Файл: Управление финансами и пути его совершенствования (Теоретические аспекты понятия и сущности управления финансами).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты понятия и сущности управления финансами
1.1 Сущность и методы управления финансами
1.2 Объекты и субъекты управления финансами
2.2. – показатели на 2019 год и проекта на 2020 – 2022
3.1 финансы для социально-государственного элемента
3.2 Методы и критерии эффективности управления финансами в РФ
2.2. – показатели на 2019 год и проекта на 2020 – 2022
показатели бюджета |
год |
2201 год |
2021 год |
год прогноз |
||||
. |
% ВВП |
млрд. |
% ВВП |
. рублей |
% ВВП |
. |
% ВВП |
|
Доходы, |
7 |
17,4 |
8 844,6 |
17,6 |
9 |
17,0 |
10 |
16,8 |
Нефтегазовые |
3 |
8,3 |
4 090,0 |
8,1 |
4 |
7,9 |
4 |
7,5 |
Доходы ( нефтегазовых ) |
4 |
9,1 |
4 754,6 |
9,5 |
5 |
9,1 |
5 |
9,3 |
Расходы, |
10 |
22,7 |
10 658,6 |
21,2 |
11 |
20,1 |
12 |
19,7 |
Процентные |
0,6 |
389,9 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
|||
Непроцентные |
9 |
22,1 |
10 268,7 |
20,4 |
10 |
19,2 |
11 |
18,7 |
Условно |
419,3 |
3,7 |
6,6 |
|||||
дефицит |
-6 |
- 5 904,0 |
- 6 |
-10,9 |
- 6 |
|||
Источники де, в том числе: |
2 |
5,3 |
1 |
3,6 |
1 734,4 |
3,1 |
1 |
2,9 |
фонд |
3,2 |
0,6 |
0 |
0 |
||||
ФНБ |
2,5 |
0,0 |
5,0 |
0,0 |
7,5 |
0,0 |
10,0 |
0,0 |
иные |
2,1 |
1 524,6 |
3,0 |
1 |
3,1 |
1 |
2,9 |
|
Дефицит () |
-2 |
-5,3 |
-1 814,0 |
-3,6 |
-1 |
-3,1 |
-1 |
-2,9 |
Динамика федерального на 2020 – 2022 характеризуется с 17,6 % до 16,8 % ВВП, общего – с 21,2 % до 19,7 % ВВП и дефицита с 3,6 % до 2,9 % ВВП. По с п бюджетным в году по от к ВВП увеличены на 2,1 , в 2021 году – на 2 , расходы по к ВВП на 1,7 и 2,1 процентного . При этом бюджета в снижен на 0,4 , в 2022 году на 0,1 пункта [19].
В , что «приоритетной политики в 2020-2022 ограничение цен и тарифов монополий в либерализации деятельности для на потребителей». цен и тарифов на ( ) субъектов плани выше инфляции [14, с. 220].
Так, регулируемых на для населения в 2020 – 2022 10% и превысит прогнозируемый цен соответственно в 2020 на 2,1 пункта, в – на 4,3 процентного , в 2022 – на 4,6 процентного . При доля , на свободном (по ценам), с 28,7 % в 2018 году до 53 % в году и до 76 % в – 2022 . Регулируемые на газ природный для в 2020 году на в 2021 – на 19,2%, в – на 15 % и превысят про уровень цен на 9,2 пункта, на 13,5 и на 9,6 процентного .
Глава 3. управление в РФ
3.1 финансы для социально-государственного элемента
В настоящее финансовая направлена на финансово-экономического , социально-экономической в .
Финансовая следующие :
1) политику;
2) ;
3) денежно-кредитную ;
4) преобразования;
5) ;
6) социальную [11, с. 185].
Для финансовой :
- снижение ;
- оздоровление ;
- восстановление банковской ;
- товарных и ;
- разумное самостоятельности в единого ;
- искоренение и коррупции.
частью является по. Она должна на создание как для госу, так и для участников налогообложения, обеспечи улучшение ия реального [11, с. 192]. Ее основные :
- реформирование в целях оп базы, неплатежей;
- налоговых и ;
- введение налогоплательщиков;
- администрирования;
- и штрафов по в и государст фонды [12, с. 231].
Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:
- введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
- принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
- реализация программ экономии государственных расходов;
- централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
- проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
- обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
- проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств федерального бюджета;
- реструктуризация государственного долга;
- инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.
