Файл: Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами (Опека и попечительство как институт гражданского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Актуальность темы. Основой свободы, справедливости и всеобщего мира является «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав»[1].

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ[2] права и свободы личности являются высшей ценностью и государство обязано соблюдать и защищать их. Согласно ст. 60 Основного закона страны гражданин может самостоятельно в полном объёме реализовывать свои права и обязанности с 18 (восемнадцати) лет.

Ст. 21 Гражданского кодекса РФ[3] (далее по тексту - ГК РФ) устанавливает, что дееспособность гражданина – это его способность собственными действиями приобретать и реализовать права, оформлять для себя обязанности и выполнять их, которая возникает в полном своём объеме с наступлением совершеннолетнего возраста - 18 (восемнадцати) лет.

Согласно Конвенции о правах ребёнка[4] дети имеют право на особую заботу и помощь; семья является основной ячейкой общества и естественной средой для роста и благополучия всех её членов и особенно детей; для полного и гармоничного развития личности ребёнка он должен расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания[5].

Решение проблем правовой регламентации опеки и попечительства над детьми, которые остались без родительского попечения, издавна[6] являлись одним из приоритетных направлений отечественной социальной политики.

В последние годы заметно активизировалась деятельность органов власти всех уровней, направленная на обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье. В результате, по данным на ноябрь 2016 года, в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, произошло очень значительное сокращение — в три раза, со 186 тыс. до 61 тыс. человек. Тенденции к снижению продолжаются, и в 2016 году банк данных стал меньше еще на 15% по сравнению с 2015 годом.

Помимо того, свою роль сыграла и профилактика социального сиротства и устройство детей в замещающие семьи.

За девять месяцев 2016 года на семейные формы устройства передано на 38,7% больше, чем выявлено. За такой же период 2015 года было устроено на воспитание в семьи на 30,6% больше, чем выявлено[7].


На 31 мая 2017 года число детей, информация о которых содержится в федеральном банке данных составило 55 503[8].

ГК РФ, другими законами и нормативно-правовыми актами предусмотрены особые институты по обеспечению правосубъектности граждан[9]. Такими институтами, в том числе, являются опека и попечительство.

В соответствии с ГК РФ:

- опека устанавливается над малолетними либо совершеннолетними гражданами, признанными недееспособными на основании соответствующего судебного акта по причине психического расстройства. Опекуны выступают законными представителями своих подопечных, могут заключать от имени подопечных и в их интересах все соответствующие сделки (ст. 32);

- попечительство устанавливается в отношении несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетних граждан, ограниченных в дееспособности на основании соответствующего судебного акта. Попечители в необходимых случаях дают согласие на совершение сделок подопечными. Они также оказывают своим подопечным поддержку (помощь) в реализации на практике ими своих прав и выполнении обязанностей, охраняют их от злоупотреблений третьих лиц (ст. 33).

Глава 20 Семейного кодекса РФ[10] (далее по тексту – СК РФ) регламентирует опеку и попечительство над детьми.

Таким образом, в общем смысле данные категории раскрываются в гражданском праве[11], а и в отношении выявлении и устройства детей, оставшихся без родительского попечения – в семейном[12].

В настоящее время действуют и реализуются на федеральном уровне и региональном уровне субъектов различные программы по защите детства[13].

Цель исследования курсовой работы является исследование опеки и попечительства как института семейного права.

Для достижения установленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть институт опеки (попечительства): понятие и правовая сущность: особенности опеки и попечительства как института семейного права;
  2. Изучить основания установления и прекращения опеки и попечительства;
  3. Охарактеризовать правовое положение субъектов опеки и попечительства над несовершеннолетними по российскому законодательству;
  4. Проследить процесс совершенствования структуры и содержания института опеки и попечительства;
  5. Рассмотреть эволюция правового статуса органов опеки и попечительства.

Объектом исследования являются общественные отношения по установлению опеки (попечительства) над детьми, оставшихся без родительского попечения, по федеральному российскому законодательству.

Предмет исследования – нормы международного, федерального и регионального законодательства, регламентирующие опеку и попечительство над детьми, оставшихся без родительского попечения, научные исследования и правоприменительная практика в этой сфере.

Методы исследования: общенаучные и частно-научные, такие как диалектический, формально-юридический и сравнительной-правовой методы, а также методы аналогии и обобщения, анализа и синтеза. Так в настоящей работе произведён анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации, научно-исследовательской литературы.

Структура работы обусловлена её целью и задачами: введение, две главы с параграфами (три в каждой), заключение и библиографический список.

Глава 1. Опека и попечительство как институт гражданского права

Опека (попечительство): понятие и правовая сущность: особенности опеки и попечительства как института семейного права

