Файл: Основные функции в системе менеджмента (Раскрытие основных функций, принципов и методов менеджмента).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Функции управления как процесс управления
1.1. Понятие функций управления
1.2. Структура функций управления
1.3. Взаимосвязь функций и управленческой структуры
Глава 2. Управление, как процесс реализации взаимосвязанных функций
2.1. Характеристика конкретной организации
2.2. Взаимосвязь функций управления и структуры управления
2.3. Роль связующих процессов в реализации конкретных функций
Глава 3. Реализация функций управления в организации
• формирования рынка услуг железнодорожных перевозок;
• дальнейшего развития конкуренции в сфере перевозок грузов, ремонта подвижного
состава, перевозок и обслуживания пассажиров;
• недопустимости слияния предприятий, действующих в потенциально конкурентной среде, с предприятиями естественно-монопольного сектора;
• обеспечения гарантированного не дискриминационного доступа к инфраструктуре
федерального железнодорожного транспорта независимых грузовых и пассажирских компаний-операторов и пользователей подвижного состава;
• выделения из сферы деятельности федеральных железных дорог объектов социально-бытового и другого назначения (кроме специализированных) для снижения
непроизводственных издержек;
• обеспечения финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли, в том числе на основе введения раздельного финансового учета;
• осуществления мер, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности системы железнодорожного транспорта;
• повышения материальной заинтересованности работников железнодорожного
транспорта и обеспечение им социальных гарантий.
В соответствии с Программой структурная реформа осуществляется в 3 этапа:
• Первый – 2001–2002;
• Второй – 2003–2005;
• Третий – 2006–2010.
На первом этапе структурной реформы сформированы законодательные основы и
проведены организационные мероприятия, необходимые для разделения функций государственного регулирования и хозяйственного управления на железнодорожном транспорте. Основополагающим результатом первого этапа стало разделение функций государственного регулирования управления хозяйственной деятельностью на федеральном железнодорожном транспорте, что послужило основой создания ОАО «РЖД».
В составе Общества образованы 17 территориальных филиалов – железных дорог,
функциональные филиалы (заводы, проектно-конструкторские, строительные подразделения и т.д.) и представительства Общества за рубежом: всего 166 обособленных структурных подразделений. Для начала работы ОАО «РЖД» были зарегистрированы права собственности на 420 тысяч объектов имущества 987 государственных унитарных предприятий, что обеспечило возможность приступить к построению системы корпоративного управления, перейти на новые принципы менеджмента и организации бизнеса. При этом параллельно ОАО «РЖД» были существенно увеличены объемы перевозок, обеспечена высокая динамика производственно-экономических
показателей и темпы развития.
Второй этап Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте связан с выделением конкурентных видов деятельности, которые могут осуществляться иными хозяйственными организациями. Разработана и утверждена Советом директоров ОАО «РЖД» Концепция корпоративного строительства ОАО «РЖД», предусматривающая цели, приоритеты и направления деятельности ОАО «РЖД» по организации и реорганизации бизнес-процессов и подсистем корпоративного управления в условиях становления Компании и проводимой структурной реформы.
Важным результатом второго этапа стало создание дочерних обществ ОАО «РЖД» как
в перевозочной деятельности – «Трансконтейнер», «Рефсервис», «Русская Тройка», первых пригородных пассажирских компаний, а также в других сферах – «Элтеза», «Ремпутьмаш», «Росжелдорстрой» и «Росжелдорпроект». Это способствовало развитию конкуренции в сфере оперирования подвижным составом.
Сейчас года реализуется третий этап реформы, основной задачей которого является
создание условий для привлечения значительного объема инвестиционных ресурсов в реновацию и развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования как основы дальнейшего развития российской экономики.
Правлением ОАО «РЖД» одобрен проект Программы развития пригородного пассажирского комплекса до 2015 года, включающий целевую бизнес-модель и концепцию его реформирования. Перед пригородным комплексом поставлены масштабные задачи по выходу на безубыточность и продолжению создания пригородных пассажирских компаний. Для эффективного управления этими процессами создан специальный Центр, функциями которого является выработка единых методов и планов по решению задач утвержденной Программы и обобщение лучшего опыта железных дорог и пригородных компаний по повышению эффективности этого бизнеса.
Кроме того, Правлением Компании утверждена Концепция эффективного использования и развития железнодорожных вокзалов до 2015 года, в которой определены цели и задачи комплексного развития вокзалов, а также система мероприятий и механизмов их реализации и последовательности этапов. Важнейшим элементом данной концепции является создание условий для привлечения частных инвестиций в развитие
вокзалов и повышение их коммерческого потенциала.
Операционная деятельность Компании затрагивает интересы регионов, а также миллионов людей как с социально-экономической, так и с экологической точек зрения. Социальные функции, выполняемые железнодорожным транспортом:
• реализация конституционных прав населения по беспрепятственному передвижению по территории страны;
• обеспечение для граждан и организаций равных возможностей в перевозках;
• увеличение занятости населения страны в связи с развитием железнодорожного транспорта и смежных отраслей промышленности;
• создание условий для социально-экономического развития регионов;
• обеспечение социально значимых пассажирских перевозок за счет общего финансового результата деятельности.
Железнодорожный транспорт является одним из наиболее экологически чистых видов транспорта, что не снимает с Компании ответственность за охрану окружающей среды и рациональное природопользование. С этой целью в филиалах Компании внедряются современные системы экологического менеджмента, энерго- и ресурсосберегающих
технологий, осуществляется мониторинг и контроль за состоянием окружающей среды.
