Файл: Современные теории конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Межпрофессиональная конкуренция порождена тем, что в одной профессии спрос выше предложения, в другой – наоборот. В первой цена труда выше равновесной, во второй ниже. Из второй профессии в первую происходит (хотя и с затруднениями) перелив рабочих сил. Монополизация рынка труда ограничивает, а затем и отрицает конкурентный процесс формирования цены труда. Всё более важными тогда становятся соглашения работодателей и профсоюзов при посредничестве государства.

Направление седьмое – сравнительный анализ рыночной конкуренции и соревнования в кооперации наёмного труда по их разным основаниям, процессам и результатам. Внутри системы рыночного хозяйства растут «острова» кооперированного труда от отдельных фабрик до гигантов индустрии и далее к производственным комплексам, объединяющим труд десятков и сотен тысяч наёмных работников. Объективно необходимой общественной формой их соединения в едином процессе труда являются его нормы – нормы рабочего времени на достижение нормы полезных эффектов отдельных трудовых процессов при конкретных условиях производства. В этих нормах абстрагированы особенности рабочих сил участников совместного труда. Они выражают общественно обезличенные затраты труда при конкретных условиях производства на нормальный полезный результат.

Сравнение отношений и признаков конкуренции и соревнования приведено в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Сравнение отношений и признаков конкуренции и соревнования

Отношения свойства

Конкуренция

Соревнование

1

Содержание понятия

сведение частного труда к общественно-необходимому

сведение личного труда к
общественно необходимому

2

Сфера действия

рынок —> производство —> рынок

производство — распределение — производство

3

Сфера проявления

обмен

производство

4

Цель субъектов

максимизация прибыли

максимизация оплаты труда

5

Форма общественного труда

стоимость

норма труда

б

Форма общественной оценки

цена

расценка

7

Субъекты

частные лица в обмене

сотрудники; члены кооперации

8

Степень открытости

коммерческая тайна

публично; обмен опытом

9

Последствия

снижение издержек; рост качества продукции; разорение и обогащение субъектов

развитие способностей к труду


Норма рабочего времени – это отношение экономического соревнования. Она не может быть установлена без сравнения разных индивидуальных затрат при равных условиях производства. Как экономическое отношение, соревнование не существует без соответствующего ему присвоения: нормативная мера труда обеспечивает ставку заработной платы, выявленную в конкуренции на рынке труда. Как в конкуренции выявляются средние по рынку цены единицы блага каждого рода, так в соревновании выявляется расценка за выполнение нормы полезного эффекта.

Выводы. Для развития общей экономической теории рыночной конкуренции требуется решить ряд крупных проблем, двигаясь по следующим направлениям:

1. вместо субъективно-психологического подхода необходимо применять методологию, которая позволяет развивать именно теорию, а не эмпирические представления о конкуренции как борьбе, соперничестве;

2. разграничить реально существующие три рода рыночной конкуренции; внутри рынка каждого рода товара; межрыночное движение ресурсов, создающее тенденцию общего рыночного равновесия; межотраслевую конкуренцию капиталов;

3. установить основания, условия осуществления, процессы и результаты каждого рода конкуренции;

4. определить ограничения и модификацию каждого рода конкуренции в связи с монополизацией рынков;

5. разрешить антиномию «монополистическая конкуренция»;

6. показать специфику конкуренции на рынке труда как непременного элемента зрелой (капиталистической) конкуренции;

7. проанализировать формальную общность и существенное различие конкуренции на рынке и соревнования в трудовой кооперации наёмных работников.

Заключение

Конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция определяет экономические отношения соперничества между субъектами хозяйствования и хозяйствующими единицами, заинтересованными в получении преимуществ, позволяющих максимизировать полезность.

А. Смит считал, что в конкуренции воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной системе. Д. Рикардо и другие экономисты классического направления развили идеи ценового регулирования рынка в результате свободного соперничества между продавцами и покупателями. Представитель неоклассического направления А. Маршалл дополнил поведенческую трактовку конкуренции, связав ее с проблемой редкости ресурсов. Й. Шумпетер связал конкуренцию с процессом нововведений и функцией предпринимательства. Сторонник либеральной экономики и свободного рынка Фридрих Август фон Хайек считал, конкуренция есть процедура открытия рассеянного в обществе знания о потребительских предпочтениях, технологических возможностях, инвестициях, институтах и других фактов, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными.


