственного финансового контроля в налоговой системе страны.
Одновременно правительство рассмотрело кризисную программу на 2009 г., которая включает в себя семь приоритетных направлений. Первое - это социальная защита граждан, выполнение всех публичных обязательств перед населением в полном объеме. Второе - сохранение промышленного и технологического потенциала Российской экономики. Третье - активизация спроса за счет импортозамешения, создания преференций для российских товаров перед импортными там, где это возможно. Четвертое - развитие страны в соответствии с достигшей долгосрочного развития России. Пятое - это снижение административных барьеров бизнеса. Шестое - поддержка национальной финансовой системы, в том числе банков и фондового рынка. Седьмое - проведение ответственной экономической политики государства, ориентированной на уровень инфляции в 2009 г. 13-14%.
На стабилизацию ситуации на рынке труда из федерального бюджета было выделено дополнительно 43,4 млрд. руб. Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития ее экономики утвержден перечень из системообразующих организаций, поддержка осуществляется дополнительной капитальной, прямой господдержкой и госгарантиями. В дополнение к федеральному списку нормированный перечень предприятий регионального значения, состоящий из 1 148 организаций.
В результате принятых мер, безработица в России снизилась с 7,1 млн. чел. в феврале до 6 млн. чел. в ноябре 2009 г. Однако ситуация на рынке труда оставалась напряженной. Поэтому на 2010 г. На программы содействия занятости было намечено выделить 36 млрд. руб.
В результате корректировки бюджета объем госинвестиций был снижен по сравнению с запланированным ранее на 2009 г., но оказался достаточным для поддержания необходимого уровня спроса со стороны государства. Целый ряд мер предусмотрен по поддержке отдельных отраслей экономики - сельского хозяйства, автомобилестроения, оборонно-промышленного комплекса и др. В дополнение к ранее выделенным суббординированным кредитам в 2009 г. правительство направило 200 млрд. руб. банку ВТБ, 130 млрд. руб. - Внешэкономбанку, 225 млрд. руб. - коммерческим банкам для целевого финансирования реального сектора экономики.
г. был одним из самых сложных за предыдущее десятилетие и самым худшим годом в послевоенной всемирной истории. При сложившейся негативной динамике он стал одним из наиболее провальных за последние сто лет. В России доходы бюджетов оказались в 3-4 раза меньше запланированных. Судя по результатам первых двух месяцев, доходы бюджетов 2009 г. снизились на 17% по сравнению с предыдущим годом. Федеральный бюджет недополучил 4,2 трлн. руб. За первое полугодие 2009 г. поступления в федеральный бюджет России сократились на треть по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Наибольшее падение зарегистрировано по налогу на прибыль организаций (в 3,1 раза). Выпадающие доходы предполагалось покрыть из Резервного фонда. В 2009 г. на расходы из него было направлено 2 751,5 млрд. руб. Первоначально было объявлено о сохранении всех объемов финансирования инвестиций, инноваций и социальных программ. Итоги первых месяцев 2009 г. показали, что ситуация в экономике страны крайне сложная. Инфляция за два месяца составила 13,4%, упали объем ВВП и реальные доходы населения, возросла задолженность по заработной плате.
По итогам за первое полугодие 2009 г. ВВП страны снизился на 10,1 %, промышленное производство сократилось на 14,8 %, инвестиции - на 18,2%. При этом в России спад принял затяжной характер. Дефицит бюджета по прогнозу, в зависимости от цены на нефть, за год может составить от 8,8 до 9,5% ВВП. Учитывая сложность экономической ситуации, правительство использовало 2 600 млрд. руб. из Стабилизационного фонда. Если ничего не изменится в экономике, то в 2011 г. резервные средства иссякнут.