Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность бюджетирования
Глава 2. Составление бюджета проекта
1. Оплата труда. Зарплата и гонорары.
2. Консультативные и контрактные услуги
4. Основные прямые расходы. Помещение и коммунальные услуги
5. Аренда и покупка оборудования
7. Командировочные и транспортные расходы
Стоимость вышеприведенных затрат должна соответствовать средней для выбранной местности. Сюда также включаются стоимость страховки, ремонта и т.п. и плату за телефон (с учетом числа телефонных аппаратов, номеров, стоимости установки номера/аппарата, ежемесячной платы за один аппарат/номер).
Аренда помещения для проведения семинаров, конференций или совещаний не включается в данный раздел, а относится к разделу «Прочие прямые расходы». Плата за междугородние переговоры и связь (телефакс, телекс, e-mail) также входят в раздел «Прочие прямые расходы» или выносится в отдельный раздел «Связь».
5. Аренда и покупка оборудования
Сюда записываются все затраты по приобретению или аренде оборудования, которое предполагается использовать в работе по проекту. Например, оборудование офиса, мебель, компьютеры, копировальные машины, факс, автомобиль, лабораторные дорогостоящие приборы и т.д. В бюджет как можно больше следует записывать оборудования, полученного из собственных источников (колонка «Имеющееся»). Этот раздел должен также включать все дополнительные расходы по доставке оборудования, установке, страхованию.
6. Расходные материалы
Обычно к ним относятся канцелярские принадлежности, то есть бумага, ручки, скрепки, папки и пр. Если есть какие-то специальные запросы, их следует указать в данном разделе. Например, сюда можно включить стоимость учебников, учебных таблиц и т.д. Сюда же можно включить расходы на подписку, публикацию результатов и почтовые расходы, если они не вынесены в отдельный раздел.
7. Командировочные и транспортные расходы
Как следует из названия, здесь указываются все расходы, связанные с поездками. Подробно описывается каждый пункт. Включаются все расходы на проезд исполнителей проекта наземным транспортом или самолетом, суточные (из расчета на каждый день, в соответствии с существующими в организации или районе работы нормами), проезд к месту работы в поле, перевозку грузов, аренду автомобилей (если это не было включено в раздел «Оборудование») и др. Необходимо обосновать необходимость командировок для достижения целей проекта, а также предоставить конкретную информацию о командировках, кто будет командирован, цели командировки, продолжительность командировки, местность и расчет затрат (билеты, проживание, суточные) для каждого командированного. Суточные расходы должны быть рассчитаны исходя из российских норм. Суточные расходы сверхнорм, оплачиваются из собственных средств организации.
8. Прочие расходы
Сюда включется все, что не вошло в предыдущие категории. Например, сюда могут войти расходы на оплату конференций, совещаний и рабочих семинаров, печатание материалов и объявлений, стоимость телефонных разговоров и связь и т.д.
9. Непрямые расходы
Данный раздел можно описать как расходы, которые трудно связать с какой-то конкретной деятельностью или проектом, но, тем не менее, необходимые для нормального функционирования организации и успешного выполнения ее задач. Стоимость износа основных фондов, амортизации капитального оборудования, оплата труда административных работников, общие коммунальные расходы (телефон, газ, электричество, лифт, антенна и др.) могут быть квалифицированы как непрямые. Иногда неудобно, располагать подобные расходы в предыдущих частях, поэтому можно поместить их все вместе в конце бюджета. Как правило, конкретные организации определяют свой уровень накладных расходов как процент от общего фонда оплаты труда или от всех прямых расходов.
10. Разовые приобретения
Это приобретения, которые делались лишь однажды в течение всего срока проекта. Сюда, например, относятся покупка автомобиля или покупка компьютера. В таком случае важно указывать, достаточно ли средств для использования приобретенных вещей надлежащим образом. Автомобиль, в частности, требует наличия шофера, топлива, ухода, ремонта и охраны. Аналогично, компьютер и другое оборудование должны использоваться квалифицированными работниками.
При написании бюджета проекта всегда стоит учитывать возможные риски и отклонения от плана. Не следует принимать необдуманные решения, которые могут привести к большим затратам, нежели неторопливое обсуждение каждой статьи расхода.
Глава 3. Разработка бюджета интернет-магазина
В последней главе рассматривается практическая часть по составлению бюджета для конкретной организации. Все расчеты будут произведены на примере небольшого интернет-магазина, открывающегося на базе действующего розничного магазина.
- Оплата труда
Для функционирования интернет-магазина требуется ряд сотрудников. Составим штатное расписание с указанием должности и количества необходимых работников:
- Руководитель проекта – 1
- Оператор – 4
- Складской рабочий – 5
- Системный администратор – 2
- Бухгалтер – 2
- Специалист по кадрам – 2
- Курьер – 6
Проанализируем среднюю заработную плату в Москве для данных должностей и составим фонд оплаты труда на год:
Должность |
Заработная плата/мес (руб.) |
Заработная плата/год (руб.) |
Итого (кол-во сотрудников х з/п год) (руб.) |
Руководитель проекта |
44000 |
528000 |
528000 |
Оператор |
27000 |
324000 |
1296000 |
Складской рабочий |
30000 |
360000 |
1800000 |
Системный администратор |
33000 |
396000 |
792000 |
Бухгалтер |
35000 |
420000 |
840000 |
Специалист по кадрам |
30000 |
360000 |
720000 |
Курьер |
28000 |
336000 |
2016000 |
Итого: |
227000 |
2724000 |
7992000 |
Для уборки помещений будут привлекаться клиниговые службы с почасовой оплатой труда:
Уборщица |
Кол-во часов/день |
Оплата/час |
Оплата/месяц |
Оплата/год |
1 |
2 |
400 |
24000 |
288000 |
С учетом отчислений в социальные фонды за год на оплату труда потребуется 2061720 руб.
