Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Эволюция теорий конкуренции
1.1. Классические и неоклассические теории конкуренции
1.2. Современные теории конкуренции
Глава 2. Современные подходы к исследованию конкуренции
2.1. Подходы к исследованию конкуренции
2.2. Современные формы конкуренции
В условиях развития тенденций взаимодействия и взаимопроникновения всех сфер деятельности в рамках мирового сообщества изменяется характер конкуренции, превращая ее в глобальный процесс. Фундаментальной основой механизма глобальной конкуренции, как и других видов конкурентной борьбы, выступают конкурентные преимущества рыночных субъектов. Однако глобальная конкуренция основывается на другой стратегической парадигме формирования конкурентных преимуществ, которая не признает географических границ между странами[20]. Основные факторы, которые побуждают субъектов мирового рынка к глобальной конкуренции, делятся на внутренние и внешние. Под влиянием фактора глобализации изменяется характер конкуренции, что включает появление новых экономических субъектов на рынке, расширяются границы ее обслуживания, выходя за рамки национального или локального рынков. Обострение конкуренции на глобальном и локальном рынках делает актуальным для конкурирующих предпринимателей решение вопроса создания и удержания конкурентных преимуществ[21].
Экономическая конкуренция – это процесс, который побуждает конкурирующих продавцов (покупателей) производить издержки, направленные на поиск и проверку знаний[22]. Продавцы и покупатели заключают контракты для обмена правами собственности, установления цен с целью координации и информирования друг друга. Непредвиденные ошибки, вызванные потерей сигналов, контролируются в ходе конкурентного процесса между собственниками прав. В гражданском обществе экономический прогресс оценивается показателем минимизации возникающих в обществе конфликтов[23]. Конкуренция зависит не только от действующих норм, правил, традиций, определяющих предсказуемость взаимодействия между экономическими субъектами, но и также от адаптации к ним.
Конкуренция – это эволюционный процесс взаимодействия между продавцами и покупателями на рынке. Покупатели конкурируют между собой за получение информации о том, где и что купить, какие получить преимущества. Продавцы ставят себя на место потенциальных покупателей, изучая информацию о различных продуктах и производственных процессах, организации, связях и методах продаж и потенциальных партнерах[24]. В целом процесс конкуренции создает сильные стимулы для поиска и проверки полезности знаний, потому что конкуренты рискуют своими частными правами собственности и несут ответственность в случае неэффективной деятельности, а также за совершаемые ошибки.
Важная роль конкуренции состоит в ускорении обновления производства и продукции. Интенсивность конкуренции зависит от способности конкурирующих сторон на рынке производить трансакционные издержки, а также от способности институтов обеспечивать механизм защиты их прав собственности. Эффективная реализация вышеуказанных функций институтами направлена на поддержание добросовестной конкуренции[25].
Ю. Рубин выделяет асимметричную и симметричную конкуренцию. Первый вид характеризуется ситуационным доминированием одного из соперников над другими и обратной конъюнктурной зависимостью соперников. Другой вид предусматривает относительный баланс сил ситуационных соперников и отсутствие ситуационного конкурентного доминирования[26].
Выводы. Конкуренция – это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция определяет экономические отношения соперничества между субъектами хозяйствования и хозяйствующими единицами, заинтересованными в получении преимуществ, позволяющих максимизировать полезность[27].
А. Смит считал, что в конкуренции воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной системе. Д. Рикардо и другие экономисты классического направления развили идеи ценового регулирования рынка в результате свободного соперничества между продавцами и покупателями. Представитель неоклассического направления А. Маршалл дополнил поведенческую трактовку конкуренции, связав ее с проблемой редкости ресурсов. Й. Шумпетер связал конкуренцию с процессом нововведений и функцией предпринимательства. Сторонник либеральной экономики и свободного рынка Фридрих Август фон Хайек считал, конкуренция есть процедура открытия рассеянного в обществе знания о потребительских предпочтениях, технологических возможностях, инвестициях, институтах и других фактов, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными.
Глава 2. Современные подходы к исследованию конкуренции
2.1. Подходы к исследованию конкуренции
Конкуренция занимает особое место в институциональной системе. Особенность эта заключается, во-первых, в том, что конкуренция как институт рынка обусловливает эффективность функционирования других институтов, например, института частной собственности, а во-вторых, помогает хозяйствующим субъектам правильно реагировать на рыночные сигналы. Среди прочих рыночных институтов конкуренция имеет специфические особенности: для нее не характерны черты самоорганизации и устойчивости[28]. Она не может быть ни результатом согласованных действий, ни следствием поведения хозяйствующих субъектов, что указывает на необходимость регулирования самой конкуренции извне, как необходимого условия ее поддержания и сохранения[29].
С целью исследования сущности конкуренции остановимся на основных трех подходах. В соответствии с поведенческим подходом конкурентный процесс исследуется с позиций выявления поведенческих особенностей хозяйствующих субъектов и сводится к борьбе за платежеспособный спрос. В структурной трактовке конкуренции изучаются конкурентные условия разных типов рыночных структур. Функциональный подход предусматривает рассмотрение функциональной взаимосвязи конкуренции с инновациями. Изучение экономического содержания конкуренции включает анализ формы текущего хозяйствования, характеризующего соперничество фирм[30]. Реализация равных принципов хозяйствования состоит в создании и обеспечении равных условий состязательности. В данных условиях возможно функционирование разнообразных по масштабу и формам организации хозяйствующих субъектов. Интенсивность конкуренции между хозяйствующими субъектами влияет на разнообразие форм организации предпринимательских структур.
