Файл: Жизненный цикл организации и управление организацией . ..pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ И УПОАРВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.2 УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
2.2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
Полагаю, что юристы также должны обращать пристальное внимание на ранний этап жизненного цикла (для большинства организаций он составляет от 1 до 3 лет) и этап зрелости (более 3—5 лет).
Для вновь созданных организаций наиболее остро стоят задачи по адаптации к конкретным условиям, формированию и оптимизации организационной структуры, подбору и расстановки кадров, налаживанию партнерских отношений с контрагентами и др.
Именно здесь как нигде высока регулирующая (в первую очередь стимулирующая) роль законодательства. Нельзя сказать, что в этом направлении ничего не предпринимается, просто осуществляемые попытки не всегда имеют правильное целеполагание.
Коммерческим организациям на этапе их зрелости в настоящее время вообще не уделяется внимания, их существование оказывается «безразличным» для законодателя. Здесь имеется значительный нереализованный потенциал. [11]
Стабильно работающие на том или ином рынке в течение длительного времени коммерческие организации могут, в отдельных случаях — должны иметь преференции (например, при заключении государственных контрактов, предоставлении доступа к ограниченным ресурсам и др.).
У бизнеса (в лице собственников, учредителей, топ-менеджмента) должен быть интерес, стимул поддерживать уже существующие коммерческие организации, а не плодить новые под каждый новый проект.
Прекращением деятельности коммерческой организации завершается ее жизненный цикл. Причины, которые приводят к этому, различны: субъективные, объективные и их сочетание. [12]
Отсюда может следовать и разная правовая оценка результата (будущего результата), и разные управленческие решения. Возможные решения детерминированы нормами ст. 61-64 ГК РФ, а также Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Так, в последние годы уделяется большое внимание совершенствованию процедур банкротства с целью нивелирования возможных злоупотреблений со стороны участников (учредителей), менеджмента ликвидируемых в соответствии с ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» организаций.
В то же время с позиций органической связи этапов жизненного цикла организации законодателем сделано недостаточно. Например, в силу ч. 4 ст. 22.1 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. [13]
Аналогичные по своей сути требования должны быть и для некоторых других категорий физических лиц при создании ими коммерческих организаций (например для тех же контролирующих должника лиц). Иными словами, должна быть предпринята попытка увязать между собой первый и последний этапы жизненного цикла коммерческих организаций с целью обеспечения стабильности гражданского оборота. [14]
1.2 УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ
Когда есть хотя бы примерное понимание структуры какого-либо процесса, легче предвидеть следующий этап и легче понять какие решения нужно принимать и как себя вести. Именно эти возможности дает знание жизненного цикла организации.
Однако оно может помочь и в принятии оперативных решений. Когда менеджер примерно представляет себе картину будущего организации, он более четко понимает, что нужно сделать сейчас.
Любая организация является живым организмом, характеризующимся, с одной стороны, развитием, а, с другой стороны – старением. И как человек, в течение жизни проходит разные возрастные этапы, так и организация не стоит на месте.
Однако в отличие от человека, жизненными циклами организации можно управлять: замедлять одни, ускорять другие или и вовсе «перескакивать» с одного на другой. И любой грамотный менеджер должен это понимать. [15]
Рис.2. модель жизненного цикла
Знание жизненных циклов организации или хотя бы примерное представление о них – это как универсальный прогноз. Ты не можешь быть уверен, что все будет в точности так, но примерно знаешь, чего следует ожидать, а это уже огромный плюс. И, безусловно, это влияет на принятие решений.
Теория жизненных циклов представляет собой десять этапов: Ухаживание. Ицхак Адизес называет первый этап развития организации этапом Ухаживания.
Ухаживание – это зарождение организации. В этот период основной акцент делается на идеи и те возможности, которые основатель ожидает встретить в будущем. Здесь больше обсуждений, чем конкретных действий. Именно на этом этапе формируется преданность основателей идеи. [16]
Следует заметить, что фанатичная приверженность необходима только на этапах Ухаживания и Младенчество, т.к. на более поздних этапах она может создать большие трудности и превратиться в патологию. [17]
Формируя преданность, основатель должен ответить на следующие вопросы:
‒ почему мы это делаем;
‒ кто собирается это делать;
‒ что конкретно мы собираемся делать;
‒ как мы собираемся это делать.
Основатель должен с самого начала понимать, что все в одиночку он сделать не сможет. Адизес классифицирует проблемы на нормальные и аномальные.
Нормальными проблемами на этапе Ухаживания являются:
‒ энтузиазм, проверенный практикой;
‒ основатель контролирует ситуацию.
Аномальными:
‒ отсутствие проверки приверженности;
‒ детали не продумываются;
‒ приверженность не соответствует риску. [18]
Младенчество. На данном этапе основной ориентир организации направлен на действие, а не на использование возможностей.
Характеризующими признаками этапа Младенчество являются:
‒ отсутствие формализации и организационной структуры;
‒ быстрое перерастание проблем в кризисные ситуации, следовательно, управление организацией сводится к разрешению кризисов;
‒ авторитарный стиль управления.