Институциональная конкуренция определяет форму поведения субъектов хозяйственной деятельности при соблюдении ими институциональных ограничений в рамках добросовестного соперничества. Она показывает, насколько функционирующие институты, господствующие традиции, обычаи, нормы, правила стимулируют развитие соперничества, состязательности и конкурентных преимуществ в условиях несовершенной конкуренции. В институциональной системе посредством определения прав собственности обеспечивается проверка ошибок, а также контроль и ответственность за возможные потери. В рыночной экономике применяется самопроизвольная система контроля. Количество допускаемых ошибок является ограниченным вследствие того, что они могут быть использованы конкурентами.

Отсутствие ряда формальных институтов, правил, норм поведения и применение совокупности устаревших неформальных правил препятствует нормальной работе рыночных институтов и приводит к функционированию инверсионной формы институциональной конкуренции в постсоветских странах. Возникновение институциональных аномалий и деформаций сопровождаются обострением недобросовестной конкуренции. Формирование современной институциональной среды рыночной экономики затруднено в связи с высоким уровнем налогообложения и оттоком части средств в неформальный сектор. Чрезмерное вмешательство государства в деятельность предпринимательского сектора сопровождается возрастанием трансакционных издержек, вызванных существующими ограничениями к получению информации о заключаемых сделках, наличием всякого рода бюрократических ограничений для организации и функционирования бизнеса, отсутствием независимой судебной системы. Асимметричный характер информации и доступ к использованию какого-либо специфического актива позволяет отдельным экономическим субъектам получать квазиренту.

Для развития общей экономической теории рыночной конкуренции требуется решить ряд крупных проблем, двигаясь по следующим направлениям:

1. вместо субъективно-психологического подхода необходимо применять методологию, которая позволяет развивать именно теорию, а не эмпирические представления о конкуренции как борьбе, соперничестве;

2. разграничить реально существующие три рода рыночной конкуренции; внутри рынка каждого рода товара; межрыночное движение ресурсов, создающее тенденцию общего рыночного равновесия; межотраслевую конкуренцию капиталов;

3. установить основания, условия осуществления, процессы и результаты каждого рода конкуренции;


4. определить ограничения и модификацию каждого рода конкуренции в связи с монополизацией рынков;

5. разрешить антиномию «монополистическая конкуренция»;

6. показать специфику конкуренции на рынке труда как непременного элемента зрелой (капиталистической) конкуренции;

7. проанализировать формальную общность и существенное различие конкуренции на рынке и соревнования в трудовой кооперации наёмных работников.

