Файл: Основные функции в системе менеджмента (Раскрытие основных функций, принципов и методов менеджмента).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Функции управления как процесс управления
1.1. Понятие функций управления
1.2. Структура функций управления
1.3. Взаимосвязь функций и управленческой структуры
Глава 2. Управление, как процесс реализации взаимосвязанных функций
2.1. Характеристика конкретной организации
2.2. Взаимосвязь функций управления и структуры управления
2.3. Роль связующих процессов в реализации конкретных функций
Глава 3. Реализация функций управления в организации
- при осуществлении функции организовывания: структура производства, структура управления, организация производственного процесса, вспомогательных служб и обслуживающего производства, организация труда рабочих и специалистов.
Процесс мотивации включает установление и оценку неудовлетворенных потребностей, формирование целей удовлетворения потребностей, определение стимулирующих воздействий (мер).
Функция координации предполагает принятие решений по способам согласования деятельности различных структурных звеньев, применению технических средств связи и т. п.
Функция контроля связана с принятием решений о том, что, когда и как контролировать, какие виды и формы контроля использовать, как анализировать полученную информацию, а также решения по осуществлению корректирующих действий.
Процесс целеполагания - процесс по установлению иерархии целей и согласования их с параметрами внешней и внутренней среды.
Цель - это предвосхищение результата деятельности.
Динамизм функций выражается в необходимости их подстройки на все возрастающие изменения во внешней среде, которые сегодня приобрели характер турбулентности. Для этого требуется освоение существующих методов и способов выполнения функций, использование нестандартных решений, творческого подхода к решению проблем. Согласно кибернетическому принципу Эшби, который гласит: только разнообразие может уничтожить разнообразие, можно утверждать, что только применение разнообразных методов функционирования системы может сделать ее поведение предсказуемым, т. е. можно утверждать, что для поддержания интереса, чувства удовлетворенности сотрудников процессом и результатом труда, которые являются основой мотивации, при применении методов воздействия на поведение сотрудников необходимы новизна (для того, на кого направлено воздействие) с элементами приятной неожиданности. Чем большим диапазоном инструментов управления владеет менеджер, чем выше его понимание среды, тем эффективность функционирования предприятия выше.
Динамизм функций можно проиллюстрировать с помощью эволюции принципов менеджмента. Например, перенос доминанты при реализации функции мотивации с "кнута" (теория X) на "пряник", "вкус" которого меняется, в соответствии с теорией Маслоу, от материального вознаграждения до развития творческого потенциала личности.
В постоянном, гибком реагировании на требования рынка всех функций и заключается искусство менеджера, которое может быть реализовано только благодаря применению научных методов управления.
Глава 2. Управление, как процесс реализации взаимосвязанных функций
2.1. Характеристика конкретной организации
Полное наименование Компании: Открытое акционерное общество «Российские железные дороги».
Сокращенное наименование Компании: ОАО «РЖД».
Наименование на английском языке: Joint Stock Company «Russian
Railways» (JSCo «RZD»).
Адрес ОАО «РЖД»: Россия, 107174 Москва, Новая Басманная ул., 2.
Адрес ОАО «РЖД» в Интернете: www.rzd.ru.
ОАО «РЖД» учреждено постановлением правительства Российской Федерации от 18
сентября 2003 г. №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские
железные дороги». Хозяйственная деятельность Компании началась 1 октября 2003 г.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г.
№1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» ОАО «РЖД» включено в перечень открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.
Виды деятельности ОАО «РЖД»:
-грузовые перевозки;
-пассажирские перевозки в дальнем следовании;
-пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
-содержание и эксплуатация инфраструктуры;
-предоставление услуг локомотивной тяги (в пассажирском и грузовом движении);
-ремонт подвижного состава;
-строительство объектов инфраструктуры;
-научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
-содержание социальной сферы;
-прочие виды деятельности.
Структура управления ОАО «РЖД»
Высшим органом управления ОАО «РЖД» является Общее собрание акционеров. Единственным акционером Компании является Российская Федерация, от имени которой полномочия осуществляются правительством Российской Федерации (ст. 47 Федерального закона «Об акционерных обществах»).Решения акционера оформляются в форме распоряжения правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации единолично принимает решение и оформляет письменно численный и персональный состав Совета директоров ОАО «РЖД». Со-
став Совета директоров ОАО «РЖД», избранный в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 г. №930-р утвержден в количестве 11 человек (должности указаны на момент избрания) из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов. В соответствии с распоряжением правительства Российской
Федерации от 30 июня 2007 г. №864-р количественный состав Совета директоров увеличен на одного человека. Председателем Совета директоров ОАО «РЖД» избран Жуков А.Д. – заместитель председателя правительства Российской Федерации. Членом Совета директоров является Якунин В.И. – президент ОАО «РЖД». Президент ОАО «РЖД» реализует права и несет ответственность за достижение главных целей деятельности общества – обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых Обществом, а также извлечения прибыли. Правление ОАО «РЖД» как коллегиальный исполнительный орган осуществляет общее руководство хозяйственной деятельностью Компании. Количество членов Правления Общества определяется Общим собранием акционеров. Правление Общества состоит из Председателя Правления Общества – президента ОАО «РЖД», первого вице-президента, старших вице-президентов и вице-президентов Компании, руководителей филиалов Общества – железных дорог, руководителей подразделений аппарата управления Общества и других работников Общества.
