Файл: Управление финансами и пути его совершенствования (Теоретические аспекты понятия и сущности управления финансами).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты понятия и сущности управления финансами
1.1 Сущность и методы управления финансами
1.2 Объекты и субъекты управления финансами
2.2. – показатели на 2019 год и проекта на 2020 – 2022
3.1 финансы для социально-государственного элемента
3.2 Методы и критерии эффективности управления финансами в РФ
- федеральные финансы;
- финансы субъектов РФ;
- местные финансы.
Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода [8, с. 150]. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих [7, с. 178].
Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:
- финансы коммерческих предприятий и организаций;
- финансы некоммерческих организаций.
Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеет свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владения имуществом, выполнением обязательств, налогообложением. Финансовые ресурсы предприятий представляют собой денежные доходы и накопления (собственные средства), а также денежные поступления извне (привлеченные и заемные средства), используемые ими для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы [11, с. 157].
Финансовые отношения предприятий состоят из четырех групп:
- отношения с другими предприятиями и организациями;
- внутри предприятия;
- внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга;
- с финансово-кредитной системой – бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования [13, с. 164-165].
Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев. Финансы страхования связаны с перераспределением денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц. Ущерб по страховым случаям раскладывается между участниками страхования. По различиям в объектах страхования страховые отношения можно поделить на пять групп:
- социальное;
- личное;
- имущественное;
- страхование ответственности;
- страхование предпринимательских рисков [17, с. 124-125].
В социальном страховании в качестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот. При личном страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность – страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования ответственности выступает обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального и иного ущерба, если он был нанесен другими лицами [5, с. 120].
При страховании ответственности возмещение ущерба производит страховая организация. В страховании предпринимательских рисков объектом является риск неполучения прибыли или образования убытка (страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование от простоев оборудования и др.) [10, с. 163].
Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ. Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на , принятое . Федеральное РФ ( из двух : Федерации и Госу ) – устанавливает , , неналоговые , ут федеральный , финансовое ( и Налоговые и др.) РФ – рассматривает , выступает как управления . органом, финансовой , Министерство РФ. Оно единство овой, и валютной в РФ, деятель федеральных власти [7, с. 180-181].
финансов РФ (МФ РФ):
- руководство в плани и отраслей ;
- бюджетный ;
- проект ;
- составляет о федерального ;
- консолидированный [6, с. 159].
На финансов функции:
- в прогнозов РФ на долгосрочный , и краткосрочную ;
предложения и по совершенст системы и отношений
- в предложений по кредитно-денежной ;
- мероприятий по за исполнением фе и за испо средств [12, с. 170].
по налогам и РФ ( РФ) и Федеральная служба (ФСНП РФ) за правильностью , и своевременностью в бюджет и других , Российской ; МНС РФ осуществляет . Федеральная по бумагам участ рынка, тем увеличению в бюд фонд [16, с. 190].
банка (ЦБ РФ) является реализации . ЦБ РФ осущест с Федеральным исполнение , деятельность институтов. Российской – это контрольный , осуществляет за федеральной и за расходованием средств. независима от и Федеральному . опера финансами аппарат: МФ РФ, , финансовые Федерации, органы и служба, , дирекции , финансовые и предприятий, и ений, а также [13, с. ].
1.3 Система управления и их
Общее () финансами в соответствии с ее на высшие нной власти – и его две палаты – и Совет , Президента РФ и РФ.
управление финансовый . С его государство деятельностью во подразделениях . аппарат по оперативному , учету, , кон и исполнению [9, с. 177].
Управление на и отраслях тва осуществляют и службы , а финан министерств и . страховых специальные . Работу по госу финансами финансов РФ и его на [8, с. 169].
Государственная и Федерации и федеральный и отчет о его . Собрание законы о , и обязательных . того, оно размер внут и внешнего [5, с. 146].
органом, финансами, у Министерство Федерации и его на .
Его основными в управления выработка финансовой ( , налоговую, , сферу, долга), кредитной, политики, а в сфере ости, бухгалтерского и отчетности, ежей (в части и оплаты), таможенной и транспортных [9, с. 188].
финансов РФ основные :
1. и представляет в РФ федеральных , федеральных и Президента РФ и РФ по :
-
- организации и системы РФ, определения бюджетного ;
- бюджета на год, порядка его ис в финансовом и о его исполнении;
- полномочий РФ, РФ и органами ;
- финансовых бюджета с РФ и местными ;
- , валютной и в сфере платежей;
- регулирования и участников ;
- эмиссии и и муниципальных бумаг, государственных , РФ;
- государственным и активами РФ;
- в формирования и пенсионных ;
- и надзора в и др. [13, с. 169-170].
2. и :
- порядок и федерального , государственных ;
- порядок росписи ;
- порядок и бюджетной об ис бюджетов ;
- формы , расчетов по , рекомендации и акты по законодательства о и ;
- условия , , деятельности и в отношении дела;
- и обращения и ценных , государственных РФ;
- организации и и надзора в финансо сфере и др. [13, с. ].
3. :
- составление бюджета на год, обеспечение его ;
- и кассовое федерального ;
- учета по федерального , со и представление в РФ об исполнении феде и консолидированного РФ;
- проектов к законо и заключений РФ по , предусматривающим , за счет ;
- управление и внешним РФ;
- эмитента бумаг РФ;
- политики в с задачами макроэкономической [13, с. ].
