Файл: Бизнес-планирование деятельности фирмы. Этапы бизнес-планирования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема курсовой работы: «Бизнес-планирование деятельности фирмы и этапы бизнес-планирования».

Цель этой работы — показать необходимость бизнес-планирования, полезность составления бизнес-плана для уже существующего предприятия, а также описать основные этапы в составлении бизнес-плана как такового.

Курсовая работа основывается на учебнике для бакалавров и магистратуры Дубровина И.А. «Бизнес-планирование на предприятии» и нескольких научных статьях в журналах: «Символ науки», «МИР», «Juvenis scientia», «Дайджест Финансы» и журнале «Социально-экономические явления и процессы».

Курсовая работа решает три задачи: изучение теории бизнес-планирования, составление бизнес-плана как такового и рекомендации на основе составленного бизнес-плана.

Глава 1: Теория бизнес-планирования.

Глава 2: Составления бизнес-плана для предприятия.

Глава 3: Рекомендации по развитию предприятия в соответствии с бизнес-планом.

Цель курсовой работы: Показать существенную роль бизнес-планирования в стратегическом управлении предприятием.

Глава 1

Развитие кризиса в России позволяет накапливать «драгоценный» опыт управления предприятиями. Ценность такого опыта состоит в возможности испытания системы внутрифирменного планирования, в том числе бизнес-планирования на предприятии.

В бизнесе задачи выживания, создания конкурентных преимуществ, обеспечения долгосрочного успешного функционирования и процветания всегда стояли и стоят особенно остро. Сегодняшние условия развития бизнеса можно назвать критическими, неопределенными и нестабильными. Решение подобных вопросов зависит от своевременного и правильного применения инструментов стратегического и оперативного менеджмента, а также инструментов экономики. Прогнозирование и планирование — это функции менеджмента, а также инструменты экономики.

Внутрифирменное планирование — это стратегическое предвидение, обоснование, своевременная корректировка плана, его конкретизация, детальное описание деятельности хозяйствующего субъекта.

В зависимости от временных рамок планирования оно может определить, как ближайшую, так и довольно отдалённую перспективу хозяйственной деятельности.

Комплексность планирования заключается в том, что в единую систему объединяются абсолютно все сферы, стороны, все составляющие хозяйствующего субъекта. Планирование связывает вопросы ресурсного обеспечения организации и вопросы обеспечения результатов финансово-хозяйственной деятельности. Совокупность финансово-экономических ресурсов образует внутренний потенциал предприятия. Планирование внутреннего потенциала сложный процесс, реализуемый в несколько этапов, которые образуют между собой прямую и обратную связь. Так, например, планируя и нормируя оборотные средства с целью обеспечения непрерывности, периодичности и ритмичности деятельности хозяйствующего субъекта, нельзя не учитывать обеспеченность основными производственными фондами. В то же время, планируя расширение, наращивание основных фондов, опираются на возможность их загрузки, т.е. обеспечение сырьем, спрос на продукцию.


Несмотря на хорошую научную школу планирования и прогнозирования в России, методологическую базу, наработанную в стране, прогнозирование заключается лишь в переносе ранее выявленных и существующих в настоящее время тенденций, закономерностей, факторов на будущее. Эволюционный процесс развития экономических отношений игнорировался. Изменяющиеся потребности, спрос, возможности населения во внимание не брались. Характерен был в основном нормативный метод планирования. Общество растет и развивается, а нормы оставались стационарными.

Конечно, чем сложнее производство, сложнее организационная структура предприятия, тем сложнее и организация планирования. Особенные трудности могут возникнуть при конгломератном способе построения компании, когда в бизнес-портфель входят несвязанные виды деятельности, несвязанное производство. Предприниматели желают сегодня максимально задействовать свой экономический потенциал, свои резервы, ресурсы. На интуицию уже надеяться не приходится. Хотят получить максимальные финансовые и прочие результаты при рациональном, оптимально ведении хозяйственной деятельности. Организованное внутрифирменное планирование позволит решить также задачи, добиться поставленных целей.

Но и тут мы стакиваемся с объективными и субъективными проблемами:

- вопросы теории и практики прогнозирования сегодня в нашей стране проработаны недостаточно. Зарубежный опыт изучается, но не адаптирован, не внедрен;

- слабая информационная база, несмотря на массу информации, которая нас окружает выбрать своевременную, адекватную и точную практически невозможно.