Важнейшая задача денежно-кредитной политики – преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения [13, с. 197]. Задачи денежно-кредитной политики:
- реструктуризация банковской системы;
- совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
- сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
- пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
- активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда;
- усиление таможенного контроля.
Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач государства в области управления [11, с. 201]. К ним относятся:
- приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;
- передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;
- инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;
- вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;
- приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;
- совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий;
- разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;
- усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом.
Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:
- выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
- увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
- разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;
- сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
- реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;
- внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
- упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
- регулирование вынужденной миграции [5, с. 181-182].
Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:
- повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
- создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
- развитие ипотечного кредитования;
- привлечение прямых иностранных инвестиций [6, с. 194].
Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.
3.2 Методы и критерии эффективности управления финансами в РФ
Поскольку в ближайшей перспективе, по нашему мнению, нет оснований рассчитывать на качественное изменение экономической конъюнктуры, переориентация сложившейся модели формирования финансовых ресурсов реально может основываться лишь на увеличении оплаты труда наемных работников, участия сектора услуг и индивидуальных предпринимателей в образовании общегосударственных фондов денежных средств, адекватной их доле в ВВП: минимизации потерь от уклонения уплаты налогов.
Компонентом роста финансовых ресурсов могут стать сбережения населения, но от властных структур требуется их привлечение не просто в качестве кредитного источника, а целенаправленное перераспределение для финансирования производственных инвестиций (посредством выпуска федеральных, региональных и муниципальных ценных бумаг целевого характера). Для обеспечения устойчивого развития экономики страны, помимо уменьшения (ликвидации) дефицита финансовых ресурсов, требуется поддерживать устойчивую сбалансированность между принятым к удовлетворению объемом общественных потребностей и размером денежных средств, аккумулируемых для этого в общегосударственный фонд [4, с. 160-161].
Формирование нового механизма хозяйствования в нашей стране предусматривает не только изменение пропорций перераспределения денежных средств между государством и субъектами рыночных отношений. Он предполагает принципиальный пересмотр всей совокупности средств и способов регулирования в целях совершенствования финансового перераспределения. Меру их соответствия потребностям материального производства и социального развития, их способность адаптироваться к реальной ситуации автор относит к критериям оценки эффективности функционирования механизма финансового регулирования социально-экономических процессов. Следовательно, формирование новых критериев оценки эффективности финансового регулирования можно считать четко прослеживающейся закономерностью.
При установлении конкретных форм финансового перераспределения стоимости обязательным должен быть анализ финансовых затрат и выгод от различных перераспределительных систем, их соотношение с общественными потерями и компенсацией последних. Так, при определении принципов налоговой политики более предпочтительна ориентация на налогообложение товаров с превалирующей эластичностью предложения в комплексе с дотированием наименее обеспеченных групп потребителей. С точки зрения совокупных интересов общества это наиболее оптимальный вариант, ибо минимизируются потери всех участников финансовых отношений [16, с. 198].
Движение к новому качеству экономического роста невозможно без проведения структурных преобразований российской экономики. Важным элементом концепции обеспечения ее устойчивого роста должна стать смена капиталоемкой модели развития на трудоемкую и, соответственно, перенесение приоритетов в развитие обрабатывающей промышленности. В этой связи предлагается активно использовать финансовые регуляторы для переориентации экономики на производство потребительских товаров и услуг, приспособление ее к структуре инвестиционного спроса, проведение реальной конверсии военного производства и т.п. [17, с. 187-188].
Одна из главных проблем реформирования финансового механизма – создание экономически обеспеченной финансовой базы для всех национально-государственных и административно-территориальных образований.
Критериями выбора конкретных методов и средств финансового воздействия должна быть их способность:
- обеспечить оптимальное решение стратегических проблем экономического и социального развития, а также формирование прогрессивных пропорций общественного воспроизводства;
- поддерживать стабильную социальную защищенность граждан;
- открывать простор для инициативы и предприимчивости каждому субъекту экономики.
Чтобы финансовые методы регулирования экономики не снижали стремление предпринимателей и отдельных работников к росту конечных результатов деятельности, государство должно систематически контролировать экономическую обоснованность складывающегося соотношения между доходами, оставляемыми хозяйствующим субъектам и гражданам, и доходами, идущими на образование централизованных фондов. Кроме того, в целях доведения принципа материальной заинтересованности каждого участника воспроизводственного процесса государству необходимо обеспечить их относительное экономическое равенство, а также добровольность использования товаропроизводителями различных финансовых регуляторов и методов [7, с. 213-214].