Управление предприятием в современных условиях: стратегия и тактика Бурные годы: Давай-Давай. [19]
На этапе Ухаживания есть видение. На этапе Младенчество организация экспериментирует с видением. Такое экспериментирование приводит организацию на этап «Давай-Давай».
Особенности данного этапа:
‒ ориентация на сбыт;
‒ компания работает вокруг людей, а не вокруг процессов;
‒ дисбаланс функций Е (предприниматель) и А (администратор);
‒ отсутствие согласованности и фокуса;
‒ благоприятные возможности воспринимаются, как новые проблемы.
Юность. На данном этапе возникают противоречия между организационными целями, происходит смена руководства, устанавливаются правила, но они по-прежнему не соблюдаются.
Основная ориентация на прибыль.
Особенности:
‒ непоследовательность систем материального и нематериального стимулирования;
‒ бессистемное делегирование полномочий;
‒ низкий моральный дух.
Расцвет. Расцвет – это оптимальная точка кривой жизненного цикла, где организация достигает контроля между самобалансом и гибкостью.
На данном этапе организация занимается не только планированием, но и следует разработанным планам. [20]
Главное отличие от предыдущих этапов – наличие систем служебных обязанностей и организационной культуры.
Следует заметить, что Расцвет – это не тот этап, после которого сразу начинается падение, в первую очередь, это процесс роста.
Стабилизация. Данная стадия характеризуется концом роста и началом падения. На данном этапе компания начинает терять гибкость, персонал больше времени уделяет общению друг с другом, а не выполнению прямых обязанностей.
Социально-психологический климат становится более формальным. В организации начинают все больше поощрять исполнителей, а не инноваторов.
Аристократизм. Аристократические организации отличаются от других многими аспектами, например, внешним видом сотрудников. Форма очень консервативна, чаще преобладают темные цвета.
Встречи становятся очень формализованными и проблемы уже не обсуждаются открыто, как раньше.
На данном этапе организация пытается сохранить прибыль путем поднятия цен на товары и услуги, не улучшая при этом качество. Ослабляется ориентация на долгосрочный перспективу.
Бюрократизация и Смерть. На этапе Бюрократизации организация имеет много систем, но они мало способствуют достижению функциональной цели. [21]
Организация фокусируется на себе, таким образом изолируясь от внешней среды. Руководства начинает терять контроль над ситуацией. [22]
Завершая изложенное, представляется возможным сделать следующие выводы. Управление жизненным циклом означает правовое воздействие (присущими праву методами) на основные его этапы (легитимацию, функционирование в различные сроки, ликвидацию).
Этапы жизненного цикла коммерческой организации находятся друг с другом в сложных взаимосвязях и зависимостях, в связи с чем акцентирование внимания ученых и законодателя на одном из этапов жизненного цикла (например только на легитимации или ликвидации) представляется неверным.
В настоящее время отсутствует четкая и непротиворечивая нормативно-правовая база, позволяющая осуществлять управленческое воздействие на жизненный цикл коммерческих организаций в целом (система поощрений, ограничений и запретов).
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ЖИЗНЕННЫМ ЦИКЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
Стадии развития организации – это периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства.
Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. Существует более десяти разновидностей моделей жизненного цикла организации, предложенных в разное время различными исследователями.
Одна из таких моделей была предложена Ларри Грейнером в 1972 г. Исследователь последовательно выделяет пять этапов эволюции и революции на жизненном пути организации, называя их «стадиями роста».
Каждая стадия – одновременно следствие предыдущей и причина последующей стадии.
При рассмотрении любой теории жизненного цикла предприятия, вне зависимости от количества выбранных фаз и отрасли, к которой принадлежит предприятие, жизненный цикл графически можно представить в виде участка синусоиды в осях координат времени и финансового результата работы организации.
Финансовый результат деятельности предприятия в определенный период времени – это точка на кривой жизненного цикла. Исходя из этой точки и существующей аналитической модели развития организации, предприятие может провести диагностику своего состояния. [23]
Однако цель диагностики не в самой диагностике, а в том, чтобы на ее основе сформулировать наиболее оптимальные стратегические альтернативы дальнейшего развития. Каждая стадия жизни организации уходит корнями в разгар предыдущей стадии: состоит из «финиша» предшествующей и «старта» последующей. Этим объясняется плавный и не всегда очевидный переход от стадии к стадии.
Каждый эволюционный период характеризуется доминирующим стилем управления, используемым для поддержания роста, в то время как каждый революционный период характеризуется доминирующей проблемой управления, которая должна быть решена до того, как рост может быть продолжен. [24]
Развивая идеи Грейнера, Ицхак Адизес предположил, что динамика организационного развития, подобно функционированию большинства физических, биологических и социальных систем, носит циклический характер.
Эту идею он заложил в основу теории жизненных циклов организации. Согласно модели Адизеса в процессе жизнедеятельности организации можно вы- делить десять закономерных последовательных этапов.