Часть информации вообще закрыта:

- для выполнения некоторых прогнозов и разработки планов требуются существенные затраты, не только финансовые, но и о временные, трудовые и прочие ресурсы;

- вероятностный характер прогнозов. Требуется не только построить прогноз, но и оценить вероятность его исполнения. В результате планы могут носить не точный характер, но должны иметь возможность своевременной корректировки;

- разрыв между теоретиком, составляющим прогноз и план, и практиком, реализующим план. Хотя во внутрифирменный план входят меры и мероприятия по его реализации, по достижению цифр и результатов, заложенных в план, но эти меры и мероприятия, как правило, формирует опять же экономист – менеджер.

Составной частью внутрифирменного планирования является бизнес-планирование. В свою очередь бизнес-планирование может рассматриваться и как самостоятельное направление деятельности.


Являясь составляющей функции системы управления предприятием в её первой стадии, бизнес-планирование испытывает повышенное влияние следующих факторов:

- рост уровня неопределенности внешней среды,

- рост роли социальных процессов в планировании,

- смещения акцента интересов в сторону краткосрочного (оперативного) планирования при принятии управленческих решений,

-рост требований к качеству прогнозов и составленных на их основе планов.

Имея соблазн отказаться от всех видов планирования, кроме оперативного (аналогичный опыт управления бизнесом реализовывался в 90–е годы XX века, когда бизнес-планированию отводилось второстепенное значение), часть руководителей предприятий вынуждены оценивать экономическую эффективность расходов на организацию планирования. Альтернативой научным методам планирования и прогнозирования в этом случае выступает интуиция. Фактор экономической эффективности планирования стал иметь существенную, если не главенствующую роль при оценке функции планирования.

Проверку на актуальность в условиях кризиса проходят и принципы гибкости и непрерывности в бизнес-планировании.

На что же необходимо обратить внимание в части бизнес-планирования в сегодняшних условиях?

Первое, на что необходимо обратить внимание – это методы снижения уровня неопределенности при составлении прогнозов в бизнес-планировании. Снижение уровня неопределенности, как известно, ведет к снижению уровня рисков в деятельности предприятия. В условиях конкретного бизнеса, действия в этом направлении, существенно активизируются за счет расширения объёма информации поступающего из различных источников. По направлениям получения эти потоки «расширенной» информации можно характеризовать следующим образом:

- рост количества изучаемых мнений экспертов и аналитических материалов из внешней среды - это всевозможные официальные и неофициальные прогнозы, высказывания представителей власти, действующих политиков, рейтинги различных агентств, как отечественных, так и зарубежных, анализ ситуации за время течения кризиса и т.п. На микроуровне - это мнение специалистов, менеджеров предприятий-аналогов, предприятий конкурентов по различным вопросам, связанной с оценкой, анализом и предпринимаемыми мерами. По получаемой информации можно проводить ревизию степени факторов влияния внешней среды на деятельность предприятия;

- рост направлений исследований внутренний среды предприятия. При этом могут быть исследованы такие направления поиска резервов повышения эффективности функционирования предприятия как например: дополнительные возможности использования персонала предприятия по неосновным специальностям, альтернативное использование помещений предприятия, повышения времени эксплуатации оборудования и т.п. Расширения количества применяемых методов планирования и прогнозирования, и, в частности, бизнес-планирования. Очевидно, что показатель полученный экспертным методом, будет более достоверным если будет проверен одним из статистическим методов или наоборот.


Сегодняшний выпускник ВУЗа имеет достаточно скудные знания о планировании. Практического опыта по планированию и прогнозированию не имеет вообще. В компаниях, как правило, наставников в лице экономистов уже нет. Эпоха сменилась. Вот и имеем такое противоречие: знаем точно заниматься планами и прогнозами надо; но не будем, потому что некому. Крупные компании, назовем их «наследники системы централизованного планирования» еще как-то решают все эти проблемы. Программные продукты, используемые ими 1С, Парус, СААБ, Галактика позволяют встроить блок математических методов по составлению планов и прогнозов. Малый и средний же бизнес, экономя на всем, вообще лишены возможности внутрифирменного планирования. Вся экономика таких фирм сведена к банальному учету финансовых результатов хозяйственной деятельности. И полностью отсутствует экономист как «мозг организации», который бы определял, в каком направлении, с какими затратами и результатами фирме можно и нужно идти.