Список литературы

  1. Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категорийный строй общей теории конкуренции // Теоретическая экономика. 2014. № 1 (19). С. 13-20.
  2. Беляева Ю.В. Экономические отношения в инновационно-конкурентной сфере: автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.01 / Ю.В. Беляев. – Кострома, 2008. – 41 с.
  3. Гельвановский М.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения // Вопросы статистики. – 2004.
  4. Герасименко А. Эволюция теории конкуренции в истории экономической мысли XVIII-XX столетий // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. 2009. № 1 (63). С. 102-114.
  5. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.
  6. Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.
  7. Диксон П. Управление маркетингом / Диксон П. – М.: ЗАО «Изд-во Бином», 1998. – С. 24.
  8. Злобин Б.К. Конкуренция в теориях эволюции природных и общественных систем // Социология власти. 2012. № 3. С. 81-86.
  9. Клепач А.Н. Теория капиталистической конкуренции: марксистское и буржуазное видение / А.Н. Клепач // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 1991. – № 1. – С. 3 – 15.
  10. Коуз Р. Проблема социальных издер-жек // Коуз Р. Фирма, рынок и право; пер. с англ. ; под ред. Р. Капелюшникова. – М.: «Дело ЛТД», 1993.
  11. Лебедев С.А. Уровни научного знания / С.А. Лебедев // Вопросы философии. – 2010. – № 1. – С. 62 – 75.
  12. Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (31). С. 101-106.
  13. Маринина А.В. Исследование становления теории конкуренции в истории экономической мысли // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1018-1022.
  14. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / Карл Маркс; под ред. Ф. Энгельса. – М.: Политиздат, 1975. – Т. 1. – 503 с., Т. 2.
  15. Менгер К. Избранные труды / К. Менгер. – М.: Изд. дом «Территория будущего», 2005.
  16. Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Мизес Л. – [2-е испр. изд.]. – Челябинск: Социум, 2005.
  17. Милль Дж.С. Основы политической экономики. Серия: Экономическая мысль Запада/ Джон Милль – М.: Прогресс, 1981. – Т.1.
  18. Молоканов В.М. Что следует понимать под конкуренцией: к вопросу о единстве неоклассического и институционального подходов / В.М. Молоканов, А.Ф. Московцев // Экономические науки. – 2009. – № 2. – С. 84 – 90.
  19. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений / Р. Нельсон, С. Уинтер – М: Издательство «Дело», 2002.
  20. Ойкен В. Основы национальной экономики / Ойкен В. – М.: Высшая школа, 1996. – С. 216.
  21. Осипов Ю.М. Теория хозяйства. / Ю.М. Осипов – Т.1. – М.: Изд-во МГУ, 1998.
  22. Осипов В.В. О необходимости критического пересмотра отношения к теории и явлению конкуренции // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСЫ, ИННОВАЦИИ» Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». Москва, 2014. С. 115-143.
  23. Павлов М.Ю. Потенциал классической политической экономии в XXI веке / М.Ю. Павлов // Экономические науки. – 2011. – № 2. – С. 9 – 30.
  24. Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174.
  25. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М.Е Портер; пер. с англ. - М.: Альбина Бизнес Букс, 2014.
  26. Робертс Д. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции / Д. Робертс // Экономическая теория: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004.
  27. Рубин Ю.Б. Конкурентные ситуации на разных стадиях бизнеса // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2004. – № 2(50). – С.7.
  28. Скаржинский М.И. Методология экономической науки / М.И. Скаржинский, В.В. Чекмарев. – Кострома: КГУ, 2006.
  29. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Адам Смит. – Кн. I-III. –М.: Наука, 1992. – С. 11.
  30. Соколова О.А. Межрегиональная конкуренция в контексте современных теорий // Научный вестник Костромского государственного технологического университета. 2011. № 2. С. 24.
  31. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс / Дж. Стиглер // Вехи экономической мысли. Т. 2 / под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1995.
  32. Тарануха Ю.В. Экономическая природа и сущность конкуренции / Ю.В. Тарануха // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 1. – С. 4 – 17.
  33. Уэрта де Сото Х. Социализм, экономический расчет и предпринимательская функция: пер. с англ. / Х. Уэрта де Сото. – М.; Челябинск: ИРИСЭН; Социум, 2008.
  34. Фелештин В.И. Современные тенденции развития теории конкуренции // Экономический журнал. 2014. Т. 34. № 2. С. 47-57.
  35. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал / Хикс Дж. Р. ; пер. с англ. ; под ред. Р.М. Энтова.- М.: Изд-во «Прогресс». – 1993.
  36. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия / Шумпетер Й.; пер. с англ. ; под ред. В.С. Автономова. – М.: Экономика, 1995.
  37. Юданов А.Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты // Мировая экономика и международные отношения . – 1997. – № 6. – С. 44.
  38. Byrns R.T., Stone G.W., Economics / R.T. Byrns, G.W. Stone – [6th edition.]. – New York, HarperCollins College Publishers, 1995.

  1. Соколова О.А. Межрегиональная конкуренция в контексте современных теорий // Научный вестник Костромского государственного технологического университета. 2011. № 2. С. 24.

  2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / Адам Смит. – Кн. I-III. –М.: Наука, 1992. – С. 11.

  3. Милль Дж.С. Основы политической экономики. Серия: Экономическая мысль Запада/ Джон Милль – М.: Прогресс, 1981. – Т.1. – С. 306.