Деятельность ОАО «РЖД» затрагивает интересы многих заинтересованных сторон.
Их перечень включает в себя различные категории коммерческих и некоммерческих организаций, органов государственной власти, физических лиц, на которых влияет деятельность Компании или деятельность которых влияет на Компанию.
Важнейшими группами заинтересованных сторон Компании в сфере корпоративной социальной ответственности являются акционер, сотрудники Компании, потребители ее
услуг, население, органы государственной власти, общественные организации и международные ассоциации, подрядчики и поставщики, партнеры, конкуренты и другие.
Деятельность Компании в области взаимодействия с заинтересованными сторона-
ми направлена как на внешние по отношению к Компании стороны, так и на собственных
сотрудников, которые являются внутренними заинтересованными сторонами.
Компания реализует значительный комплекс мер, направленных на повышение социальной защищенности и благосостояния сотрудников, создание возможностей для профессионального развития, сокращение текучести кадров, безопасность жизнедеятельности и охрану их здоровья, здоровья членов их семей. Эта деятельность Компании формирует возможности профессионального роста и раз-
вития каждого сотрудника, получения социальной поддержки в ходе реализации социальных программ Компании, таких как жилищная и молодежная программы, а также использования систем здравоохранения и негосударственного пенсионного обеспечения.
Рисками сотрудников, связанными с деятельностью Компании, являются риски травматизма и профессиональных заболеваний. На минимизацию этих рисков направлены мероприятия Компании по охране труда и промышленной безопасности. Большинство кадровых рисков Компании связаны с низкой конкурентоспособностью заработной платы, темпами ее роста.
2.3. Роль связующих процессов в реализации конкретных функций
В целях повышения престижности работы в системе железнодорожного транспорта, роста своей конкурентоспособности на рынке труда и снижения текучести кадров ОАО «РЖД» обеспечивает рост заработной платы своих сотрудников путем развития новых механизмов регулирования заработной платы. Эти механизмы нашли отражение в Положении о корпоративной системе оплаты труда, основанной на дифференциации
заработной платы с учетом индивидуальной оценки профессионализма, результативности и трудовой отдачи работников, а также процессов, происходящих на рынке труда.
Большое значение для установления партнерских отношений Компании и сотрудников
имеет развитие коллективно-договорной системы. Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2008–2010 годы определил общие принципы взаимодействия Компании и сотрудников и направлен на обеспечение взаимного учета их интересов и ожиданий.
В целях повышения качества услуг Компания проводит работы по оптимизации процесса
оформления грузовых перевозок и связанных с ними услуг, таких как внедрение технологии единого лицевого счета плательщика, юридически значимого электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи при оформлении документов в процессе организации перевозок грузов.
В целях минимизации рисков потребителей, связанных с качеством перевозок и их безаварийностью, санитарно-эпидемиологической и экологической безопасностью, в Компании действуют Функциональная стратегия управления качеством и Стратегия обеспечения гарантированной безопасности и надежности перевозочного процесса, неразрывно связанные с рядом других функциональных стратегий в системе стратегического управления ОАО «РЖД». К взаимодействию Компании с потребителями также относится информирование потребителей о предлагаемых Компанией услугах, доведение до них правил пользования железнодорожным транспортом, а также деятельность в сфере маркетинговых коммуникаций.
Глава 3. Реализация функций управления в организации
3.1. Формирование и совершенствование функций управления
Для реализации структурной реформы и повышения устойчивости работы железнодорожного транспорта, безопасности и качества оказываемых услуг:
- разработаны и приняты федеральные законы и нормативные акты, обеспечивающие не дискриминационный доступ к услугам инфраструктуры;
- были зарегистрированы права собственности на объекты государственных унитарных предприятий, что обеспечило возможность приступить к построению системы корпоративного управления. При этом были существенно увеличены объемы перевозок.
- выделением конкурентных видов деятельности, которые могут осуществляться иными хозяйственными организациями;
- Разработана и утверждена Концепция корпоративного строительства ОАО «РЖД», предусматривающая цели, приоритеты и направления деятельности ОАО «РЖД» по организации и реорганизации бизнес-процессов и подсистем корпоративного управления;
- привлечения значительного объема инвестиционных ресурсов в реновацию и развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- совершенствование нормативно-правовой базы дальнейшего реформирования отрасли, в том числе внесение изменений и дополнений в федеральные законы и разработка других нормативных актов;
- в целях построения эффективной холдинговой структуры приняты решения о создании 10 дочерних и зависимых обществ
В целях устойчивого развития Компания занимается обеспечением развития кадрового потенциала и мотивации персонала, повышение производительности труда работников железнодорожного транспорта общего пользования и, как следствие, обеспечение адекватного уровня оплаты труда работников Компании, повышение безопасности и экономичности железнодорожного транспорта, обеспечение безопасности объектов железнодорожной инфраструктуры, снижение рисков незаконного противоправного вмешательства в функционирование этих объектов, обеспечение безаварийного движения за счет применения современных технических средств, научно-технических разработок и инновационных решений.
В целях дальнейшего развития Компании необходимо:
• Для успешного развития бизнеса построить взаимовыгодное сотрудничество с регионами деятельности Компании в лице местных и региональных администраций, населения, общественных организаций, а также с отраслевыми профсоюзами. Для этого необходимо учитывать их интересы и требования.