Файл: Учетная политика организации: цель, задачи,формирование, применение.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи учетной политики организации
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Учетная политика для целей налогового учета
2. Формирование учетной политики и ее раскрытие в бухгалтерской отчетности
2.1 Документация учетной политики
2.2 Взаимосвязь учетной политики и бухгалтерской отчетности
Введение
Темой своей курсовой работы я выбрала тему: «Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение» по следующим причинам:
- во-первых, учетная политика организации является элементом системы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;
- во-вторых, учетная политика тесно взаимосвязана с финансовыми показателями деятельности организации;
- в-третьих, данный раздел бухгалтерского учета очень широк и охватывает массу информации и большой круг законодательных актов, с которыми я получила возможность ознакомиться.
На мой взгляд актуальность выбранной темы объясняется тем, что сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация в Российской Федерации оказывает значительное влияние на финансовое состояние предприятий, и как следствие от выбранной учетной политики зависит экономическая деятельность хозяйствующего субъекта на современном уровне, что имеет большую научно-практическую значимость.
Объектом исследования в курсовой работе является учетная политика организации.
Предметом изучения служит изучение основ и особенностей формирования учетной политики организации.
Целью данной курсовой работы является изложение целей, задач, формирование и применение учетной политики организации.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты (цели, задачи) и формирования учетной политики;
- рассмотреть документацию учетной политики предприятия;
- рассмотреть способы отражения в учетной политике способов оценки активов и обязательств организации;
- рассмотреть и раскрыть отражение в учетной политике проведения инвентаризации;
- изучить применение и влияние учетной политики на составление бухгалтерской отчетности организации.
1. Цели и задачи учетной политики организации
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
В бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности[1].
Основная задача учетной политики - обеспечивать равномерность получения доходов. Хозяйствующие субъекты должны выбирать такие способы ведения учета, чтобы по возможности исключить резкие всплески и падения финансовых результатов.
Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно.
В этой связи учетная политика организации выполняет сразу несколько функций.
Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании – правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе.
Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика – это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.
Наконец, в-третьих, учетная политика – это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п.
Начиная с 2009 г. Приказом Минфина России от 1/2008 утверждено новое ПБУ 1/2008, регулирующее правила формирования и изменения учетной политики организаций.
Формирование учетной политики следует рассматривать как один из важнейших элементов налоговой оптимизации. Квалифицированная проработка приказа об учетной политике позволит организации выбрать оптимальный вариант учета, эффективный как с точки зрения бухгалтерского учета, так и с точки зрения режима налогообложения.
Непосредственно процессу формирования учетной политики должен предшествовать анализ действующего законодательства. В результате проведенного анализа следует определить круг вопросов, которые организация предполагает рассмотреть в учетной политике.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации.[2]
Способы ведения бухгалтерского учета, которые организация выбирает в процессе формирования учетной политики, начинают применяться с первого января года, который следует за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Следует отметить, что они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация должна оформить учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня вступления в статус юридического лица; учетная политика вновь возданной организации будет считаться применяемой с момента государственной регистрации юридического лица.
Возможны следующие случаи изменения учетной политики организации:
- изменение законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету (обязательное изменение учетной политики);
- разработка организацией новых способов ведения бухгалтерского учета (добровольное изменение учетной политики);
- существенное изменение условий хозяйствования (добровольное изменение учетной политики).
Во время разработки новых способов ведения бухгалтерского учета решение о добровольном изменении учетной политики принимается для более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации, а также для того, чтобы уменьшить трудоемкость учетного процесса. И если новый способ ведения бухгалтерского учета будет отвечать вышеуказанным критериям, то добровольное изменение учетной политики можно считать обоснованным.
Утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые возникли впервые в деятельности организации, либо просто отличны по существу от фактов, имевших место ранее, не считается изменением учетной политики[3].
На практике это означает, что в течение отчетного года в действующую учетную политику можно вносить дополнения, т.е. пополнять ее состав новыми положениями в отношении разделов и объектов учета, которые ранее не встречались в деятельности организации, и поэтому порядок их бухгалтерского учета не регламентировался в данной организации. Под это правило не подпадает ситуация с введением в действие нового ПБУ, так как оно устанавливает новые правила отражения объектов и операций в бухгалтерском учете и отчетности, а сами объекты и операции к этому моменту уже присутствуют в хозяйственной деятельности организации.