При современных темпах изменения экономики, стратегическое планирование является единственным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей. Предприятие, которое не считает целью планировать свою деятельность, может стать объектом планирования других, более ловких, предпринимателей для достижения чужих целей. Почти все перспективные направления требуют вливания внешних инвестиционных потоков и именно поэтому без бизнес-планирования в данной ситуации не обойтись.

Бизнес-план включает в себя внутренние и внешние факторы предприятия. При составлении плана необходимо оценить проблемы, которые могут возникнуть в будущем. После анализа ситуации приступают к постановке задач и целей.

Сначала определяется, какой продукцией будет заниматься фирма, а затем, определяются цены на перспективу. К основным целям бизнес-плана относятся:

• помогает получить ценный опыт планирования;

• определяет жизнеспособность продукции и самого предприятия;

• вызывает интерес и гарантирует поддержку потенциальных инвесторов фирмы;

• детализирует перспективы в виде системы показателей развития.

Бизнес-план предназначен не только для инвестора, но и для самого руководителя, ведь данный документ является четким и продуманным путем развития фирмы. Бизнес-план способствует:

− ознакомлению с финансовым положением дел;

− постановке конкретных целей и задач;

− принятию важных решений;

− предвидеть и избегать препятствия, которые могут сложиться в тех или иных ситуациях.


Бизнес-план является частью стратегического планирования, но различия между бизнес-планированием и стратегическим планированием выявляется в следующем:

• бизнес-план содержит только определенные цели, которые нуждаются в определенных объемах инвестиций;

• бизнес-план имеет четкие временные рамки, в течении которых необходима реализация задуманных целей.

Существует восемь типов причин, определяющих характер предназначения:

1. Бизнес-план для себя (достаточная ли реалистичная идея, что именно необходимо для открытия дела).

2. Бизнес-план для получения кредита (все больше банков требует от предпринимателей бизнес-план, для окончательного решения о выдачи кредита).

3. Бизнес-план для привлечения средств инвесторов (именно бизнес-план является главным способом в определении стоящей идеи для инвестора).

4. Бизнес-план для союза с иностранным предприятием (грамотный документ дает уверенность партнеру в серьезности вашего дела).

5. Бизнес-план для заключения крупного контракта.

6. Бизнес-план для привлечения новых сотрудников (четкое представление будущего потенциала, дает будущему сотруднику уверенность в перспективах и стабильной заработной плате).

7. Бизнес-план для объединения с другой компанией (возможность увидеть достоинства и недостатки совместной работы).

8. Бизнес-план для реорганизации дела (помощь в выборе правильной концепции и осознания целей и конкретных задач).

Не только начинающий, но и опытный предприниматель должен ясно представлять перспективу в финансовых, интеллектуальных, трудовых и материальных ресурсах, а также источников, позволяющих осуществить задуманные цели.

Бизнес-планирование считается необходимым инструментом управления компанией. В независимости от того реструктуризируете ли вы действующее на рынке предприятие, открываете ли новую фирму или приобретаете готовую компанию. В большей мере, бизнес-планирование необходимо малым компаниям, которые имеют меньший допуск на ошибку и осуществляют свою деятельность в условиях высокого уровня неопределенности, которая иногда связана не столько с факторами внешней среды, сколько с экономической неэффективностью менеджеров. Этот фактор в последнее время все сильнее ощущается в практике ожесточенной конкуренции в развитии бизнеса. Стратегические задачи в менеджменте сегодня ставятся чаще не для компании в целом, а для управленцев, планирующих заниматься этим развитием.

Бизнес-планирование лучше анализировать как интеграцию управленческих работ, то есть механизм, цель которого – создание стратегически управляемой компании, где требуется тесное взаимодействие оперативного и стратегического планирования. Эти умения должны быть заложены у управленцев еще на уровне профессионального обучения в вузах, так как корпоративные реалии не оставляют времени для научения, а требуют применения уже сформированных бизнес - навыков.