  4. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / Карл Маркс; под ред. Ф. Энгельса. – М.: Политиздат, 1975. – Т. 1. – 503 с., Т. 2. – С. 214-215.

  5. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия / Шумпетер Й.; пер. с англ. ; под ред. В.С. Автономова. – М.: Экономика, 1995. – С. 128.

  6. Злобин Б.К. Конкуренция в теориях эволюции природных и общественных систем // Социология власти. 2012. № 3. С. 81-86.

  7. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал / Хикс Дж. Р. ; пер. с англ. ; под ред. Р.М. Энтова.- М.: Изд-во «Прогресс». – 1993. – С. 22.

  8. Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / Мизес Л. – [2-е испр. изд.]. – Челябинск: Социум, 2005. – С. 259.

  9. Злобин Б.К. Конкуренция в теориях эволюции природных и общественных систем // Социология власти. 2012. № 3. С. 81-86.

  10. Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (31). С. 101-106.

  11. Byrns R.T., Stone G.W., Economics / R.T. Byrns, G.W. Stone – [6th edition.]. – New York, HarperCollins College Publishers, 1995. – р. 549.

  12. Юданов А.Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты // Мировая экономика и международные отношения . – 1997. – № 6. – С. 44.

  13. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений / Р. Нельсон, С. Уинтер – М: Издательство «Дело», 2002. – С. 113.

  14. Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (31). С. 101-106.

  15. Диксон П. Управление маркетингом / Диксон П. – М.: ЗАО «Изд-во Бином», 1998. – С. 24.

  16. Лоскутова М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9 (31). С. 101-106.

  17. Гельвановский М.И. Конкурентоспособность национальной экономики: проблемы статистического сопровождения // Вопросы статистики. – 2004. – С. 3-14.

  18. Герасименко А. Эволюция теории конкуренции в истории экономической мысли XVIII-XX столетий // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. 2009. № 1 (63). С. 102-114.

  19. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / М.Е Портер; пер. с англ. - М.: Альбина Бизнес Букс, 2014. – С. 89.

  20. Злобин Б.К. Конкуренция в теориях эволюции природных и общественных систем // Социология власти. 2012. № 3. С. 81-86.

  21. Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174.

  22. Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.

  23. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.

  24. Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.

  25. Герасименко А. Эволюция теории конкуренции в истории экономической мысли XVIII-XX столетий // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. 2009. № 1 (63). С. 102-114.

  26. Рубин Ю.Б. Конкурентные ситуации на разных стадиях бизнеса // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2004. – № 2(50). – С.7.

  27. Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174.

  28. Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174.

  29. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.

  30. Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категорийный строй общей теории конкуренции // Теоретическая экономика. 2014. № 1 (19). С. 13-20.

  31. Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.

  32. Злобин Б.К. Конкуренция в теориях эволюции природных и общественных систем // Социология власти. 2012. № 3. С. 81-86.

  33. Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174.

  34. Осипов В.В. О необходимости критического пересмотра отношения к теории и явлению конкуренции // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСЫ, ИННОВАЦИИ» Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». Москва, 2014. С. 115-143.

  35. Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категорийный строй общей теории конкуренции // Теоретическая экономика. 2014. № 1 (19). С. 13-20.

  36. Осипов В.В. О необходимости критического пересмотра отношения к теории и явлению конкуренции // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСЫ, ИННОВАЦИИ» Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». Москва, 2014. С. 115-143.

  37. Герасименко А. Эволюция теории конкуренции в истории экономической мысли XVIII-XX столетий // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. 2009. № 1 (63). С. 102-114.

  38. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.

  39. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.

  40. Маринина А.В. Исследование становления теории конкуренции в истории экономической мысли // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1018-1022.

  41. Фелештин В.И. Современные тенденции развития теории конкуренции // Экономический журнал. 2014. Т. 34. № 2. С. 47-57.

  42. Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.

  43. Фелештин В.И. Современные тенденции развития теории конкуренции // Экономический журнал. 2014. Т. 34. № 2. С. 47-57.