Внесение изменений в учетную политику производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.[4] Данное положение весьма логично, учитывая, что смена деятельности или реорганизация может быть произведена в начале или середине текущего года.
При внесении изменений в учетную политику необходимо оценить в денежном выражении то влияние, которое окажет это изменение на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и движение денежных средств.
При существенном характере такого влияния организация должна внести изменения в бухгалтерскую отчетность на начало года, с которого произошли изменения в учетной политике. Если в бухгалтерской отчетности приводятся данные за несколько лет, то отразить изменения необходимо и за более ранний период. Такой метод отражения изменений в учетной политике получил название - "ретроспективный". Что касается механизма отражения последствий изменения учетной политики при ретроспективном методе, то предлагается корректировать входящий остаток по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" за самый ранний представленный в отчетности период, а также значения связанных с ней статей бухгалтерской отчетности. Изменения в учетной политике, имеющие существенный характер, подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности обособленно.
Зачастую изменения, вносимые в учетную политику, трудно, а то и просто невозможно оценить. В этом случае предлагается применять измененный способ ведения бухгалтерского учета в отношении хозяйственных операций, совершенных после введения измененного способа, то есть "перспективно". Очевидно, что в связи с существенной трудоемкостью расчета денежной оценки при ретроспективном методе абсолютное большинство малых и средних организаций будет использовать именно перспективный метод.
Если учетная политика изменяется в результате применения нормативного правового акта впервые или изменения нормативного правового акта, в этом случае раскрывается также факт отражения последствий изменения учетной политики.
Информация об изменении учетной политики, а также существенные способы ведения бухгалтерского учета раскрываются в пояснительной записке, которая является составным элементом бухгалтерской отчетности организации.
В том случае, если изменения в учетную политику внесены после того, как составлена годовая бухгалтерская отчетность, их следует раскрывать в промежуточной бухгалтерской отчетности.
Учетная политика для целей налогового учета
Для целей налогообложения учетная политика определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика[5].
Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает единый порядок формирования учетной политики, потому что в разных главах Налогового кодекса Российской Федерации содержатся различные указания по вопросу составления и срока действия учетной политики для целей налогообложения. В налоговой учетной политике организация сама устанавливает порядок ведения налогового учета, составляет политику в произвольной форме и утверждает ее приказом руководителя.
Чаще всего учетная политика для целей налогового учета включает три раздела:
В первом разделе описываются организационные и технические вопросы: организация ведения налогового учета; система налоговых регистров; система документооборота для заполнения налоговых регистров.
Во втором разделе организацией указывается способы налогового учета в тех случаях, когда Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет налогоплательщику такое право (например, определение перечня прямых и косвенных расходов). Это основная часть учетной политики. Здесь желательно провести разграничение налогового учета по отдельным видам налогов.
В третьем разделе приводятся разъяснения по вопросам исчисления налогов, по которым нормы налогового законодательства либо отсутствуют, либо не содержат определенного порядка действий. Это не менее важная часть, которая позволяет осуществлять налоговое планирование. Например, порядок ведения раздельного учета в Налоговом кодексе Российской Федерации не определен, поэтому компания должна разработать и закрепить в учетной политике такой порядок исходя из специфики своей деятельности. В качестве приложений к налоговой учетной политике могут стать бланки учетных налоговых регистров, самостоятельно разработанные и утвержденные компанией.
Для целей исчисления НДС налоговая учетная политика, принятая компанией, является обязательной по отношению ко всем обособленным подразделениям организации.[6] При этом она должна быть принята не позднее окончания первого налогового периода работы организации. Для налога на прибыль сроки не установлены. Однако в ст. 313 НК РФ речь идет о том, что, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он обязан определить и отразить в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности. Таким образом, если для вновь созданной организации все ее виды деятельности будут новыми, то и учетная политика должна быть принята с момента государственной регистрации организации.