Посредством рыночной конкуренции происходит выбраковывание неэффективных форм хозяйствования из процесса производства, обеспечивается регулирование пропорций экономического развития[31].
Экономическую природу конкуренции можно представить в виде соревнования разнообразных форм и способов хозяйствования в отношении одной и той же цели. Функциональное предназначение конкуренции заключается в выявлении и вознаграждении победителей. Для отдельно рассматриваемого хозяйствующего субъекта конкурентная борьба представляет процесс соперничества, в результате которого вознаграждаются те хозяйственные субъекты, которые расширили свою экономическую власть посредством создания конкурентных преимуществ[32]. Распространение экономической власти свидетельствует о получении лучших условий хозяйствования по сравнению с конкурентами. Созданные преимущества характеризуют способ обретения более выгодных условий хозяйствования, а вознаграждение представляет результат завоевания лучшего положения. Следовательно, для хозяйствующего субъекта конкуренция по форме представляется как соперничество, а по содержанию она представляет собой процесс борьбы за наилучшие условия хозяйствования[33].
2.2. Современные формы конкуренции
Определим субъектов и объектов конкуренции. В качестве объектов конкуренции рассматривается то, что представляет интерес для конкурентов и побуждает их к конкурентной борьбе. К объектам конкуренции относятся потребительский спрос, факторы производства (труд, земля, капитал, технология) и информация[34]. Экономическими субъектами конкуренции выступают потребители, предприятия, организации на микроуровне, ведущие конкурентную борьбу за получение преимуществ на рынке. Регионы, отрасли, кластеры относятся к субъектам макроуровня[35].
В зависимости от методов проведения, конкуренция подразделяется на ценовую и неценовую. Использование отличительных качественных особенностей товаров в условиях борьбы за платежеспособный спрос является отличительной особенностью неценовой конкуренции. Ценовая конкуренция ведется за согласование цен. Неценовая конкуренция предусматривает соперничество за дифференцированную продукцию, реорганизацию каналов дистрибуции продукции, рекламу и оказание разного рода услуг[36].
Экономическая конкуренция применяется для установления соперничества между поставщиками за привлечение покупателей продукцией лучшего качества[37]. Институциональная конкуренция выражается в том, насколько функционирующие институты сами конкурируют, стимулируют развитие состязательности, использования конкурентных преимуществ в условиях несовершенной конкуренции. В зависимости от методов и средств, применяемых при ее организации, конкуренция подразделяется на добросовестную и недобросовестную (рис. 1) [38].
Добросовестная конкуренция представляет соперничество за получение максимальной прибыли путем создания лучших товаров, оказания качественных услуг, снижения издержек и использования, общепризнанных на рынке норм и правил поведения.
Рисунок 1 – Критерии институциональной конкуренции[39]
В условиях обострения конкурентной борьбы за новые рынки сбыта продукции и услуг применяются методы и средства недобросовестной конкуренции. Она включает применение незаконных средств и методов, направленных на получение, самовольное использование или разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, а также действий, ведущих к дискредитации деятельности предприятия и способствующих его вытеснению с рынка, для получения собственных конкурентных преимуществ[40].
К характерным проявлениям недобросовестной конкуренции относится «серое» производство, продажи производителей, уклоняющихся от налогов, «серый» импорт, выпуск поддельной продукции, несанкционированное использование торговой марки и торгового знака[41].
В зависимости от степени развития и характера функционирования институтов институциональная конкуренция подразделяется на институционально-организованную и институционально – неорганизованную, различающуюся в зависимости от видов функционирующих институтов, степени их развития и использования норм, правил поведения в обществе[42].
В странах переходной экономики отмечено отсутствие ряда институтов, преобладание неформальных норм и правил поведения. Это выражается в господстве инверсионных институциональных форм взаимодействия экономических субъектов в условиях соперничества за получение преимуществ, что характеризует институционально – неорганизованную конкуренцию.
В зависимости от степени доступности одного из конкурентов к информации конкуренция подразделяется на симметричную и асимметричную[43]. Для первого вида конкуренции характерным является доступность информации для всех участников рынка, а также существование баланса сил между конкурентами при отсутствии доминирования со стороны какого-либо из участников процесса[44]. К характерным признакам асимметричной конкуренции относится доступность информации для ограниченного числа участников рынка, доминирование одного из участников рынка при наличии их обратной конъюнктурной зависимости[45].
В. Ойкен и другие теоретики концепции социально-рыночного хозяйства выделяют роль институциональных условий, которые обеспечивают благоприятную среду для функционирования и развития конкуренции. «Применение идеальных типов хозяйственных систем с их многочисленными разновидностями осуществляется, таким образом, что после их выявления, то есть после разработки морфологии, мы вновь обращаемся к конкурентной экономической действительности, хотя делаем это уже иначе, чем прежде, при выработке идеальных типов хозяйственных систем и форм», – подчеркивал В. Ойкен[46].
Конкуренция зависит от институциональной организации общества, причем последняя определяет совокупность общественных механизмов взаимодействия при производстве и распределении благ, максимизации полезности от рационального выбора[47]. Подчиняясь логике экономического рационализма, институциональная организация вбирает в себя лишь те нормы, которые заставляют индивида предпринимать действия, обеспечивающие равенство предельных издержек и предельной полезности.