Ревизионная комиссия создается для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Компании. Члены Ревизионной комиссии назначаются Общим собранием акционеров. Члены Ревизионной комиссии не могут одновременно занимать какие-либо должности в органах управления Компании.
Организационная структура холдинга «РЖД»
Организационная структура холдинга «РЖД» состоит из материнской компании
ОАО «РЖД», дочерних и зависимых обществ и включает (см. рис. 1.2):
17 территориальных филиалов – железных дорог:
Октябрьская, Калининградская, Московская, Горьковская, Северная, Северо-Кавказская, Юго-Восточная, Приволжская, Куйбышевская, Свердловская, Южно-Уральская,
Западно - Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Дальневосточная и Сахалинская.
Функциональные филиалы:
-4 филиала в области перевозок (Петропавловское отделение Южно-Уральской железной дороги, Рефсервис, Центр по перевозке грузов в контейнерах «Трансконтейнер», Федеральная пассажирская дирекция);
-6 филиалов в области технико-экономического и финансового обеспечения;
-45 филиалов в области капитального строительства;
-30 филиалов в области ремон-
та подвижного состава;
-15 филиалов в области путевого хозяйства;
-8 филиалов – электротехнические заводы;
-3 филиала в области информатизации и связи;
-20 филиалов в области социальной сферы;
-8 филиалов – проектные бюро;
-2 прочих филиала
Представительства Общества функционируют в 10 странах мира:
Северная Корея (Пхеньян), Китай (Пекин), Польша (Варшава), Чехия (Прага),
Финляндия (Хельсинки), Германия (Берлин), Венгрия (Будапешт), Эстония (Таллин), Украина (Киев), Иран (Тегеран)
97 дочерних и зависимых обществ.
Филиалы и представительства, созданные Компанией, не являются юридическими лицами и наделены имуществом, принадлежащим ОАО «РЖД».
Железные дороги являются территориальными филиалами ОАО «РЖД».
В состав территориальных филиалов ОАО «РЖД» – железных дорог – входят
66 отделений железных дорог, а также Представительство Куйбышевской железной дороги в Республике Татарстан, выполняющее функции, схожие с отделениями железных дорог. Петропавловское отделение Южно-Уральской желез-
ной дороги входит в число филиалов перевозочных компаний. Количество отделений железных дорог находится в пределах от двух (на Красноярской ж. д.) до
семи (на Московской ж. д.), а в среднем около 4–5 отделений железной дороги.
Основные показатели, характеризующие деятельность ОАО «РЖД»
ОАО «РЖД» является крупнейшей национальной транспортной компанией, создающей инфраструктурные условия для обеспечения инновационного развития экономики России,
обеспечивающей транспортное единство страны, повышение глобальной конкурентоспособности транспортной системы России, качественное удовлетворение спроса государства и общества на транспортные услуги. Масштаб деятельности ОАО «РЖД» может быть охарактеризован следующими показателями.
Российские железные дороги являются одной из самых крупных в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающей
высокими кредитными рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, обширной научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества. Железные дороги исторически играют ключевую роль в транспортной системе России, обеспечивая 42,7% (а без учета трубопроводов – 85,2%) грузооборота и свыше 39,1% пассажирооборота всей транспортной системы страны(по итогам 2008 года).За годы деятельности Компании существенно повысились роль и статус «Российских железных дорог» на мировом транспортном рынке.
Восстановлено участие в деятельности Международного союза железных дорог, что дает реальный импульс последовательной интеграции российской, азиатской и европейской железнодорожных систем. Компания развивает сотрудничество по двух- и многосторонним проектам с железными дорогами Германии, Польши, Белоруссии, Казахстана, Финляндии, Китая, Монголии, Кореи и других стран.
Имеются большие перспективы и в развитии транспортного коридора «Север – Юг».
Компания осуществляет концессионное управление железными дорогами Армении. Ведется активная работа по выходу на зарубежные рынки строительства железнодорожной инфраструктуры в странах Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки. Все эти проекты отвечают курсу государства на интеграцию России в мировое экономическое сообщество, способствуют эффективному использованию ее транзитного
потенциала. Благодаря этому ОАО «РЖД» становится не только объектом, но и субъектом геостратегии России, влияющим на достижение как внутриэкономических, так и геоэкономических и геополитических целей.
2.2. Взаимосвязь функций управления и структуры управления
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года утверждена программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Основными целями этой реформы являются:
• повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, безопасности и качества оказываемых услуг;
• формирование единой эффективной транспортной системы страны;
• снижение совокупных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
• удовлетворение растущего спроса на перевозки.
Достижение поставленных целей обеспечивается на основе следующих задач и принципов:
• разделения функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности;
• сохранения единой государственной сетевой производственной инфраструктуры
железных дорог и централизованного диспетчерского управления;
• поэтапное прекращение перекрестного субсидирования пассажирских за счет
грузовых, внутрироссийских и экспортно-импортных перевозок;
• совершенствования тарифной политики;