- Помещение и коммунальные услуги
Для оборудования интернет-магазина потребуется помещения для склада и офиса. Помещение 150 кв.м. в месяц будет стоить 340000 руб. без учета коммунальных платежей. Итого в год: 4080000 руб. Коммунальные услуги - 23000 руб./мес. или 276000 руб./год.
- Покупка оборудования
Помещение для интернет-магазина делится на две части: офис и склад. Наибольшие затраты пойдут на обустройство офисного помещения (оргтехника, столы, стулья и т.п.). Рабочее место каждого сотрудника должно быть оборудовано компьютером, принтером, сканером, телефоном, а также дополнительной мебелью для хранения документации (шкафы, тумбы). Складские помещения должны быть оборудованы соответствующими стеллажами. Для доставки некоторых заказов потребуется автомобили. Рассчитаем затраты на покупку оборудования:
Название |
Количество |
Цена |
Итого |
Компьютер |
10 |
24000 |
240000 |
Принтер |
10 |
6000 |
60000 |
Сканер |
10 |
3000 |
30000 |
Телефон |
10 |
2000 |
20000 |
Факс |
3 |
3000 |
9000 |
Мебель |
18 |
12000 |
216000 |
Автомобиль |
2 |
370000 |
740000 |
Итого |
1315000 |
- Расходные материалы
Для нормального функционирования организации не обойтись без офисных принадлежностей (бумага, ручки, скрепки, картриджи и т.д.), а также упаковочных материалов для безопасной доставки товаров.
Название |
Затраты в мес. |
Затраты в год. |
Канцтовары |
7000 |
84000 |
Картриджи |
4000 |
48000 |
Упаковочные материалы |
13000 |
156000 |
Прочие расходные материалы |
5000 |
60000 |
Итого |
29000 |
348000 |
- Транспортные расходы
Доставка мелких товаров осуществляется курьерами посредством использования общественного транспорта, крупных – на автомобилях. Стоимость безлимитного проездного билета составляет 2000 руб./мес. При наличии в организации 6 курьеров, на транспортные расходы выделятся 12000 руб./мес. или 144000 руб./год. Для доставки крупных грузов используются автомобили. Соответственно, учитываются расходы на бензин. При затратах на бензин в месяц 28000 руб., в год расходы составят 336000 руб.
Таким образом, был детально просчитан бюджет для открытия интернет-магазина. Приступая к подготовке проекта, требуется определить все возможные расходы, выделить первоочередные и самые необходимые, т.е. сформировать бюджет предполагаемых расходов, необходимых для реализации проекта, или, иначе говоря, определить финансовые ресурсы. Распределение затрат в виде таблиц помогает наглядно увидеть весь перечень расходов как в месяц, так и за год, а разделение на разделы позволяет исключить возможность не учесть какую-нибудь статью расходов.
Заключение
Бюджетирование представляет собой процесс очень тщательного, грамотного и внимательного планирования бюджета проекта. Не следует относиться к бюджетированию как к недостаточно значимому фактору в функционировании организации. Не рекомендуется составлять бюджет в состоянии эмоциональной активности. Правильное распределение ресурсов организации способствует сокращению непредвиденных расходов.
Применяя один из изученных подходов к бюджетированию, следует учитывать размер организации и возможность быстрого осведомления всех сотрудников. Доверяя распределение бюджета руководителям подразделений, нужно быть уверенным в правильном использовании затребованных ресурсов.
Бюджет может быть собственным и привлеченным. Не стоит забывать о собственных средствах, возможных к применению в рамках какого-либо проекта, будь то финансовые ресурсы, человеческие ресурсы или оборудование. Это позволит уменьшить размер привлеченного бюджета и увеличить вероятность одобрения проекта.
Бюджет должен быть комплексным и учитывать все процессы деятельности организации, непрерывным, гибким, чтобы в любой момент была возможность его скорректировать при минимальных затратах, а главное, бюджет должен быть обоснованным, чтобы избежать лишних затрат.
В качестве главной цели бюджетирования, как правило, определяют направленность на снижение затрат, а не поиск путей увеличения стоимости организации.
Как любой план, бюджетирование должно осуществляться по заранее утвержденным правилам и нормам. Поэтому необходимо выработать и утвердить единую методику, в основе которой будет находиться система бюджетирования – методологию, оформление табличных форм, финансовую структуру и т.д.
Бюджетирование – важный процесс в общей структуре функционировании организации.
.
Список литературы
Данилочкина, Н. Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е. А. Ананькина, С. В. Данилокин, Н. Г. Данилочкина [и др.] ; под ред. Н. Г. Данилочкиной. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 280 с. – ISBN 5-85177-039-2.
Карминский, А. М. Контроллинг / А. М. Карминский, С. Г. Фалько, А. А. Жевага [и др.]. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 336 с. – ISBN 978-5-279-03420-8
Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: Учебник. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. — 484 с.