  44. Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категорийный строй общей теории конкуренции // Теоретическая экономика. 2014. № 1 (19). С. 13-20.

  45. Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174.

  46. Ойкен В. Основы национальной экономики / Ойкен В. – М.: Высшая школа, 1996. – С. 216.

  47. Маринина А.В. Исследование становления теории конкуренции в истории экономической мысли // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1018-1022.

  48. Осипов Ю.М. Теория хозяйства. / Ю.М. Осипов – Т.1. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – С. 211.

  49. Герасименко А. Эволюция теории конкуренции в истории экономической мысли XVIII-XX столетий // Вестник Киевского национального торгово-экономического университета. 2009. № 1 (63). С. 102-114.

  50. Осипов В.В. О необходимости критического пересмотра отношения к теории и явлению конкуренции // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСЫ, ИННОВАЦИИ» Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». Москва, 2014. С. 115-143.

  51. Коуз Р. Проблема социальных издер-жек // Коуз Р. Фирма, рынок и право ; пер. с англ. ; под ред. Р. Капелюшникова. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – С. 27.

  52. Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.

  53. Маринина А.В. Исследование становления теории конкуренции в истории экономической мысли // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1018-1022.

  54. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.

  55. Алиев У.Ж., Шимшиков Ж.Е. Понятийно-категорийный строй общей теории конкуренции // Теоретическая экономика. 2014. № 1 (19). С. 13-20.

  56. Фелештин В.И. Современные тенденции развития теории конкуренции // Экономический журнал. 2014. Т. 34. № 2. С. 47-57.

  57. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.

  58. Петрищев М.В. Объективное и субъективное в теории рыночной конкуренции // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 170-174.

  59. Осипов В.В. О необходимости критического пересмотра отношения к теории и явлению конкуренции // В сборнике: МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ, ФИНАНСЫ, ИННОВАЦИИ» Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». Москва, 2014. С. 115-143.

  60. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.

  61. Маринина А.В. Исследование становления теории конкуренции в истории экономической мысли // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9-2. С. 1018-1022.

  62. Гуляев Г.Ю. Эволюции теории конкуренции // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2012. № 28. С. 317-321.

  63. Голубева М.А. Ретроспективы развития теории конкуренции // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17. № 4. С. 71-75.

  64. Робертс Д. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции / Д. Робертс // Экономическая теория: пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 653-656.

  65. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс / Дж. Стиглер // Вехи экономической мысли. Т. 2 / под ред. В.М. Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1995. – С. 299–328.

  66. Скаржинский М.И. Методология экономической науки / М.И. Скаржинский, В.В. Чекмарев. – Кострома: КГУ, 2006. – С. 53.

  67. Клепач А.Н. Теория капиталистической конкуренции: марксистское и буржуазное видение / А.Н. Клепач // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 1991. – № 1. – С. 3 – 15.

  68. Молоканов В.М. Что следует понимать под конкуренцией: к вопросу о единстве неоклассического и институционального подходов / В.М. Молоканов, А.Ф. Московцев // Экономические науки. – 2009. – № 2. – С. 84 – 90.

  69. Тарануха Ю.В. Экономическая природа и сущность конкуренции / Ю.В. Тарануха // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 1. – С. 4 – 17.

  70. Беляева Ю.В. Экономические отношения в инновационно-конкурентной сфере: автореф. дис. д-ра экон. наук: 08.00.01 / Ю.В. Беляев. – Кострома, 2008. – 41 с.

  71. Менгер К. Избранные труды / К. Менгер. – М.: Изд. дом «Территория будущего», 2005. – С. 67.

  72. Лебедев С.А. Уровни научного знания / С.А. Лебедев // Вопросы философии. – 2010. – № 1. – С. 62 – 75.

  73. Уэрта де Сото Х. Социализм, экономический расчет и предпринимательская функция: пер. с англ. / Х. Уэрта де Сото. – М.; Челябинск: ИРИСЭН; Социум, 2008. – С. 29.

  74. Павлов М.Ю. Потенциал классической политической экономии в XXI веке / М.Ю. Павлов // Экономические науки. – 2011. – № 2. – С. 9 – 30.