На сегодняшний день опека и попечительство является наиболее распространенной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Этому способствуют следующие причины: во-первых, широкое содержание понятия «утрата родительского попечения», во-вторых, сохраняются правоотношения ребенка с родителями, в-третьих, передача ребенка на попечение другому лицу осуществляется без согласия на то родителей[14]. Первые сведения о законодательном закреплении института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми встречаются в «Русской Правде», по которой опека устанавливалась тогда, когда малолетний ребенок оставался без родителей или без отца, а мать повторно вступала в брак. Если мать в новый брак не вступала, то воспитывала и содержала своих детей, которые подчинялись ее воле[15]. В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Термин опека и попечительство в настоящее время в юридическом обиходе используется в различных значениях. Разумеется, опека и попечительство представляют собой правовой институт, совокупность норм, регулирующих осуществление данного вида социальной заботы о недееспособных и не полностью дееспособных гражданах. При этом многие авторы считают институт опеки и попечительства комплексным институтом, содержащим в себе нормы гражданского и семейного права. В правовой литературе отсутствует единый подход к определению понятия опека и попечительство.[16] И.А. Мушкина рассматривала опеку в трех аспектах− опека рассматривается как форма охраны прав и интересов гражданина, то есть определенный вид правовой помощи; − опека это система правовых связей, правоотношений лиц; − опека это определенный институт законодательства[17] Под институтом опеки и попечительства как формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, понимают государственную защиту их прав и интересов, а также с целью их воспитания[18]. Как уже было выше отмечено, основные нормы об опеке и попечительстве отражены в гражданском законодательстве. Так, в соответствии с п. 4 ст. 31 ГК РФ к отношениям, которые возникают в следствие установления, реализации и прекращения опеки (попечительства), и не регламентированным ГК РФ, применяются нормы Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»[19] (далее по тексту – Закон об опеке и попечительстве). При этом воспитание опекунами (попечителями) детей, которые состоят под опекой (попечительством), является предметом регламентации семейного законодательства (гл. 20 СК РФ[20]). Некоторые нормы об опеке и попечительстве (к примеру, о правом положении органов опеки и попечительства) являются административно-правовыми. Таким образом, институт опеки и попечительства обладает комплексной (межотраслевой) природой.


Опека, как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения, устанавливается над малолетними гражданами в возрасте до 14 (четырнадцати) лет (п. 1 ст. 32 ГК РФ). Суть опеки заключается в том, что вместо подопечного ребёнка, которому не исполнилось 14 (четырнадцать) лет, все права и обязанности реализует специально на то назначенное (оформленное) лицо – опекун. Опекуны выступают в качестве представителей подопечных детей на основании законодательства и полностью подменяют их подопечных в имущественных правоотношениях. Опекунами совершаются от имени своих подопечных детей и в их интересах все сделки, которые необходимы, а также ими защищаются права и интересы этих подопечных в правоотношениях с любыми иными лицами, в том числе в судопроизводстве[21], без специального полномочия (доверенности).

Существует точка зрения о том, что опека может быть установлено только над полностью недееспособными гражданами[22]. Это утверждение неточно, так как в соответствии с ГК РФ ребёнок в возрасте от 6 (шести) до 14 (четырнадцати) лет не считается полностью недееспособными, а, напротив, обладает объёмом частичной дееспособности.

Попечительство, как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения, устанавливается над этой категорией лиц в возрасте от 14 до 18 лет.[23]

Попечительство и опека также различаются содержанием обязанностей, которые законодательством возложены на попечителей (опекунов).

Исходя из содержания ст. 2 Закона об опеке и попечительстве под попечительством понимают такую форму устройства детей в возрасте от 14 (четырнадцати) до 18 (восемнадцати) лет, оставшихся без родительского попечения, при которой назначенным уполномоченным органом гражданам (попечителям) надлежит оказывать подопечным детям содействие в реализации их прав и выполнении обязанностей, охранять их от злоупотреблений со стороны иных (третьих) лиц согласно ст. 30 ГК РФ.

Исходя из указанного следует, что попечители не подменяют полностью лиц, над которыми установлено попечительство, а только оказывают им помощь в принятии разумных решений, при этом восполняется недостающий жизненный опыт детей, оставшихся без родительского попечения[24].

Таким образом, под опекой, как формой устройства детей, оставшихся без родительского попечения, понимается институт по обеспечению правосубъектности малолетних граждан, то есть до достижения данной категорией лиц 14-тилетнего возраста, а под попечительством, как формой устройства детей, оставшихся без родительского попечения, - институт по обеспечению правосубъектности несовершеннолетних граждан, который устанавливается в отношении этой категории лиц в возрасте от 14 (четырнадцати) – 18 (восемнадцати) лет.


Целями опеки и попечительства являются: восполнение правосубъектности подопечных; защита личных и имущественных прав подопечных; воспитания ребёнка для подготовки его к правильной социализации.

Исходя из смысла ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются над:

1) в зависимости от дееспособности гражданина: недееспособными гражданами; не полностью дееспособными гражданами;

2) в зависимости от возраста гражданина: совершеннолетними гражданами; несовершеннолетними гражданами.

Что в законодательстве (гл. 20 СК РФ), что в литературе[25], особо выделяют (делают упор на) опеку и попечительство над несовершеннолетними гражданами, а именно детьми, оставшихся без родительского попечения.

Данное обосновывается, в том числе, и тем, что на государственном уровне детство признаётся важным этапом жизни личности; а также принципами приоритетности подготовки личности в детском возрасте к полноценной социальной жизни, развития у него значимой для общества и творческой активности, воспитания в нём высоких нравственных качеств, базируемых на принципах патриотизма и гражданственности[26].

Так, опека и попечительство над несовершеннолетними гражданами устанавливается при отсутствии у таких граждан родителей, усыновителей, лишении родителей на основании судебного акта соответствующих прав, а также в случаях, когда они по каким-либо причинам остались без родительского попечения, к примеру, когда родители уклоняются от обязанностей по их воспитанию либо защите их прав и интересов.

В свою очередь ст. 145 СК РФ регламентирует установление опеки (попечительства) над детьми, которые остались без попечения родителей, и разграничивает данный институт по обеспечению правосубъектности граждан следующим образом:

- опека, как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения, устанавливается над этой категории детей до достижения ими возраста 14 (четырнадцати) лет;

- попечительство, как форма устройства детей, оставшихся без родительского попечения, устанавливается над этой категории детей в возрасте от 14 (четырнадцати) до 18 (восемнадцати) лет.

Таким образом, опека и попечительство как формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения, устанавливаются над особой категорией граждан России, которые нуждаются в этом.