Основными Финансов РФ : де бюджетной , составляет бюджета и его ; департамент финансирования, промышленности, и индустрии, и связи, , пищевой и природы; комплекса и ; департамент государственным и долгом, государст и внешних , по ним процентов и их по и др. [10, с. 201].
структурным в финансами Фе казначейство, за исполнение .
за правильным , и своевременностью в всех возложен на службу и ее на – налоговые [9, с. 180].
инспекции :
- в строгом с ;
- осуществлять за налогового по правильного , и своевременности в бюджет и во ;
- вести в учет ;
- проверки ;
- представлять и органам Федерального сведения о суммах и других в бюджет;
- финансов РФ обо неуплаты ;
- осуществлять уплаченных и непра с налогоплательщиков и [17, с. 155-156].
За пошлин Федеральная , которая :
- проверки по , таможенными ;
- все документы, с и уплатой , таможенными ;
- операции по в банках при или исполнении ими законодательства;
- по налогам, а , предусмотренные [16, с. 210-211].
В органы за соблюдением при пересечении РФ, правильностью и таможенных .
На этапе острой даль совершенствования управления , ко связана с до августа г. курса в , роли в экономическом и . В основе финансовыми быть политики. В ости, это с улучшением , повышением ее на экономики, финансовых , э методов [12, с. 191].
управления также самостоятельности Федерации, а значения и финансовых в реализации финансовой [4, с. 170].
2. Государственные финансами
2.1 государственной финансами
РФ в ежегодном собранию о в и о направлении и политики госу , в том числе финансовой на данный . Это во определяет дея Правительства РФ на . Кроме , Пре осуществляет назначения. Так с умы он назначает РФ, а по его предложению за , федеральных , в том министра и по налогам и . представляет председателя ЦБ РФ [12, с. ]. РФ подписывает и законы, в законо. Он указы и , для исполнения на РФ, являющиеся государственного фи [12, с. 170].
Государственная РФ, Конституции РФ, феде законы, в том законы по бюджета, и сборов, , , кредит, регулирования, обязательному рас федерации. о введении или от , о выпуске , об финансовых и другие , расходы, ы за счет , могут только при наличии РФ. Совет и контроли федерального . С целью ими палата [13, с. ]. При председателя и половину его назначает и от Госдума, а и другую ее аудиторов на федерации.
РФ и представляет федеральный и его исполнение, а Госдуме об бюджета. РФ проведение в РФ и денежно-кредитной . Правительство РФ звеном финансами . И посредством и соответствующих осуществляет организатора, и деятельности по госу управлению и [15, с. 187].
2.2 Формирование на 2020-2022 гг.
ние бюджета на осуществлено в реализации Российской Феде по эффективности на период, пре механизмов бюджет к повышению расходов и прове структурных р [12, с. 215]. прогноза Российской и позволяет о том, что разработанный бюджета в целом положениям . Основные системы в 2018 – [19] и на 2020-2022 в таблице 2.1.
2.1. – параметры Российской на 20222 годы
2018 год |
год |
год (прогноз) |
год () |
2022 год (прогноз) |
||||||
. |
доля в ВВП, % |
. |
доля в ВВП, % |
. |
доля в ВВП, % |
. |
доля в ВВП, % |
. |
доля в ВВП, % |
|
системы |
34,0 |
33,2 |
17 20,1 |
34,8 |
19025,0 |
34,0 |
20 38,7 |
33,2 |
||
в том : |
||||||||||
бюджета |
7 |
18,8 |
7 |
17,4 |
8 844,6 |
17,6 |
9 |
17,0 |
16,8 |
|
консолидированных ктов Российской Фе |
4 |
11,3 |
4 808,5 |
10,6 |
5 |
10,3 |
5 |
10,4 |
6 374,3 |
11,2 |
фондов |
1 |
3,6 |
2 |
4,8 |
3 057,6 |
6,0 |
3 |
6,0 |
3 |
11,4 |
территориальных ьного |
120,8 |
0,3 |
0,3 |
0,7 |
371,2 |
0,7 |
88,9 |
0,1 |
||
тной системы |
15 87,0 |
40,9 |
17 01,6 |
39,4 |
19 20,3 |
38,9 |
37,6 |
36,3 |
||
в том числе: |
||||||||||
бюд |
9 660,1 |
24,7 |
10 32,8 |
22,7 |
21,2 |
20,1 |
12175,6 |
19,7 |
||
субъектов Фе |
5 983,6 |
15,3 |
6 |
13,9 |
6 |
12,8 |
6 722,7 |
12,0 |
7 |
11,3 |
внебюджетных |
3 |
8,8 |
4 705,7 |
10,4 |
5 |
10,7 |
5 |
10,5 |
6213,1 |
10,0 |
обязатель страхования |
1Д |
1,1 |
789,7 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
||||
Дефицит (ицит) бюджетной |
-2 00,2 |
-6,9 |
-2 22,8 |
-6,2 |
-4Д |
-2 008,0 |
-3,6 |
-3,1 |
||
в том : |
||||||||||
федерального бюд |
-6,0 |
-2371,9 |
-5,3 |
-3,6 |
-1 |
-3,1 |
-1795,7 |
-2,9 |
||
субъектов Фе |
-329,3 |
-0,8 |
-0,9 |
-0,6 |
-277,8 |
-0,5 |
-0,2 |
|||
внебюджетных |
-0,1 |
-33,3 |
0 |
10,5 |
0 |
4,2 |
0 |
7,5 |
0 |
|
обязатель страхования |
0,7 |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |