Файл: Маркетинговый подход к ценообразованию и ценовой политикой предприятия (на реально существующей организации) (Теоретические аспекты ценовой политики в маркетинге).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты ценовой политики в маркетинге
1.1. Сущность, функции, виды цен.
1.2. Формирование цены на гостиничные услуги.
1.3. Ценовая политика гостиничного предприятия.
2. Анализ маркетинговых исследований и маркетинговых наблюдений на примере гостиницы «Джузеппе»
2.1. Краткая характеристика гостиницы «Джузеппе»
2.2.Ценовая политика гостиницы «Джузеппе»
2.3. Рекомендации по изменению ценовой политики гостиницы «Джузеппе»
Организация ценообразования включает наличие определенных специалистов или подразделений внутри организации, устанавливающих цены.
В основу определения базовых, исходных цен могут быть положены издержки, мнение покупателей, цены конкурентов. Самый простой метод определения цены на основе издержек - их установление путем простого добавления к себестоимости продукта определенных наценок, характеризующих затраты, налоги и нормы прибыли на пути движения продукта от производителя до потребителя.
Далее к данной группе следует отнести расчет цены на основе точки “безубыточности”, т.е. положения нулевой прибыли или нулевых убытков.
На политику в области ценообразования сильное влияние оказывают конкуренты и их возможная реакция на изменение цен на рынке. Поэтому изучение цен конкурентов - важный элемент деятельности в области ценообразования. Если в основу цены кладется цена конкурентов, издержки или спрос перестают играть решающую роль, особенно когда сложно измерить эластичность последнего, то есть определить влияние изменения цены на спрос.
Такая обеспеченность связана с конъюнктурой рынка, а также с проведением значимых спортивных мероприятий в городе – Универсиада-2013, Чемпионат мира по футболу-2018.
На рисунке 4.2.1. представлена динамика роста числа предприятий на гостиничном рынке Казани.
Рис5 Динамика роста предприятий на гостиничном рынке Казани [28]
Рис. 6 Обеспеченность качественными гостиничными номерами (3-5 звезд) на 1 тыс. жителей [27]
Несмотря на посткризисный период, характеризующийся отсутствием нового гостиничного предложения в большинстве российских городов, новые отели активно открывались в Казани и в 2011-2015 гг.: Luciano Hotel&Spa (2013), Courtyard Marriott Kazan Kremlin (2013), Ibis Kazan Centre Hotel (2011), «Ильмар Сити Отель» (2011), Ramada Hotel Kazan (2015), а также большое количество хостелов и мини-отелей.
Распределение номерного фонда гостиниц Казани по соответствию уровня звездности представлено на рисунке 2.2.3.
Рис.7 Распределение номерного фонда гостиниц Казани по соответствию уровня звездности [28]
Korston Hotel&Mall Kazan - отель, соответствующий международному стандарту 5* (202 номера). В июле 2015 г. была введена в эксплуатацию вторая очередь – 25-этажное здание Korston Tower, 211 номеров, 4*. Ожидаются новые отели 5* - Hilton Hotel Kazan и Swissotel Kazan.
Сегмент 4* - это самые крупные гостиничные объекты города (в среднем 115 номеров). К отелям 4* относятся как сетевые международные отели – Courtyard Marriott Kazan Kremlin, Park Inn by Radisson Kazan, Ramada Kazan City Centre, так и гостиницы – Bilyar Palace Hotel, Hotel Luciano Kazan, «Гранд Отель Казань», «Джузеппе» и другие.
Самый низкий гостиничный сегмент является достаточно многочисленным с точки зрения количества гостиничных объектов - 45% всех гостиниц города. При этом, их доля по номерному фонду составляет 25 %.
Распределение по средней стоимости номера представлена на рисунке 2.2.4.
Рис. 8 Распределение по средней стоимости номера [28]
В условиях такой высокой конкуренции необходимо бороться за покупателя, выявлять конкурентные преимущества. Основным методом исследования конкурентов является проведение полевых исследований.
Руководство гостиницы «Джузеппе» проводит полевые исследования конкурентов методом «тайный покупатель»:
- Проводится предварительный телефонный опрос гостиниц (различных уровней звездности) на выявление новинок предлагаемых услуг и уровня обслуживания клиентов гостиницы;
- Проводятся выездные наблюдения под предлогом заселения в гостиничные номера конкурентов с целью оценки интерьера гостиницы, целевой аудитории и уровня обслуживания.
При этом необходимо отметить, что проведение подобных исследований носит нерегулярный и несистематический характер, результаты наблюдений не фиксируются для дальнейшего анализа.
Помимо полевых исследований проводятся кабинетные:
- Анализируется рынок Казани (учет планируемых к постройке гостиниц)
- Анализируются предложения зарубежных гостиниц.
При этом исследования также носят нерегулярный и несистематический характер, результаты наблюдений не фиксируются для дальнейшего анализа.
Таким образом, рынок гостиничных услуг Казани является высококонкурентным, что связано с проведением мировых спортивных событий. Не найдя оптимального равновесия, производитель теряет больше, чем покупатель. Не сумев в перспективе предпринять эффективные меры по снижению затрат, экономии ресурсов и минимизации издержек, производитель в итоге должен будет остановить производство или отказаться от производства определенного вида услуг.
Для потребителя в определение цены включается не только стоимость которую от должен уплатить за услугу. Потребитель так же учитывает, опираясь на цену, и риск, надежность, свидетельство качества и др. Восприятие цены в значительной степени зависит от той информации о продукте, которой располагает покупатель.
Можно сказать, что потребители, ориентированные на образование, имеют представление о ценах других вузах-конкурентах на схожие виду предоставляемых услуг и на основании этого принимают решение о приобретении более выгодной по цене услуги. Многие исследования показывают, что потребители воспринимают цену как неотъемлемый показатель качества. В таком случае огромную роль может сыграть продвижение товарной марки, брэнда, реклама.
Руководство гостиницы «Джузеппе» проводит полевые исследования конкурентов методом «тайный покупатель», а также кабинетные исследования. При этом недостатком проведения данных исследований является их нерегулярный и несистематический характер, а также тот факт, что результаты исследований не фиксируются для дальнейшего анализа.
2.3. Рекомендации по изменению ценовой политики гостиницы «Джузеппе»
Мы выяснили, что гостиница «Джузеппе» проводит два вида маркетинговых исследований рынка:
1) Кабинетные (анализ конъюнктуры и динамики рынка Казани, анализ зарубежного опыта);
2) Полевые (методом «тайный покупатель», который включает в себя различные методы – наблюдение, опрос, эксперимент).
Также нами были выявлены недостатки проведения маркетинговых исследований гостиницы:
1) нерегулярность;
2) отсутствие фиксации полученных данных.
Учитывая особенности рынка гостиничных услуг – большое количество конкурентов, предлагающих идентичные услуги, небольшой процент постоянных клиентов, а также особенность выбора гостиницы клиентом (через поиск в сети интернет), считаем целесообразным предложить следующие рекомендации по совершенствованию маркетинговых исследований гостиницы «Джузеппе»:
1) Регулярность проведения кабинетных маркетинговых исследований – еженедельный мониторинг печатных и интернет-изданий, новостных порталов, аналитических отчетов.
2) Составление отчетов по результатам мониторинга с использованием следующей формы
По результатам проделанной работы мы можем сделать следующие выводы. К особенностям ценообразования на российском рынке гостиничных услуг в первую очередь необходимо отнести высокую роль государственного регулирования как основного ценообразующего фактора. Как результат, на российском рынке гостиничных услуг доминирует метод калькуляции затрат и торговой надбавки. Особо следует выделить надбавку на цену услуг для граждан не резидентов, что является еще одной особенностью ценообразования на данном рынке.
Кроме того, отметим влияние дороговизны земли, высокую ставку рефинансирования на инвестиционный капитал и требования властей по реконструкции исторических фасадов зданий, что в купе с высокой долей импортных строительных материалов и высокими ввозными пошлинами приводит к большой капиталоемкости инвестиций в гостиничный бизнес в России. Что, в свою очередь, приводит к прямому удорожанию гостиничных услуг.
В качестве неэкономических факторов большое влияние на рассматриваемый вопрос оказывают бюрократический аппарат (включая волокиту и мздоимство) и нестабильность, вызывающая проблему оттока как инвесторов, так и иностранных туристов
Таким образом, рекомендованные нами мероприятия по совершенствованию проведения маркетинговых исследований и наблюдений определяют периодичность их проведения, а также позволяют структурировать каждый из применяемых методов и получать отчет по окончании каждого исследования. Наличие такого отчета позволит анализировать текущее состояние рынка и прогнозировать его тенденции.
Заключение
По результатам проделанной работы мы можем сделать следующие выводы:
К особенностям ценообразования на российском рынке гостиничных услуг в первую очередь необходимо отнести дороговизну земли, высокую ставку рефинансирования на инвестиционный капитал и требования властей по реконструкции исторических фасадов зданий, что в купе с высокой долей импортных строительных материалов и высокими ввозными пошлинами приводит к большой капиталоемкости инвестиций в гостиничный бизнес в России.
Так же цена гостиничного места зависит от разряда гостиницы, категории номера, качества услуги, скидок или надбавок за определенные услуги.
Рассмотрев наиболее известные гостиницы Уфы, можно увидеть, что все одноместные номера примерно находятся в одной стоимости с разницей 300-400 рублей, что не сказать об остальных номерах, у них разница в стоимости может быть сравнительно больше.
Список использованной литературы
- Акулич И.Л., Герчиков И.З. Маркетинг: Учебное пособие. – Мн.: Интерпрессервис; Мисанта, 2010. - 255 с.
- Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник/А. Ф. Барышев. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 326 с.
Валунов А.Г. Бизнес-планирование. – Инфра, 2012. С. 204.
- Голубков Е. П., «Маркетинговые исследования: теория, практика и методология». – М: Издательство «Финпресс», 1998. - 315 с.
- Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник. Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2012. - 186 с.
- Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга.: Пер с англ. :Уч. Пос.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2009. - 423 с.
Кеворков В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии. Бизнес – Тезаурус, 2010. - 568 с.
- Крюков А.Ф. Управление маркетингом: учебное пособие / М.: КНОРУС, 2013. - 215 с.
- Маркетинг. Энциклопедия. под ред. М. Бейкера: Питер, 2002. 1200 с.
- Рольбина Е. С. Маркетинговые исследования: методика и практика, Казань, КГУ, 2005. - 120 с.
- Кулибанова В.В. Прикладной маркетинг.- СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС Инвест», 2012.
- Хруцкий В.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка. – М.: «ИНФРА-М», 2008.
- Шаповалов В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ. Феникс, 2011. - 345 с.
- Бурцева Т. А. Анализ содержательных аспектов процедуры маркетинговых исследований // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. №3.
- Габидинова Г.С. Совершенствование метода отбора целевых сегментов // Практический маркетинг. 2010. №4.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования товара // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. №4.
- Межевов А. Исследование потребителей и стабильность рынка // Маркетинг. 2010. №5.
- Никитченко А.В. Выявление скрытых взаимосвязей в маркетинговых исследованиях // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. №4.
- Никулин А.Г. Особенности организации полевых маркетинговых исследований в регионах России // Практический маркетинг. 2009. №4.
- Сергеева С.Е. Эффективный маркетинг - ключ к успеху компании. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. - № 2. С. 63-66.
- Терещук Л.В. Маркетинговые исследования рынка косметических средств по уходу за кожей // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. №3.
- Трушин А.С. Совершенствование результатов анкетирования потребителей // Методы менеджмента качества. 2011. №7.
- Фадеев В.А. Характеристика маркетинговых стратегий предприятий при разработке маркетинговой политики // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. - №2. 2012. С.27
- Шабанова Л. Проблемы совершенствования методики проведения маркетинговых исследований // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 10.
- Шапошников В.А. Методологические аспекты проведения маркетинговых исследований / Практический маркетинг. 2010. №2.
- Официальный сайт гостиницы «Джузеппе» Режим доступа: http://www.giuseppe.ru
- Гостиничный рынок Казани. Режим доступа: http://www.business-gazeta.ru/article/81253/
- Гостиничный рынок Казани в 2013 году. Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B%2Fweb%2Fitem%2Ftitle%2Cpos%2Cp12%2Csource%2Cweb%2Cpre%